Италия, октябрь 2017. День 2 - Орвието и Чивита ди Баньореджо, часть 1

Oct 27, 2017 14:58

(Все фото кликабельны - нажимайте на них для увеличения! Больше фото - в альбоме на ЯндексФотках - https://fotki.yandex.ru/users/chronosgallery/album/552785/)

Итак, первый день у меня полностью ушел на перелет в Италию и на то, чтобы от него отойти (почему-то с каждым разом мне все сложнее дается период после переездов), но это было необходимо, т.к. на следующий день мне нужно было вставать аж в 4 утра.
Конечно, лучше бы для начала путешествия выбирать экскурсии поближе к месту проживания и не на целый день, но в понедельник никакие музеи и исторические комплексы не работают, так что пришлось выбрать поездку в два не ближних города. Кроме того, я все еще не была на 100% уверена в расписании автобусов, так что, конечно, волновалась. Но все по порядку.

Почему я решила посетить Чивиту ди Баньореджо? Еще год назад я вообще не знала о существовании этого городка, но как-то, просматривая итальянские фотографии в интернете, наткнулась на чудесное фото города на скале посреди живописной гористой долины. И поняла - я хочу увидеть это своими глазами! Так что Чивита заняла одно из первых мест в моем списке.
Затем я начала искать, как туда добраться без машины. Выяснила, что есть автобусы из двух городов: Орвието и Витербо. Оба города также рекомендовались к осмотру. Я выбрала Орвието, потому что до него от Рима на электричке было около часа, а до Витербо - два (что странно, т.к. Витербо ближе к Риму), и, судя по расписанию автобусов Орвието-Баньореджо, я как раз успевала на 8-часовой. Т.е. я хотела доехать до вокзала Орвието, сесть там же на автобус до Баньореджо (Чивита - это его старая часть, до которой нужно еще пешком идти), походить по Чивите и в 14:40 поехать обратно, чтобы осмотреть Орвието. А в 19:48 обратно в Рим.

Не знаю, что бы я делала без расписаний в интернете. Ехать в чужую страну без знания языка и пытаться на месте разобраться с пересадками на маршруте - это что-то невероятное. Поэтому обязательно используйте сайты перевозчиков!
Главный ж/д перевозчик в Италии - это Trenitalia (http://www.trenitalia.com/tcom-en). Зарегистрироваться на сайте не так уж сложно (в интернете есть подробное описание процесса), зато потом все купленные билеты сохраняются в вашем личном разделе, и вы также можете изменить их (если тариф позволяет). Кроме Трениталии, есть также компания Итало (http://www.italotreno.it/en), что за поезда у нее и какая цена на билеты, я не знаю, ни разу не пользовалась их услугами. Но на крупных вокзалах есть отдельные билетные стойки этой фирмы, а также билетные автоматы, правда народу там почти никогда не бывает. Еще существуют электрички местных компаний, об одной из них я расскажу в другой раз.
У Трениталии есть три типа поездов - 1) Freccia (т.е. стрела) - самые быстрые и дорогие, ходят обычно без опозданий. На них можно за несколько часов проехать страну из конца в конец. 2) Intercity - междугородние поезда, уровнем пониже, едут достаточно быстро, опоздания бывают, цена пониже, либо такая же. 3) Regionale - электрички, едут очень медленно, опоздания частые, цена, соответственно, самая низкая.

Также есть разные типы тарифов - Super Economy, Economy, Base (условия можно увидеть, нажав значок i при выборе тарифа), и два класса - 1 и 2. Первый класс - это обычно один-два вагона в начале поезда, все остальные - второй. На электричках прямо на вагонах написаны большие цифры - 1 или 2 - это не номер вагона, а тип класса. Нумеруются вагоны на более дорогих поездах, там же есть выбор места (в электричках нет).
Билеты можно купить: 1) на сайте (распечатывать не обязательно, можно просто показать билет на смартфоне), 2) в билетной кассе либо автомате на вокзале. При покупке на сайте вы можете сами выбрать место в вагоне, однако время поездки уже будет обозначено, и не все тарифы позволят его сменить в случае необходимости. Если вы опоздаете на такой поезд по личным причинам, то билет пропадет. Но при этом есть также возможность сэкономить, т.к. тарифы экономный и суперэкономный, насколько я поняла, на вокзале недоступны, и цена растет в зависимости от близости поездки. При покупке на вокзале вы получите билет без времени, который перед посадкой в вагон нужно прокомпостировать, иначе он считается недействительным. Ну а цена будет, скорее всего, максимальная (это касается стрел и Интерсити, на электрички цена не меняется). Таким образом, у каждого варианта есть плюсы и минусы, какой из них выбрать - ориентируйтесь по ситуации.

