"Навальный всего месяц за решёткой, а как и не было его никогда", - отметил 23 марта военкор Дмитрий Стешин.
И правда. Но выпадение из медийной повестки для Navalny Team смерти подобно.
Если фантазии угнездившихся в европах Леонида Волкова и Ивана Жданова о "самом большом в истории современной России митинге" (точная дата акции Free Navalny будет определена после того, как не менее 500 тысяч человек отметятся
на специальной онлайн-карте) вызвали исключительно ядовитые шутки и мемы в соцсетях, то тема "умученного в застенках Алексея Навального" - это, по мнению кураторов проекта, заход с козырей.
В общем, он тоже болен. Как
Мазо и
Шпигель. Мы его теряем (с)
ИК-2:
Адвокат Вадим Кобзев рассказал "Медузе", что Навальный начал жаловаться на боли четыре недели назад, "после всех этих этапирований и конвоирований", а после прибытия в ИК-2 (г. Покров Петушинского района Владимирской области) его состояние ухудшилось. Адвокат Ольга Михайлова сообщила телеканалу "Дождь", что состояние здоровья блогера "крайне неблагополучное": "Он испытывает сильные боли в спине, в правой ноге. Голень у него отнимается, нога недееспособна, то есть одна нога у него практически не действует, то есть он не может присесть на неё, ничего. Правая нога в ужасном состоянии на самом деле". "Конкретного диагноза нет, у него сильные боли в спине, ноге. Нога потеряла чувствительность в районе голени. Нога плохо функционирует, он не может на ней стоять, она тут же подгибается. <...> Может быть, это связано с отравлением", - добавила Михайлова в интервью РБК. Она же, в беседе с "Медиазоной": "На правой ноге он не может стоять, у него резкие боли в ноге, боли в спине, нога не держит. Стоять на ней невозможно, она сразу подгибается, и чувствительность голени пропала. Он не хотел, чтобы мы это публичили". Кобзев, позднее: "Идёт сознательная стратегия на подрыв его здоровья".
Волков из Литвы: "При всех известных нам обстоятельствах резкое ухудшение его самочувствия не может не вызвать крайнее беспокойство". Директор ФБК* Жданов из Германии: "Очень тревожно за Навального. Состояние здоровья Навального действительно вызывает опасения". Сотрудник ФБК* Руслан Шаведдинов (тоже вещает из Дойчляндии): "Существует угроза его жизни". Руководитель отдела расследований ФБК* Мария Певчих из Лондона: "Администрация ИК-2 осознанно и целенаправленно уничтожает его здоровье и ставит под угрозу его жизнь". Главред The New Times Евгения Альбац из США: "Неужели власть решили его теперь добивать в колонии? Максимальный перепост". Екатеринбургский экс-мэр Евгений Ройзман: "Всё очень серьёзно. <...> Эта подлая власть по всем юридическим и человеческим законам обязана освободить Навального". Микроблогер Сталингулаг: "Всё действительно очень плохо. Навальный должен быть немедленно освобождён!". Штаб Навального в Петербурге: "Алексей находится в настоящем концлагере". Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш: "С Алексеем происходит какой-то кошмар. Какой-то чудовищный ужас". Руководитель программы "Поддержка политзаключённых и преследуемых гражданских активистов" Правозащитного центра "Мемориал"* Сергей Давидис: "Поведение российской власти свидетельствует о её настойчивом желании заткнуть ему рот любым способом, убрать его с политической арены. Конечно, всё это указывает на существование реальной угрозы для жизни оппозиционного политика". Президент ООД "Союз правых сил" Леонид Гозман: "У властей есть все возможности довести начатое дело до конца. Фактор личной ненависти первых лиц государства к нему - вещь очевидная. Также налицо маниакальное стремление запугать людей". Исполнительный директор "Открытой России"** Андрей Пивоваров: "Алексей Навальный в колонии снова борется за свою жизнь. Путину уже нечего терять, он уже попытался его убить и об этом узнал весь мир. Теперь дороги назад нет. Навального будут пытаться убить вплоть до достижения результата". Глава муниципального округа Красносельский Илья Яшин: "Ответственность за происходящее несёт лично Владимир Путин, который на глазах у всей страны и мира мстит своему оппоненту и создаёт реальную угрозу его жизни".
Сам пациент отправил заявления на имя генерального прокурора РФ Игоря Краснова и директора ФСИН Александра Калашникова. "Данные события я расцениваю как издевательство надо мной. <...> Мой диагноз мне до сих пор неизвестен, а лечение, назначенное специалистом, заключается в том, что мне дают 2 таблетки «Ибупрофена» в день, а также мазь «Ибупрофен. <...> Cчитаю, что ухудшение моего состояния здоровья - это прямое следствие действий и бездействия сотрудников органов ФСИН, осознано направленных на отказ в должной медицинской помощи и подрыв моего здоровья", - написал Алексей. Также он жалуется на "пытки бессонницей".
