День нелюбви

Feb 16, 2020 13:54


День НЕлюбви
(к прошедшему Дню Святого Валентина)

14 февраля принято праздновать “День святого Валентина” или “День влюбленных”, “День Любви”, в который принято дарить цветы и шоколад как символ любви и привязанности. В 1349 г. 2 тысячи евреев были сожжены именно в этот христианский день “всеобщей любви”. В V в. в древнем Риме в подражание язычникам февраль посвящался Люперсиану (богу плодородия), плотским наслаждениям и любовным ухаживаниям. В 496 г. римский папа Целарий запретил этот языческий праздник и заменил его более “моральным” христианским в честь погибшего мученика, св.Валентина, обезглавленного за помощь влюбленным, желавшим пожениться вопреки указу императора Клавдия.



Перед казнью Валентин, влюбленный в дочь своего тюремщика, послал ей письмо, с обращением “от твоего Валентина” и эта фраза стала синонимом влюбленных. Давайте вспомним о том, что произошло с евреями Европы в День Валентина в 1349 г.

В 1348-49 гг. Европу захлестнула эпидемия чумы, унесшая 24 миллиона жизней, в том числе и еврейских, но для евреев “черная смерть” обернулась двойной бедой: десятки тысяч евреев Франции, Италии, Швейцарии, Германии, Польши, Австрии, Бельгии и Богемии были преданы мечу, огню и пыткам по обвинению в распространении этой болезни.

“Церковь так долго проповедовала, что евреи должны быть уничтожены, что они хуже еретиков и язычников, что они убивают христиан и проливают кровь христианских младенцев, что верные сыны церкви во все это уверовали и довели до логического конца церковную доктрину”, - пишет еврейский историк Г.Грец. Поскольку евреи строго соблюдали законы Торы и уделяли большое внимания простой гигиене и уходу за больными, у них было меньше умерших от чумы и это возбудило подозрение, что евреи отравили колодцы, реки и даже сам воздух, чтобы одним махом избавиться от христиан и завладеть их землею.

На испанских евреев, имевших большое влияние на все еврейские общины Европы, возложили обвинение в разработке дьявольской схемы, заключавшейся в рассылке многочисленных курьеров с ядом и вербовке других евреев, вовлеченных под угрозой исключения из общины. Начало этому заговору было положено якобы в Толедо, считавшемся еврейской столицей. Вскоре были названы и виновные в производстве и продаже яда, приготовленного еврейскими докторами в Испании: Якоб Паскате из Толедо, рабби Пейрет и богатый еврей Аквет, жившие в Савойе. И состоял этот яд будто бы из плоти василисков, пауков, лягушек, лизардов или из христианских сердец и теста оскверненной гостии, символизирующей тело их бога. В эти невежественные, подогретые воспаленной фантазией истории, верила не только чернь, но и люди высокого звания.

В поисках истины правосудие прибегло к привычному методу - пыткам.



Изображение еврейского погрома 1349 года во
фламандской хронике Antiquitates Flandriae

Эпидемия чумы началась в южной Франции и в мае 1348 г. там была сожжена целая еврейская община вместе с детьми и свитками Торы. А оттуда чума перекинулась в Каталонию, Арагон и Барселону, где в конце июня было ограблено и убито 20 евреев. Убийц остановило только сопротивление нескольких храбрых защитников из числа знати да необычная по силе гроза с оглушающим громом и ослепительной молнией.

По всей Испании евреи объявили пост и забаррикадировались в своих убежищах, прося Б-га о милосердии. Папа Климент VI, опасавшийся потерять свою выгоду, объявил еретиками тех, кто убивает евреев, расхищает их добро и подвергает их насильственному крещению, но это не возымело никакого действия. По приказу герцога Савойи Амадеуса были схвачены и подвергнуты жестоким пыткам несколько евреев, после чего они оклеветали себя, своих родных и других евреев. Аквет даже признался в том, что подложил яд в Венеции, Аквиле, Калабрии и Тулузе. Это повлекло за собой сожжение проживавших там евреев и евреев Савойи.

Протоколы этих признаний были отправлены в Швейцарию, где после пыток были сожжены все местные евреи. Сожжение целых еврейских общин, обвиненных в отравлении, приняло систематический характер. В Цюрихе евреев обвинили также и в убийстве христианского ребенка. Сожжение и колесование еврейских общин с насильственным крещением несчастных, выбравших жизнь, было сопряжено с запретом на дальнейшее проживание в этих странах в течение 100-200 лет. Перед сожжением евреев заставляли простить христианам все долги и вернуть их залоги. Еврейские деньги и имущество разделялись между церковью и горожанами. Иногда перед виселицей или костром у несчастных родителей, предпочитавших смерть переходу в христианскую веру, отбирали детей для крещения.