Автобусных компаний больше, в каждом городе есть своя местная, но междугородние перевозки осуществляют несколько основных. Я ездила только на автобусах Cotral (http://www.cotralspa.it/) На их сайте есть возможность увидеть карту с маршрутом и остановками - выбираете вверху слева Calcola percorso e tariffe, и вас переправит на страницу на английском, где указываете место отправления, прибытия и временной интервал. В появившемся списке вариантов нажимаете на нужный, и он отображается на карте, которую можно увеличивать, а внизу идет расшифровка - указано название начальной и конечной остановок. Однако при первой же поездке выяснилось, что информация на сайте может и не соответствовать действительности.. Но об этом дальше.

Итак, я встала в 4 утра, позавтракала и пошла на вокзал. Там круглосуточно снует народ, но бомжей еще никто не погнал, и они лежали прямо на тротуаре у стен. Зрелище, конечно, неприглядное, но куда деваться.. Видимо, из-за угрозы терактов, сейчас в Италии везде ужесточили меры безопасности (например, возле входа в миланский собор и возле Колизея дежурят ребята в камуфляже и с автоматами наголо), вот и в Термини тоже поставили загородки, через которые к поездам можно пройти только после предъявления билета. 4 года назад ничего такого не было. Но я считаю, что это очень правильная и нужная мера. Лично мне гораздо спокойнее, когда по перронам не шатаются всякие непонятные личности.
Главное табло висит напротив центрального входа, но у загородок рядом с перронами висят табло поменьше, и на них гораздо удобнее смотреть, на какой платформе стоит поезд. Учтите, что на табло отображается конечный пункт назначения, и если вам выходить на промежуточной остановке, то в первую очередь смотрите на номер поезда и время отправления. Очень удобно, что и остальные остановки тоже на табло отображаются в виде бегущей сбоку строки (но так бывает не всегда и не на всех вокзалах). Также на стене вокзала висят большие листы со всеми номерами поездов и всеми остановками. Вот, например, так выглядит мой поезд до Орвието:


С посадочными платформами (по-итальянски Binari) Термини поначалу тоже трудно разобраться. Стрелы и междугородние поезда обычно ставят на главные пути, а вот электрички отправляются с дополнительных, которые находятся у черта на куличках. У моего поезда на табло светился путь 1est, и я понятия не имела, где это вообще есть. Однако охранник на загородке тут же мне показал, куда идти, и в дальнейшем на стенах и потолке я постоянно видела панели, указывающие направление к этим платформам. Идти до них довольно далеко! Вот схема вокзала, для понимания:


Эти пути находятся сбоку от основных, поэтому до них так долго идти. У начала путей светится табло - на нем указан номер, время отправления и конечный пункт. Очень удобно, чтобы проверить, правильно ли ты пришел. Такие табло есть на перронах в нескольких местах, так что обязательно с ними сверяйтесь!


Электричка уже стояла у перрона. Внешне и внутренне она ничем не отличалась от той, на которой я ездила в Черветери 4 года назад, поэтому я не удивилась ни заляпанности стекол, ни мусору на полу, ни даже туалету, аналогичного российскому (с дыркой внизу) :-) Впрочем, кресла все-таки мягкие, в отличие от наших садовых электричек с их деревяшками, да и вообще вагон выглядит поприличнее.


