Каббала и Масонство (ч.6)

Mar 22, 2012 01:38


Каббала и Масонство (ч.6)

By W. Kirk MacNulty

Первая Степень на Древе Жизни

Табель Первой Степени представляет собой обзор западной метафизики и задач Масонства. Основная идея, в которой наставляет Масонство, сообщая ее в ритуалах, состоит в возведении Храма царя Соломона, и наш ключ к интерпретации масонского символизма заключается в словах, сказанных в Книге Священного Закона: «.. Храм внутри вас». Масонский труд это внутренняя работа, работа над самим собой. Когда Кандидата впервые принимали в Орден, он, как Ученик, начинал свой путь с первого этажа Храма. В каббалистических терминах первый этаж Храма соответствует нижней части Древа, т.е. психике, находящейся в тесной связи с физическим миром. На Рисунке 11 мы видим, как на Древе Жизни представлена Степень Ученика. Заметим, во-первых, надписи слева: Вера, Надежда, Любовь. Я разместил их так, чтоб они соответствовали ступеням «лестницы» центральной колонны. Вера - первая ступень, она должна быть необходимой для Ученика. Он пока не имеет собственного опыта, чтоб им обосновать свои надежды, он должен основывать свою веру в Бога и единство на опыте старших Братьев, которые будут наставлять его.






Путь между Ход и Нецах представляет порог обыденного сознания, что соответствует Двери в Ложу. Эта дверь, в которую стучит Кандидат, когда вступает в Орден, и то, что он обнаружит за этой дверью в свое сознание, он обещает сохранить в тайне. В Каббалистике нижняя триада Ход, Нецах и Малькут представляет обычный уровень сознания, свойственный большинству людей, и именно здесь осуществляется работа Ученика. Существует не так уж много путей для повышения сознания, предложенных в Первой Степени, но если новоиспеченный Масон применяет то, чему учится, он непременно пробудится к восприятию новых концепций.

В Ложе семь офицеров, и они являют собой семь уровней сознания. На центральной колонне мы видим Масонские Знаки, которые символизируют офицеров Ложи, работающих или смотрящих за первым этажом [1].  Малкут соответствует Внешний Привратник, чьим символом является меч. Он часовой, стоящий у двери Ложи и охраняющей ее от злоумышленников. Его функция аналогична функции центральной нервной системы, которая является высокоселективным фильтром физических раздражителей, воздействию которых мы постоянно подвергаемся. Внешний Привратник несет прямую ответственность перед Внутренним Привратником, вторым часовым, чьим знаком являются два скрещенных меча. Внутренний Привратник находится внутри за дверями Ложи. Я поместил его в Йесод. Подобно нашему Эго, он реагирует на информацию, получаемую им от Внешнего Привратника. Он решает, кто будет допущен в Ложу. В связи с этим его функция аналогична функции эго: информация становится доступной для сознания только тогда, когда эго признает ее. У большинства людей Внутренний Привратник/эго обращает свое внимание исключительно на требования Внешнего Привратника/физических чувств. Как мы увидим чуть позже, Масонство требует от Внутреннего Привратника обращать свое внимание на кое-что иное.

Над мечами двух часовых парят два голубя, символизирующие Чувства и Осознание. Офицеров, которые носят в качестве эмблем голубей, называют Первым и Вторым Экспертом (или Старшим и Младшим Диаконами). Подобно тому, как голуби считаются посланниками Благодати Господней, так и Эксперты считаются посланниками, которые передают команды и сообщения от имени более старших офицеров Ложи. В моем представлении они аналогичны уровням сознания, называемым Чувственностью и Осознанностью, которые сообщают эго информацию о том, что происходит на более глубоких, как правило, бессознательных уровнях нашей психики.

Но оставим на мгновение офицеров и рассмотрим рабочие инструменты. Каждой Степени соответствуют три рабочих инструмента. Рабочими инструментами Первой Степени являются Простой Молоток, Резец и 24-дюймовая Линейка [2]. Это инструменты действия, они используются для непосредственного выполнения работ. Я поместил Простой Молоток в Нецах, потому что его энергия и его ритмичные удары предполагают способность испытывать страсть, которая связана с этой сефирой. Резец является инструментом, который работает только с поверхностью камня, и он представляет собой образование. Резец прекрасно соответствует сефире Ход, которая ассоциируется с классификацией и анализом, т.е. полезной и необходимой, но все же поверхностной деятельностью. 24-дюймовая Линейка, которая в масонском символизме связана с длиной дня, находится в Йесод. Это инструмент, служащий для измерения количества. При помощи нее Ученик определяет, когда должны применяться чувства, а когда - аналитический расчет, и в каком количестве их следует использовать в каждом конкретном случае. Другими словами, Ученик согласовывает использование чувственного и рационального.