Хуже всего было в Священной Римской империи (Германия), где указы императора Карла IV из Люксембургской династии никто не исполнял: евреев жгли, высылали и крестили. В муниципалитете Страсбурга у евреев нашлось несколько защитников, но против них выступили мастера ремесленных цехов и дворяне, желавшие избавиться от конкурентов и кредиторов.




Эжен Беир “Резня евреев в Страсбурге в 1349 году”,
1894 год
На картине французского художника 19 века изображен приступ толерантности в средневековой Европе. День Святого Валентина в разгаре.
В городе Страсбурге (где теперь заседает Европейский суд по правам человека, Совет Европы и т.д.), в 1349 году, как раз во времена Казимира, произошло событие под название юденбранд (“костер из евреев”). Последних обвинили в эпидемии чумы, согнали на окраину города и сожгли живьём в большом деревянном сарае (около 2 тысяч человек), а их имущество поделено, как и подобает милосердным христианам, между горожанами и церковью. Это было в субботу 14 февраля 1349 года в День Святого Валентина. После чего городской совет решил запретить евреям селиться в городе в течение ближайших 100 лет и до 18 века в городе трубили дважды каждую ночь, напоминая о “еврейском заговоре”.

Евреи Вормса знали, что их ждет: за оказанные ему услуги Карл IV разрешил городу “поступать с евреями как он пожелает, как со своей собственностью”. После решения совета города о сожжении евреев, 12 их представителей пришли просить милости, а когда им было в этом отказано, выхватили спрятанное под одеждой оружие и убили городских советников. Вскоре после этого вся община погибла в огне, зажженном еврейскими руками.

Во избежание пыток, евреи Оппенхайма и Франкфурта тоже подожгли свои дома, и пожары распространились на христианскую часть города. В Майнце во время пожара был украден кошелек и, посоветовавшись, горожане решили громить евреев. Евреям и рабам было запрещено носить оружие. Поэтому 300 евреев, зная что их ждет, вооружились заранее тем, что было под рукой, и посмели постоять за свою жизнь. Убийство 200 бандитов вызвало ужасный гнев христиан, немедленно стянувших к еврейскому кварталу огромные толпы вооруженных граждан. Евреи долго держались, но, видя близкое поражение, подожгли свои дома. В огне погибло 6 тысяч евреев.

В Эрфурте погибло 3 тысячи. В Вене, по совету рабби Йоны, евреи убили себя в синагоге. В Кремсе евреи тоже подожгли свои дома. Тоже происходило в Баварии и Швабии. Евреи Нюрнберга были очень богаты и этим особо ненавистны своим соседям. “На месте, которое позже стало называться Еврейским холмом, последователи религии, проповедующей любовь, развели костер и те, кто не успел бежать, были сожжены или убиты… В Ратисбоне герцоги Баварии разрешили горожанам “поступать с евреями, как им заблагорассудится, согласно кодексу чести или необходимости”. Маркграф Людвиг из Бранденбурга…показал свое религиозное рвение, приказав сжечь всех евреев Кенигсберга и конфисковать их добро”, - пишет Генрих Грец.

Было уничтожено более 300 еврейских общин Европы. А те маленькие бедные еврейские общины, “которые избежали безжалостной бойни или не прибегли в отчаянье к самоубийству, потеряли волю к жизни…

Воспоминания о пережитом кошмаре продолжали мучить уцелевших евреев и не оставляли им никакой надежды на будущее".

О, плачьте о тех, что у рек вавилонских рыдали,
Чей храм опустел, чья отчизна - лишь греза в печали;
О, плачьте о том, что Иудова арфа разбилась,
В обители Бога безбожных орда поселилась!
Где ноги, покрытые кровью, Израиль омоет?
Когда его снова Сионская песнь успокоит?
Когда его сердце, изнывшее в скорби и муках,
Опять возликует при этих божественных звуках?
О, племя скитальцев, народ с удрученной душою!
Когда ты уйдешь от позорной неволи к покою?
У горлиц есть гнезда, лисицу нора приютила,
У всех есть отчизна, тебе же приют - лишь могила...

Д.Г.Байрон "Еврейские мелодии",
перевод Д.И. Михайловского

"...Европа стала для потомков еврейских патриархов и пророков огромной могилой, ненасытно требовавшей новых жертв”,- заключает Генрих Грец.

Источник:
Источник:

Еврейская история, История, Еврейская культура, Израиль, Шоа, Где-то в Европе

Previous post Next post
Up