Команда Навального: "Мы требуем немедленно обеспечить доступ к Алексею врача, начать его лечение, а также прекратить пытку лишением сна. Мы напоминаем, что Алексей Навальный находится в колонии ИК-2 в Покрове абсолютно незаконно, на основании недействительного приговора, по личному распоряжению Владимира Путина, и Путин несёт прямую ответственность за состояние его здоровья".
"24 марта в учреждениях УФСИН по Владимирской области по заявлению осуждённых проводились медицинские обследования, в том числе обследовался и осуждённый А. А. Навальный. По результатам обследования его состояние здоровья оценивается как стабильное, удовлетворительное", - сказали агентству "Интерфакс" в пресс-бюро управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области.
Но машина уже запущена. Основные детали предсказуемы, что-то дорабатывается по ходу пьесы.
Министры иностранных дел Литвы, Латвии и Эстонии адресуют российским властям одинаковые твиты: "Тревожные сообщения приходят о состоянии здоровья Алексея Навального. Доступ к медицинской помощи - это базовое право даже для политических заключённых. Мы, Латвия, Эстония и Литва, призываем российские власти безотлагательно предоставить Алексею Навальному медицинскую помощь. Мы также призываем высказаться международное сообщество и Еврокомиссию".
Подключается жена, накануне вновь улетевшая в Германию. Через Instagram Юлия требует от Путина освободить её мужа.
В качестве сопровождения необходимо открытое письмо. И вот "МБХ медиа" Ходорковского и "Эхо Москвы" Венедиктова публикуют "Открытое письмо более 150 журналистов, режиссёров, адвокатов, правозащитников, учёных, общественных деятелей директору ФСИН Александру Калашникову, генпрокурору Игорю Краснову и уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой".
"Мы, граждане России, обращаемся к вам по срочному поводу, не терпящему отлагательств". "К моменту возвращения Навального в Россию реабилитация его здоровья не была закончена". "В настоящее время, с учётом полученной информации, у нас есть серьёзные основания опасаться за его здоровье и жизнь". "Мы просим вас и требуем принять все меры к созданию для Алексея Навального нормальных, не угрожающих его здоровью и жизни условий содержания в колонии".
Текст меняется в зависимости от обстоятельств. А список стандартный, кочующий из обращения в обращение. Приводим полностью.
Дмитрий Муратов, главный редактор «Новой газеты»
Евгения Альбац, главный редактор The New Times
Тихон Дзядко, главный редактор телеканала «Дождь»
Сергей Смирнов, главный редактор сайта «Медиазона»
Кирилл Рогов, вице президент фонда «Либеральная миссия»
Андрей Звягинцев, кинорежиссер
Виталий Манский, кинорежиссер
Гарри Бардин, режиссер
Владимир Мирзоев, режиссер
Людмила Улицкая, писатель
Андрей Дмитриев, писатель
Николай Прокудин, писатель
Чулпан Хаматова, актриса
Лия Ахеджакова, народная артистка России
Андрей Смирнов, кинорежиссер, народный артист России
Анатолий Белый, актер
Елена Коренева, актриса
Анатолий Голубовский, историк
Лев Пономарев, правозащитник
Леонид Гозман, политик
Андрей Нечаев, политик
Николай Подосокорский, публицист
Юрий Гиммельфарб, журналист
Зоя Светова, журналист
Ксения Ларина, журналист
Андрей Лошак, журналист
Наталья Мавлевич, переводчик
Алина Витухновская, поэт,
Алхас Абгаджава, адвокат
Ирина Бирюкова, адвокат
Наталья Земскова, адвокат
Каринна Москаленко, адвокат
Анна Ставицкая, адвокат
Мария Эйсмонт, адвокат
Ярослав Никитенко, физик
Андрей Макаревич, музыкант
Николай Сванидзе, историк, правозащитник
Наталья Евдокимова, правозащитник
Александр Черкасов, правозащитник
Сергей Давидис, правозащитник
Юрий Вдовин, пенсионер
Елена Селезнева, врач
Людмила Лапицкая, пенсионер
Игорь Штурц, преподаватель вуза
Елена Мовчан, переводчик
Светлана Астраханцева, правозащитник
Надежда Веклич,правозащитник
Елена Волкова, филолог
Станислав Станских, юрист
Игорь Топорков, правозащитник
Ирина Глушкова, востоковед
Сергей Дмитриев, китаист
Алексей Шевченко, гражданский активист
Максим Евсеев, музыкант
Клейнер Владимир, пенсионер
