Год назад я стихийно и довольно неожиданно для себя оказалась в миссионерском поезде, на котором священники, врачи и работники культуры ездят по городам и весям. Решила наконец-то поделиться текстом, который тогда написала. Вдруг кому-то будет интересно. Помню, что после моей поездки у друзей и знакомых много вопросов было про этот поезд. Вообще, я очень рада, что там побывала. Каждый раз удивляюсь, как всё-таки много того, о чём мы ничего не знаем, просто потому что наша собственная жизнь никак с этим не пересекается.
А кем ты был до поезда?
По Западно-Сибирской железной дороге иногда ходит странный поезд. Он состоит из 21 вагона, среди которых есть вагон-храм и вагоны-поликлиника, и называется миссионерским. В 2012 году поезд проехал через 132 населённых пункта 19 районов Новосибирской области. Священники поезда окрестили 2500 человек, врачи осмотрели 1000 пациентов, а артисты, поэты и работники библиотек провели 170 мероприятий. Кому и зачем всё это нужно?
Будучи человеком в церковных делах не искушённым, а точнее говоря не образованным, я, собираясь ехать с миссионерским поездом, во-первых, боялась, во-вторых, думала, на каком языке я буду разговаривать со священнослужителями, и в-третьих, сомневалась, грешно или не грешно ходить с рюкзаком. О том, что у меня есть золотой крестик, у которого полгода назад разогнулось ушко, и по этой причине он уже много месяцев спокойно лежит в коробочке с кольцами и пирсингом, я вспомнила уже выходя из квартиры в три часа ночи. Вернулась, согнула колечко зубами, надела на шею. Как потом оказалось, сделала я это не зря.
Он нужен нам самим
«Крестить будем в спортзале, иконы можно продавать перед концертом, исповедоваться скорей всего никто не придёт. Вам тазик принести?» - скороговоркой выдаёт работница Дома культуры в селе Новониколаевка.
Она смотрит на батюшек в их непривычных одеяниях, на девушек из колледжа культуры с костюмами на вешалках и улыбается. Через полтора часа творческие коллективы будут петь и танцевать «про Родину», а пока с распахнутыми глазами и поднятой бровью они ждут, когда им покажут гримёрку.
Уже традиционный миссионерский поезд «За духовное возрождение России» отправился от вокзала «Новосибирск-Главный», провожаемый скудным количеством местных журналистов. За два дня состав из церковных, медицинских и культурно-просветительских вагонов побывал с миссией в двух районах: Каргатском и Коченёвском. Мы же догнали его утром 27 ноября на вокзале в Барабинске.
Издалека замечаем высокого человека в длинной тёмной одежде и бордовой шапочке (потом я прочитаю в интернете, что она называется скуфья и её складки образуют вокруг головы знамение креста). Это протоиерей Константин Работа - священник новосибирского собора во имя Святого Александра Невского.
- Каждый выполняет свою работу, свою службу, - говорит он про поезд. - Церковь первые годы только крестила людей. Но что такое крещение? Это рождение души. Если мать родит ребёнка и положит его на подоконник, то он поживёт два дня и умрёт. Поэтому церковь, рождая духовно человека, должна помогать ему расти: кормить его духовно и поить, одевать и воспитывать. Чтобы говорить с отцом Константином, приходится задирать голову вверх, прямо как во времена, когда все люди были для тебя большими. А он смотрит на тебя и улыбается, хотя ты ещё даже вопрос не задал. Как журналист, я не привыкла к такому отношению и немного теряюсь.
За спиной священника, которого многие называют «руководителем этой миссии», стоит поезд. Обычный, особенно если не знать, что большую часть времени он делает именно это - находится на одном месте, а не перемещает своих пассажиров в пространстве, как другие составы. Внимание человека, который перешагивает через рельсы, пытаясь успеть на утреннюю электричку, привлечёт только вагон-храм. Он жёлтого цвета, и снаружи висит икона Святителя Николая Чудотворца в мощной раме. А ещё на вагоне написано «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», и, наверное, правильнее было бы сказать, что он золотой.
- Сколько бы мы ни говорили, что ситуация становится лучше, - она не изменилась коренным образом, - объясняет отец Константин, зачем нужно это путешествие по железной дороге. - Мы видим безработицу, зарплаты очень маленькие, люди не могут содержать детей. А тотальная безнравственность, которая навязывается средствами массовой информации?! Мы стараемся жителям Новосибирской области сказать, что, помимо зла, есть добро, и объясняем, как со злом бороться. Поэтому я не знаю, сколько этому поезду ещё идти, но пока работы хватает.
На вокзале дует холодный ветер, потому что сибирская осень - это почти зима. Нина Павловна идёт по перрону с накинутым на голову платком и бумагами в руках - листки хлопают и сгибаются.
- Нин Пална, а мы в каком автобусе?
- Газель с надписью «Кондусла», стоит сразу за левым краем платформы.
- Слушайте, а гала-концерт сегодня во сколько? - спрашивает пробегающий мимо мужчина с замёрзшими ушами и кофром, в котором лежит какой-то музыкальный инструмент.
- В шесть. Всё как всегда. В пять вы уже должны быть там, а лучше раньше.
