Пассионарнаятеория этногенеза - учение Льва
Гумилева обэтногенезе, энергоизбыточном напряжении этнической системы, приводящем кактивной созидательной деятельности. Учитывает природно-географические факторы.Пассионарность описывается на популяционном уровне (как активность этнических коллективов) и на индивидуальном уровне (как поведенческий импульс). Этот
феномен объясняется как эффект
энергии живого вещества биосферы.Львом Гумилевым предложена универсальная модель этногенеза, основанная наданных не только истории, но и географии, биологии (генетики). Она изложена вфундаментальном труде «Этногенез и биосфера Земли» (1979) и в многочисленныхдругих работах.
В этногенезе ведущая роль принадлежит пассионарности, природным контактным зонами этнической комплиментарности. Земля получает из космоса больше энергии, чем необходимо для поддержания равновесия биосферы, что ведет к эксцессам,
порождающим пассионарные толчки или взрывы этногенеза. Пассионарность («страсть») - атрибутыподсознания, врожденная способность организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать её в виде работы. Пассионарность - эффект избытка живого вещества биосферы у человека. Энергетическая природа пассионарности посредством её носителей создает и разрушает ландшафты, народы и культуры. Проявлениепассионарности - это есть способность жертвовать собой ради идеала.
Несомненно, сознательная деятельность людей играет в этногенезе не меньшую роль,чем эмоциональная, но характер их различен. Человеческий разум, бескорыстное стремление к истине порождает научные открытия, создающие предпосылки для роста
производительных сил и общественного прогресса. Но предметы труда человекаизначально отличаются от творений природы, они могут только разрушаться.
Пассионарность возникает не как цикличность, а как вспышка, которая за период 1200-1500 летзатухает, оставляя многочисленные следы жизни этноса: архитектуру, литературу и идеи (
кристаллизованную пассионарность).
Наряду с ландшафтом, важнейшим фактором возникновения этноса являетсяэтническая комплиментарность как
положительная, так и
отрицательная . В пассионарной теории этногенеза используется старая концепция
смены поколений. Винтерпретации Гумилева, когда пассионарная энергия в этносе уменьшается, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии, игнорирующие прошлое инастоящее ради будущего. Из щелей вылезает неистребимая посредственность,проматывающая наследство предков. Наступает последняя мемориальная фаза
этногенеза. Главная задача пассионарной теории этногенеза - своевременное предвиденье возможных вариантов этнических событий. Поиск оптимальных выходов из возможных, но не обязательных коллизий, остается делом политиков.