Что пройдет, то будет мило..

Oct 09, 2019 11:10

Конечно, механизмов «ментального переписывания» истории несколько. И у каждого человека могут включаться свои или даже все сразу, в разной степени.

Самый простой механизм - контраст между восприятием в текущем возрасте и в молодости. Да, тогда все было ярче, вкуснее и сама жизнь в любом случае была окрашена оптимизмом.

Следующий механизм - особенности восприятия реальности, метапрограмма «ориентация на прошлое». Эта особенность практически не «редактируется» и не зависит от системы убеждений человека, но влияет на ее формирование. И для таких людей будущее - это повторение самых ярких, удачных, успешных моментов из прошлого.

Следующий механизм, пожалуй, самый популярный - вытеснение. И вытесняются из сознания, в первую очередь, те факты, которые вызывают неприятные ощущения, душевный дискомфорт. Бабушка из примера вытеснила болезненные моменты скотского поведения мужа, и он сразу в ее воспоминаниях стал «типа настоящий мужчина». Примерно как здесь: «Что он сказал? Если опустить мат - то ничего».

А из советского прошлого в первую очередь вытесняется что? Скучное и неприятное, а местами и болезненное. Вот и вытесняются все наши потуги что-то достать, скандалы типа «Гаража», и все такое, где волей неволей мы чувствовали себя массой. Опять же, участие в общем лицемерии вспоминать мало удовольствия. Заметили, как мало комментов о личном участии в травле кого-то в школе или в садике? Те, кого травили, об этом пишут, и работают с этим. А те, кто травил, редко сознаются и вспоминают вслух. Хотя и не забывают никогда. И это тоже правда.

Особенно болезненно даются воспоминания об эпизодах молчаливого попустительства, того самого молчаливого согласия. Увы, мы все (во всяком случае, мои ровесники) замазаны советским прошлым, и признать это могут далеко не все. Я как-то задала вопрос нашей классной руководительнице, сколько стихов про Сталина они учили, пока она была школьницей. И пригодилось ли ей это в жизни? Орала она долго, мы, наверное, полчаса слушали, какие все мы неблагодарные сволочи и лентяи, что «ради вас кровь проливали» и все такое. Но на вопрос она не ответила, даже близко не подошла. Это же были семидесятые: о культе личности уже стали больше молчать, чем говорить, но и обеливать его, в том числе и репрессии, еще не решались, слишком много было в живых тех, кому было что рассказать. Ну а мы… урок сорвали, учительницу из себя вывели и нужный результат получили.

И вопрос к смелым: а как вы относились к тому, что было проникнуто «пафосом гражданским»? Что чувствовали на всех этих политинформациях и классных часах про «израильскую военщину и угнетенные народы Африки»? Как вами учились стишки про Ленина и «октябрь всегда впереди»? С удовольствием? С особенным удовольствием? А сейчас перечитываете?

А для самых продвинутых «пользователей психологии» другой вопрос. Вот если подойти «типа научно», и отложить на время в сторону личные пристрастия, личную реакцию на тему, как вы думаете, что будут вытеснять из памяти ваши дети?

Подписаться

Психология, Иерархия, Общество, Идеализация

Previous post Next post
Up