Стоя на уже ощутимом морозе, она сдержанно и уверенно отвечает на все вопросы судорожно проносящихся мимо артистов. Нина Павловна Макимова руководит творческой частью поезда уже 17 лет, работает в министерстве культуры Новосибирской области и считает, что «любая большая акция без культурной составляющей - это не акция. Это очевидно, это само собой разумеется и не нуждается в объяснениях».
- Понимаете, этот поезд в первую очередь нужен для нас самих, потому что он нас меняет. Вот живём мы, живём каждый в своём углу: у кого-то тяжелее жизнь, у кого-то легче - у всех по-разному. Но когда ты отрываешься от дома и попадаешь в эту атмосферу, то она в тебя проникает, - рассказывала потом Нина Павловна в один из вечеров, когда на сцене грохотал гала-концерт, а мы сидели в пустом буфете очередного Дома культуры. - Всё-таки со священнослужителями рядом едем. Друг у друга чему-то учимся. Мы обращаем внимания на их культуру поведения, они подсказывают нам что-то, о чём мы никогда не задумываемся. Вот, например, стихи читаем - и слышим какую-то фразу, а она не наша, понимаете, не характерная для нас. Иногда только священник может подсказать: «Ребятки, что-то немножко не так у вас тут». Или мы, наоборот, что-нибудь им расскажем. Взаимообогащение - вот что самое главное.
Пусть хотя бы один уверует
Каждый день участники поезда с громким названием «За духовное возрождение России» делятся на группы, состоящие из нескольких священнослужителей и коллектива, который будет давать концерт, и разъезжаются по отдалённым деревням. До Дома культуры или сельского клуба, где, как правило, проходят и крещения, и выступления, миссионеры добираются от 30 минут до пяти-шести часов. За день артисты играют по два-три концерта «в полях», а вечером участвуют в парадном шоу, которое проходит в Доме культуры райцентра. Священники в таком же режиме проводят службы и крестят. В течение девяти железнодорожных дней Таинство Крещения приняли несколько тысяч человек, правда, сколько из них придут в церковь ещё хотя бы раз в жизни - неизвестно.
Через два дня в селе Варваровка оказалось солнечно, и от этого в Доме культуры чувствовался уже знакомый запах нагретых свежевыкрашенных деревянных полов. В этот раз желающих принять крещение было немного - в маленьком кабинете директора ДК, где поставили тазик со святой водой, все поместились за один раз. И пока внизу пел детский хор «Камертон», я успела задать молодому отцу Артемию, служащему в селе Прокутском районного посёлка Чик, один из волнующих меня вопросов.
- Что мешало всем этим взрослым креститься раньше и не ждать поезда?
- Во-первых, здесь нет прихода. А во-вторых, всегда есть ещё одна причина - это лукавый, враг рода человеческого, который не даёт человеку дойти до церкви. Ведь то, что этот храм далеко, для кого-то не стало преградой, кто-то же всё равно добрался, верно? А кто-то вот, к сожалению, нет… В городе они на каждом шагу, а мы всё не решаемся в них зайти, - молодой черноволосый батюшка отвечает вполне искренне, это не проповедь. Он, конечно, при исполнении, но сейчас у него перекур (или как правильно говорить в таких случаях?)
- И всё-таки люди, пришедшие в Дом культуры, чтобы покреститься у «понаехавших» священников, отличаются от тех, кто обычно заходит в храм?
- Ну, здесь вообще люди другие - в селе. Они попроще: в своём поведении, в быту. Подобрее, поприветливее, мне кажется.
Но что-то остаётся для меня непонятным. Потому что, на первый взгляд, нет совершенно никакой разницы между теми, кто пришёл на концерт и подпевает задорным песням «Ты Россия, ты Россия, ты Россиюшка моя!», и теми, кто стоит с закатанными штанинами полукругом за спиной священника. Для правильности совершаемого обряда батюшке нужно иметь доступ к коленкам - во время миропомазания, которое совершается сразу после крещения, священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем помазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, уши, грудь, руки и ноги.
- Пришедшие понимают, что происходит во время Таинства Крещения? - продолжаю я пытать отца Артемия.
- Я не могу судить, как они это понимают, - говорит он и щурится от солнца. - Но подготовка у них такая, какая и может здесь быть, - самая минимальная. Перед крещением проводится беседа и всё. Я думаю, что любой человек, пришедший в храм впервые, не может осознать всей полноты церкви, понять всю её теорию. Каждому это будет открыто в свой момент, постепенно.
- А Вы крещёная?
- Да, - отвечаю я после пятисекундного промедления.
- А крестик носите?
- Да.
- Хорошо.
Снизу по лестнице поднимается женщина, она держит за руку сына лет семи - сегодня они оба приняли крещение. Мальчик забыл в том самом кабинете директора шапку, и теперь они за ней возвращаются, потому что на улице ветер, а волосы ещё мокрые. Батюшка гладит мальчика по голове, и тот немного пугается.
- Не исключено, конечно, что многие из них не придут больше, а кто-то даже не исполнит обязательных мероприятий, про которые я говорил, - продолжает отец Артемий после паузы. - Всегда есть процент людей, которые приходят креститься не по вере, а потому что все так делают. Но всё равно, пусть даже один из них придёт к Богу после нашей поездки, уверует - это уже для нас большой подвиг будет. И за это Господь простит нам все наши грехи.
Автор всех фотографий - Андрей Шапран
Продолжение следует
здесь