Я вчера специально
дала два примера неидеальных обращения к ребенку со стороны родительской фигуры. И могу вас уверить, что идеальных обращений не бывает вообще. Бывают удачно попавшие и понятые ребенком именно так, как вы задумывали.
И с этой точки зрения первое обращение лучше будет. Там нет обращения к личности и к ее оценки. И есть хоть какой-то критерий, по которому ребенок может понять, на основании чего взрослый принял такое решение. А уж последовал бы он к ответу в конце учебника, или к выводам собственной логики, или к тому факту, что «полтора землекопа» возможны только в мультике - дело десятое. Важно то, что ребенок знает о наличии критериев.
Когда я говорила еще маленькой племяннице «Убавь, пожалуйста, свою громкость, у меня от твоего визга уши заложило», она реально какое-то время следила, чтобы не так громко визжать. Ну да, ее хватало ненадолго, но многого от ребенка мы и не ждали. А вот сказать ребенку «Ты визгливая дрянь!», как в детстве говорили одной моей клиентке, это уже дать характеристику человеку, которая на много лет сформирует весьма невыгодное восприятие себя.
Кстати, как вы думаете, как и в чем такое обращение к клиентке отразилось на ее самооценке? И более интересный вопрос: а в вашем окружении, в среде ваших родственников, знакомых и коллег, чего больше в обращении к другим, оценки личности и ее «особенностей» или все же оценки поведения?
Подписаться