Тронулись мы почти вовремя, и диктор по-итальянски сообщил, что поезд номер такой-то следует до станции такой-то (чтобы тот, кто ошибся, успел выскочить :-) ). Ехали-ехали по ничем не примечательной местности, остановки не объявлялись, однако на каждой из них в окно можно было увидеть большие надписи с названиями. Вдруг, на предпоследней до Орвието станции, поезд застрял. Стоит 5 минут, 10, 20… никто ничего не понимает. Что-то объявляют, но по-итальянски. А у меня автобус через полчаса!
Вот тебе и приехала в Чивиту.. Гляжу - пассажиры высыпали на перрон, я тоже из вагона высунулась, пытаюсь узнать у мимо проходящих, в чем дело, но все плечами пожимают. Внезапно стоящий у вагона мужик (ехал через пару сидений от меня) спрашивает «русская»? Выяснилось, что он тоже русский, живет в Риме, а работать ездит в какой-то мелкий городок на всю неделю. Посетовал, что молодая женщина ездит одна, без мужа, и попытался узнать у негра (тоже с нами в вагоне ехал), что случилось с поездом. Негр сказал, что, вроде бы, поломался поезд, который шел перед нашим, и что неизвестно, насколько мы тут застряли.
Я стою и чувствую, как по спине холодок бежит. Через 20 минут я должна быть в Орвието, иначе 8-часовой автобус уйдет, а следующий только в 12:55!!! С отчаянием спрашиваю, есть ли какой-то автобус от этой станции до Орвието, но разумом понимаю, что искать его и ждать вряд ли будет быстрее… Негр высказал предположение, что мой автобус могут задержать из-за задержки поезда, что в мелких городках такое бывает, потому что иначе люди на работу опоздают, но я сильно сомневалась, что так и будет.
Ну, что ж делать.. Смирилась, вышла на перрон постоять со всеми. Минут 20 еще стояли, потом объявили, что сейчас поедем. Поехали, но в обратную сторону! О_О Я уже все - решила, что день потерян, и только с любопытством гадала, куда же меня, в конце концов, привезут - но, как оказалось, это просто наш поезд на запасной путь переводили, чтобы неисправный с рельс убрать. Вскоре мы снова двинулись в нужную сторону, и в Орвието я прибыла с опозданием на 50 минут. (Позже я убедилась, что это вполне нормально для итальянских электричек).
Разумеется, никакого автобуса уже не оказалось. Возле вокзала он не стоит, а только делает остановку и, скорее всего, он проехал буквально за 10 минут до меня. И хотя изначально у меня было в запасе целых 40 минут на пересадку, это не помогло..
Все же где-то внутри я надеялась, что расписание у меня неактуальное (хотя и смотрела на сайте), и что, может быть, есть еще какой-нибудь автобус. Чтобы удостовериться в этом, я зашла в кафе-бар прямо в здании вокзала (не выходя наружу, сверните направо), там продавали и еду, и газеты, и сувениры - и вот там на стене висело большое расписание специально для туристов, едущих в Чивиту. Вот оно:


Что самое странное - в основном Италии нет автовокзалов, как таковых, а также автобусных касс. Билеты продают либо в табаккериях (магазинчики с большой буквой Т на вывеске), либо в газетных киосках. Обычно продавцы знают маршрут, а вот время отправления - далеко не всегда. Поэтому, если сомневаетесь, спрашивайте всех вокруг остановки, кто-нибудь да подскажет. В данном случае я могла купить билет в этом кафе-баре, но не стала, потому что решила сначала подняться в сам город и погулять там до следующего автобуса.

Изначально я планировала бОльшую часть времени посвятить осмотру Чивиты, а на Орвието - то, что останется, но получилось наоборот. И я ни разу об этом не пожалела! Дело в том, что Чивита - совсем маленький городок, я его обошла весь за полчаса, и потом ходила кругами по одним и тем же улицам. Так что за пару часов его вполне можно осмотреть целиком. Орвието же намного больше и, как оказалось, местных интересностей там тоже полно. Правда, я не попала ни в колодец св.Патрика, ни в подземные лабиринты, ни в музей, но зато убедилась, что этот город действительно стоит посетить еще хотя бы раз!
Вообще Орвието состоит как бы из двух частей - старый город, который находится на скале, и новый, у ее подножия. Наверх можно либо подняться на фуникулере, либо по дороге на машине/автобусе. Наверное, есть и пешие дорожки, но скала довольно высокая и крутая, так что это не вариант. Одноэтажное коричневое здание фуникулера вы увидите сразу же, выйдя из вокзала на площадь. Слева от него - остановка автобусов, где как раз я и должна была поймать автобус на Баньореджо, если бы электричка пришла вовремя..


