В семинариях я не учился. В этой жизни точно. Это спасло меня от догматизма и многих других побочных явлений, но за подобную свободу платить приходится возможностью ошибок и нетвёрдым знанием фактуры. Последнее преодолеть проще - информация сейчас есть открытая в избытке.
На поиск книг у меня есть свой талант - читаю «редко, но метко», всех благоглупостей не прочтёшь, а в чужих обусловленных фантазиях лучше не путаться. Вот одна из таких отличных книг, достойная рекомендации к прочтению: автор Стюарт Дж. Холл, нынче, пишут, служит в Шотландии, протестант, был профессором Церковной истории в Королевском колледже в Лондоне, книга «Учение и жизнь ранней церкви», разбирает самое - самое - первые пять веков от Рождества Христова.
В сети есть, вот одна из ссылок:
https://rbook.me/book/12037725/ Что в книге очень хорошо - она весьма энциклопедична. Это очень крупный, долго разгрызаемый и питательный орешек. Одновременно - она короткая 315 стр, при этом - не предвзятая, и в ней почти никто не забыт. Но вот имени Папия - увы, не встретил, правда, она написана в 1990г. Если Папия вписать - будет книжечка на «пять».
Так вот - господин профессор цитирует Иринея Лионского:
«Маркосианские миссионеры, проповедовавшие галлам, крестили «во имя неизвестного Отца вселенной, во имя Истины, Матери всего сущего и во имя Сошедшего на Иисуса, да обретем единство, искупление и общение с силами» (цитируется Иринеем Лионским в «Против ересей», 1.21.3). Ириней писал работу в 180 год»
Труд Иринея лежит здесь.
https://religion.wikireading.ru/201829.
Ириней Лионский - представитель «Иоанновой» линии священников и это очень важно. Потому что эта линия ответственно относилась к запечатлённым ПИСЬМЕННО словам, зная, что именно ДУХ этих слов будет источником для других сквозь века. Соединить Дух с Буквой - это крайне трудная одновременно научная и поэтическая работа.
Если судить по Маркосианскому «символу» из цитаты Иринея - Бог-Отец, София - Премудрость и Дух Святой вполне присутствовали в этом дискурсе, и «на вскидочку» очень оно современенько звучит, вроде, чего понял некий лидер-харизматик - в то и крестим, ведь, если он крестил - то должны бы были и предшественники быть по Апостольской передаче священства; вот в чём штука. А прошло примерно 150 лет с Голгофских событий. А уже как всё смешано со всем оказывается. Это прошло как от сего момента до отмены крепостного права в России - или революции 1905г. Такой диапазон.
Ещё этот «Гностический Символ» говорит вот о чём - последний апостол соединился с Вечностью в начале 2 века. То, что он в некотором роде трансформировался и остался тут, а не умер, став недосягаемым для этого мира, как обычно это бывает, - другой вопрос. Проходит ровно одна человеческая жизнь с того момента - ещё живы те, кто видели Апостолов - и что - вот третье поколение Христиан явно во влиянии современной им философии и науки. О которых мы почти ничего не знаем, надо сказать..
Вывод у меня один - сохранение традиционных текстов - это подвиг Церкви. Корпус «Нового завета» - это реально тексты первых лет от Воскресения, и сохранение дискурса - это совместный труд - тех, кто ТУТ, и тех, кто ТАМ. Об этом постоянно забывают.
А вот Галльский Гнозис прошёл сквозь века в Алхимию и так далее-) Не всё так просто. Но массовому прихожанину он был ну совсем ни к чему.