Лев Белоусов, гражданский активист
Владимир Генин, композитор
Леонид Никитинский, журналист
Ирина Левинская, научный сотрудник
Борис Соколов, писатель
Анатолий Харитонов, пенсионер
Андрей Рашевский, юрист
Алексей Паперный, музыкант
Лидия Веклич, пенсионерка
Клавдия Ложкарева, председатель совета ветеранов микрорайонов г.Заволжья Нижегородской области
Константин Исааков, журналист
Борис Вишневский, политик
Михаил Сергеев, историк религии
Ашраф Фаттахов, юрист
Марина Бородицкая, писатель
Наталья Тумашкова, психолог
Дмитрий Раскин, писатель
Виктор Николаев, режиссёр-педагог
Сергей Алексашенко, экономист
Александр Заславский, музыкант
Ольга Лапицкая, пенсионер
Яков Вольдман, профессор
Алексей Васильев, преподавател
Евгений Серов, пенсионер
Мария Кулланда, историк
Александр Оболонский, д.ю.н, профессор
Юрий Вешнинский, урбанолог, кандидат культурологии
Алексей Захаров, самозанятый,
Елена Баевская, переводчик
Андрей Збарский, редактор
Сергей Денисов, пенсионер
Роман Кривко, профессор
Александр Комеч, доктор физ-мат наук, профессор РАН
Стрижак Олег, IT специалист
Михаил Аркадьев, композитор, Заслуженный артист РФ
Александр Нежный, писатель
Елена Григорьева, пенсионер
Кириллов Андрей, театровед
Георгий Шелике, переводчик
Виталий Диксон, писатель
Нина Дымшиц, киновед
Амина Гасанова, переводчик
Андрей Митрофанов, доктор исторических наук, профессор
Владимир Шавловский, пенсионер
Виталий Адаменко, математик
Виктор Юнак, писатель
Яков Фельдман, учитель математики
Георгий Левинтон, филолог
Наталия Демина, научный журналист
Елена Мариничева, переводчик
Ефим Хазанов, академик РАН, Нижний Новгород
Кувакин Валерий, д.ф.н., проф. МГУ
Анна Ожиганова, научный сотрудник
Григорий Амнуэль, продюсер
Елена Фанайлова,литератор, журналист
Евгений Савостьянов, политолог
Петров Никита, историк
Татьяна Котляр, правозащитник
Арсен Мирзаев, поэт
Григорий Кружков, литератор
Марина Климова, сценограф
Аркадий Коников, программист
Валентин Скворцов, профессор
Галина Ельшевская, искусствовед
Александр Гурьянов, историк
Алексей Боганцев, преподаватель
Татьяна Дорутина, правозащитник
Елена Караваева, пенсионер
Лариса Винокурова, гражданский активист
Александр Филиппенко, актер
Марина Ишимбаева, режиссер
Вера Шабельникова, редактор
Татьяна Бонч-Осмоловская, писатель
Екатерина Гайдамачук, пенсионерка
Леонид Крикун, адвокат
Ирина Крайнева, историк
Ирина Карачёва, актриса
Марина Андреева, адвокат
Марина Вишневецкая, писатель
Юлий Гуголев, поэт
Лев Рубинштейн, поэт, писатель
Марина Бувайло, писатель
Дмитрий Бавильский, писатель
Мария Майофис, литературовед, историк литературы
Илья Кукулин, литературовед, историк литературы
Геннадий Красухин, литературовед
Лилия Газизова, поэт
Наталья Иванова, писатель
Игорь Зотов, писатель
Мария Фаликман, поэт, переводчик
Ольга Дробот, переводчик
Евгений Ермолин, писатель
Ольга Варшавер, переводчик
Георгий Ефремов, поэт, переводчик
Ирина Стаф, переводчик
Виктор Шендерович, писатель
Леонид Бахнов, писатель
Александр Гельман, сценарист
Максим Осипов, писатель
Олег Лекманов, филолог, писатель
Виталий Диксон, писатель,
Виталий Шейнис, политик.
...Обозреватель ИА News Front Юлия Витязева: "Отрадно, конечно, что в нашей стране есть эти прекрасные люди, которые так беспокоятся об условиях содержания конкретного заключённого. Ещё более радует, что минимум две трети из этого списка регулярно поливают Россию дерьмом, не поддерживают возвращение Крыма, выступают на стороне Украины в вопросе Донбасса и мечтают сдаться в плен хоть кому-нибудь, кто избавит их от стыда за Россию. Но это, наверное, совпадение. <...> Заметьте, что ни одна падла из тех, кто сейчас воет в соцсетях и на «Эхе» по подонку Навальному не произнесла ни звука тогда, когда в американской тюрьме закрыли Машу Бутину, а в украинской - Кирилла Вышинского. Потому что бляди. Трусливые и лицемерные. У меня всё (пардон за риторику, но накипело)".
Неудобно получилось:
* организация, выполняющая функции иностранного агента
** организация, деятельность которой признана нежелательной на территории России