Каббала и Масонство (ч.8)

Apr 01, 2012 03:08


Каббала и Масонство (ч.8)

By W. Kirk MacNulty

Вторая Степень на Древе Жизни.

На Рисунке 14 мы видим Древо Жизни с расположенными на нем масонскими символами Второй Степени. Каждый из семи уровней, расположенных на центральной колонне соответствует семи Свободным искусствам и наукам.


Так, например, Грамматика представляет собой механизм для эффективной коммуникации между людьми. Она хорошо вписывается в Малькут - сефиру связи с физическим миром. Геометрия считается самой важной из семи Свободных искусств и наук, и она определяется как: «Постоянное движение от точки к линии, от линии к плоской форме, и от плоской формы к объемной фигуре» [1]. Это «движение» использовалось Проклом  (последним из классических философов-неоплатонистов) для описания процесса, с помощью  которого Бог проецирует себя в бытие [2]. При этом становится ясна важность Геометрии, и поэтому помещение ее в Тиферет кажется вполне уместным. Знание Астрономии, как одной из Свободных наук и искусств, несомненно, вышедшей из астрологии, делает возможным увидеть и понять Божественный Замысел.  Астрономия расположена в Триаде Духа.



На центральной колонне мы видим два новых знака офицеров: Уровень Первого Стража, находящийся в Триаде Души, и Наугольник Мастера, находящийся в Триаде Духа. Я указал здесь Мастера, потому что он соответствует одной из ступеней лестницы, однако мы обратим наше внимание на Первого Стража и Срединную Палату, которых я приравнял к человеческой душе.

С каббалистической точки зрения, Душа, ограничена истиной Тиферет, где справедливость, дисциплина и умеренность Гебуры, и милосердие, открытость и щедрость Хэсэда, представляют систему морали. Рассмотрим рабочие инструменты Подмастерья [3].

В отличие от инструментов предыдущей степени, которые были инструментами действия, инструменты Второй Степени служат для измерения. Два из этих инструментов расположены друг напротив друга, а третий определяет соотношение между ними. Это схоже с представлениями о морали. Я разместил Уровень в Гебуре, так как этот инструмент представляет равенство, исходя из которого мы должны относиться ко всем людям. Кроме того, горизонталь, по крайней мере, для меня, символизирует стабильность. Отвес я поместил в Хэсэд, потому что, в моем представлении, вертикаль означает развитие и устремление (как это, например, выражено в готической архитектуре). Наугольник, определяющий соотношение между этими двумя инструментами, находится в Тиферет, которая служит для поддержания баланса (или надлежащего соотношения) между двумя боковыми сефирот.

Совершенный Камень это камень, которому была придана соответствующая форма для того, чтоб его можно было использовать при строительстве. На Рисунке 14 Совершенный Камень показан справа от Древа на уровне души, и в соответствии с Лекцией такой камень находится в Срединной Палате «… для опытных мастеров, дабы испытывать и выверять их инструменты». Наугольники, уровни и отвесы, ранее использовавшиеся оперативными каменщиками, часто были сделаны из дерева, и при использовании их в работах с камнем, они постепенно истачивались и приходили в негодность. Совершенный камень находился на строительной площадке, чтобы эти инструменты могли быть откалиброваны по мере необходимости. Масонство сообщает нам, что такой Камень находится в Срединной Палате нашей души, это наша совесть - внутренний эталон, вложенный в нас Богом. С помощью этого эталона мы должны определять и выверять нашу мораль.

На Рисунке 15 я разместил две колонны с их земной и небесной сферой, которые в Каббале ассоциируются с активным и пассивным, интеллектуальным и эмоциональным. Сейчас, как правило, признается, что эмоциональная и интеллектуальная составляющие в содержатся в нашем бессознательном, в особенности, если они подавляются, они оказывают существенное влияние на нашу жизнь, диктуя или блокируя различные формы нашего поведения. И поскольку человек подвержен такому принуждению или торможению, он не владеет своей собственной волей. Одной из главных задач для всякого масона, работающего на этом уровне, заключается в перенесении этих составляющих из бессознательного в область сознательного, в извлечении энергии из бессознательного и сохранения ее для последующего использования.  Благодаря этому он освобождает себя от принуждений и запретов, и поэтому он получает для себя свободу выбора. После завершения этого процесса масон может в полной мере наслаждаться проявлением своей свободной воли. Как каббалист в Тиферет, работающий на уровне души, так и Подмастерье, поднимаясь по лестнице и работая в Срединной Палате, имеет доступ к хранимым колоннами знаниям, дабы достигнуть той же цели. Наконец, в Срединной Палате Подмастерье лицезреет священный символ, который чаще всего обозначается литерой G. Эта литера обозначает и науку Геометрию, и Имя Божье, и, таким образом, по словам Бернарда Джонса: «… мы не так уж далеки от истины, когда учим Подмастерьев, что литера G обозначает Бога (God), который есть Великий Геометр Вселенной» [4]. Я поместил литеру G в Кетер. Это не Божественное Присутствие, но его Йециратическое представление. Это не Бог, но имя Его. Теперь Подмастерье обретает добродетель Надежды.



[1] Emulation Working; Second Lecture, Second Section.

[2] K.C.W. Guthrie; History of Greek Philosophy; vol I (Cambridge, 1971).

[3] Dyer; Symbolism, p. 167

[4] B.E. Jones, p. 300

историческое, масоны, эзотерика, философия

Previous post Next post
Up