На фуникулере есть забавный участок - так-то колея одна, но в середине пути идет развилка, чтобы едущие друг другу навстречу вагончики не врезались. Так вот, когда стоишь впереди и смотришь в лобовое стекло, то испытываешь интересные ощущения, когда видишь, как на тебя несется вагон и сворачивает вбок в последний момент :-)
Доехав до верха, я решила сразу же выяснить, где мне садиться на следующий автобус (который в 12:55, точнее, в 12:50, потому что в 55 минут - это остановка у вокзала, а из самого города он раньше выезжает). На карте сайта Cotral синим по белому была нарисована остановка на площади Cahen. Действительно, тут же перед выходом с фуникулера стоял какой-то автобус, но городской - у него на табло светилось Duomo (собор, т.е.). И больше никаких автобусов вокруг не было. Это меня удивило - ведь для котраловских автобусов эта остановка была начальной, т.е. они должны были на ней стоять. Я решила немного осмотреться вокруг - вдруг я что-то не так поняла.
Пройдя чуток влево, я обнаружила красивые каменные ворота какого-то старинного укрепления.


За ними оказался небольшой парк, а с окружающей его стены открывались такие виды на долину внизу, что у меня просто захватило дух!




Погуляв там немного, я вернулась на остановку и все же решила обратиться к кому-нибудь с вопросом по поводу автобусов. Информационная туристическая точка была закрыта, как гласило объявление на двери, до 10 часов. Однако и после 10 она осталась закрытой.. Так и не знаю - работает ли она в это время года или уже нет. Тут как раз вышел покурить кассир фуникулера, и на мой вопрос «Котрал бус стоп?» он отрицательно покачал головой, махнул рукой куда-то вправо и начал объяснять: «Так, нужно подняться вон по той улице, пройти в ворота и дойти до площади рядом с парком. Там их остановка».
Я удивленно заморгала, но, поблагодарив кассира, все же пошла в указанную им сторону. В принципе, это оказалось недалеко, и площадь я нашла (а на ней бесплатный туалет :-) ), однако там тоже не было никаких автобусов.. Я решила, что кассир что-то напутал, и что все-таки остановка находится там, где нарисовано на сайте (т.е. возле фуникулера). Но сейчас я это точно выяснить пока не могла, поэтому решила пойти гулять по городу. От этой площади я перешла еще правее и двинулась вдоль улицы, откуда открывались новые виды на долину (но уже с другой стороны).



Долина живая - на ней стоят дома, ездят машины и поезда. Солнце очень красиво освещает изгибы природного ландшафта, и, если б у меня было время, я бы села куда-нибудь на край скалы и наблюдала за изменением света и тени на долине - это действительно завораживающее зрелище!
Пройдя где-то половину города вдоль края скалы, я уперлась в застройку и свернула налево, в сам город. Он меня просто очаровал своими узкими вымощенными улочками, домами из желтого камня и бесчисленными горшочками с цветами, выставленными на крылечки, прикрепленными к стенам или просто засунутыми в любое подходящее отверстие. Забавные вывески или фигурки на окнах усиливали впечатление домашнего уюта. Обожаю такие городки - они самые атмосферные, специфически итальянские.












По пути мне попалась площадь с каким-то дворцом и заброшенной церковью, затем другая, уже с действующей церковью и красивой башней.




Буквально за полчаса я прошла город поперек и вышла к противоположному краю скалы. Оттуда открывались не менее шикарные виды на окружающую долину!