Таким образом, использование инструментов является весьма интересным аспектом. Инструменты - это наше имущество, которым мы должны научиться правильно владеть. Это значит, что Масонство представляет чувственное и рациональное в виде орудий. Когда начинается процесс внутренней работы и непредвзятого самоанализа, мы можем обнаружить, что мы, как и все наше общество, часто используем лишь один из этих инструментов - тот, что представляет собой чувственное. Масонский труд Ученика заключается в обнаружении этих инструментов внутри себя, в приведении их под свой контроль, а также в умении их использовать. Так Ученик начинает знакомится с применением «Правила Трех».

Самый старший из офицеров, показанных на Рисунке 11, это Второй Страж, его символом является Отвес. Он размещен в Тиферет/Самость. Второй Страж - это один из главных офицеров Ложи, в его задачи входит контроль над первым этажом. Внутренний Привратник должен «подчиняться командам Второго Стража» [3]. Эта обязанность аналогична каббалистическому наставлению, требующему от эго/Йесод избрать Путь Честности, ведущий к Самости/Тиферет.

Хотя труд Ученика направлен на внутреннюю работу, первый этаж, где он находится, граничит с физическим миром. Так как стабильность повседневной жизни является необходимым условием для проведения внутренних работ, Ученик учится должным образом относиться к окружающим его людям и событиям. В масонском символизме с этой целью используются Главные Добродетели [4], и мы можем прекрасно разместить их на Древе. Представим себе опытного Ученика, достигшего уровня Йесод и применяющего свои новые навыки в повседневной жизни. Эго/Йесод двигаясь по пути правды (Тиферет) и применяя анализ (Ход), образует Справедливость. Когда эго/Йесод движется по пути правды (Тиферет), применяя чувственность (Нецах), мы получим Умеренность. Применение эго/Йесод чувственного (Нецах) к действиям, совершаемым в жизни (Малкут), производит Стойкость. А если эго/Йесод действует в обычной жизни (Малкут), применяя анализ (Ход), то тогда появляется Благоразумие.

Взятые вместе эти символы позволяют предположить, что в Первой степени Ученик должен достигнуть пять вещей: 1) он должен дисциплинировать себя, сохраняя в тайне свой внутренний опыт; 2) он должен открыть в себе и взять под контроль свою чувственность и рациональность; 3) он должен убедиться в том, что его Самость не тождественна его Эго, которое определяет, что будет допущено до его сознания; 4) он должен применять Главные Добродетели, благодаря этому Ученик обретет внутреннюю стабильность, необходимую для дальнейшего развития; 5) мне кажется, что основная цель труда в Степени Ученика заключается в размещении Внутреннего Привратника под командование Второго Стража, т.е. в индивидуации   Самости в том смысле, как этот термин (индивидуации) понимался в психологии Юнга.

На правой стороне Древа мы видим Грубый Камень, который является одной из Недвижимых Драгоценностей Ложи [5]. Как и Вера, он относится к Первому Этажу нижней части Древа. Грубый Камень представляет собой состояние, которое ощущает Ученик перед началом своей работы. Этот камень нужен для строительства,  Грубый Камень - это камень, который был только что вырезан из карьера. Потребуется много работы, чтобы подготовить его для размещения в строении. С другой стороны этот Камень уже является отдельной частью, которую выделили из прочей породы, и он уже никогда не сможет вновь стать с ней единым целым. Аналогичным образом Ученик, получивший наставления и хоть немного понимающий символизм, который мы рассмотрели в этой Степени, также становится индивидуальной личностью. Он уже может сам командовать собой и отвечать за свои поступки, и он уже никогда вновь не станет частью толпы.

[1] B.E. Jones, p. 467; смотри также Hamill, pp. 68-76.

[2] Dyer, Symbolism, pp. 153-61.

[3] Emulation Working, Opening, First Degree.

[4] Emulation Working, First Lecture, Sixth Section

[5] Dyer, Symbolism, p. 91

историческое, масоны, эзотерика, философия

Previous post Next post
Up