Затем, сверившись с висящей на стене картой


я пошла к собору и, увидев его, просто открыла рот от восхищения. Великолепный ажурный фасад из белого мрамора украшен барельефами, а боковые стены в нарядную черно-белую полосочку - таким зрелищем хочется стоять и любоваться!








Поснимав детали фасада и жалея, что солнце светит сбоку и на фасад не попадает, я пошла дальше, к спуску с площади, и вышла на еще более эффектную смотровую площадку, с которой был виден какой-то замок. Этот замок я еще не раз видела потом с разных точек города, где удавалось подойти к краю скалы :-)



Затем я нашла еще один спуск, вдоль стен которого были высажены кусты ярко-розовых то ли роз, то ли шиповника.




Тут я присела на скамеечку и, наслаждаясь тишиной, солнцем и красотищей вокруг, съела захваченную из дома (из Рима :-) ) булку. И зря. Потому что буквально на следующем углу я почуяла такой аппетитный аромат свежевыпеченной пиццы, что не смогла удержаться и купила кусок Маргариты. Это, в общем-то, и был весь мой дневной обед (просто я много не ем) %)
Подкрепившись, я двинулась вниз по улице, где ходят автобусы и машины (по центру они почти не ездят) и вскоре вновь вернулась на площадь с фуникулером. До 12:50 оставалось еще около получаса, и мне нужно было 1) наконец найти остановку автобуса 2) купить билеты.
Я решила спросить в киоске слева от фуникулера - там мне сказали, что автобус поедет в 12:40, но откуда, они не знают! Тут я уже начала волноваться. Спросила про билеты - меня отправили обратно на ту улицу, по которой я только что шла, в табаккерию.


Там я еще минут 5 простояла, слушая оживленную беседу продавщицы с какой-то местной бабулькой, которая покупала лотерейные билеты (потом я часто видела, как местные их покупают, видимо, это популярно). Если б я понимала итальянский, наверняка узнала бы все местные новости! Причем ни бабулька, ни продавщица не обращали на меня никакого внимания, а мне было неудобно влезать в их беседу… Наконец продавщица освободилась и с каким-то недовольным видом обернулась ко мне (видимо, туристы уже достали). Я спросила про билеты до Баньореджо, она кивнула и дала мне два билета (я спросила про «туда и обратно»). Однако время отправления она назвала уже 12:45, хотя остановка, по ее словам, все же находилась на площади Cahen (у фуникулера).
Я пошла обратно, время уже подходило, но синих автобусов Cotral по-прежнему нигде не наблюдалось. И тут я решила задать вопрос водителю местного автобуса, который уж точно должен был знать. И он тоже отправил меня на уже знакомую площадь рядом с парком!
Я опять в растерянности стою, ломаю голову - сайт и продавщица билетов говорят про одну площадь, кассир фуникулера и водитель - про другую! Но делать нечего, в темпе шагаю по уже знакомой улице, дохожу до площади и - о чудо! - вижу два синих автобуса, которых раньше там не было! И народ уже кучкуется возле одного с надписью Bagnoregio!


Чтобы вы понимали, насколько все запутано, прилагаю карту:


Вот так и пытайся на месте разобраться, что к чему.. Больше всего, конечно, удивило, что на сайте остановка указана в другом месте. Возможно, раньше она находилась перед фуникулером, но недавно ее перенесли - поэтому на сайте еще карту не поменяли, и продавщица билетов об этом не знает. Но такая ситуация в Италии вообще, видимо, в порядке вещей..
Билет я прокомпостировала сразу при входе в автобус, но водителю на это, похоже, было наплевать. Такое впечатление, что покупают их только туристы, а местные либо с проездными, либо просто бесплатно катаются.
Выехали мы почти в час, когда спустились вниз, открылся вид на старую часть города на скале, к сожалению, из автобуса хороших снимков сделать почти невозможно..


По дороге автобус заезжал в какие-то мелкие поселки, забирал и высаживал почему-то в основном молодежь. Наконец, при одном из разворотов сквозь заросли кустов показалась она - Чивита! Значит, уже совсем скоро я ее увижу!

Продолжение в следующем посте

италия, фото, путешествия

Previous post Next post
Up