Каббала и Масонство (ч.4)

Mar 13, 2012 01:18


Каббала и Масонство (ч.4)

By W. Kirk MacNulty

Ахиман Резон

Когда мы говорили о Великой Ложе «Древних», мы упоминали о том, что «Древние» считали, что «Первая Великая Ложа» ушла от Древних Ландмарок Масонства. Мы также отметили, что причины такого ухода неизвестны. Взгляды «Древних» были выражены в историческом эссе, входившем в Предисловие к книге Ахиман Резон (Книги Конституций Великой Ложи «Древних»), написанной Лоуренсом Дермоттом, первым Великим Секретарем «Древних», и впервые опубликованной в 1756 году. Как и следовало ожидать, эта работа способствовала ожесточению шестидесятилетнего соперничества между двумя Великими Ложами, выступая с критикой «Современных». Эссе написано в сложном стиле и его характер меняется во многих отношениях по мере того, как книга проходит через несколько переизданий. Это эссе представляет для нас особый интерес на данном этапе, так как оно и изменения, которое оно претерпевает, дают нам ключ к представлениям Великой Ложи «Древних». Я полагаю, что основные претензии «Древних» заключались в том, что «Первая Великая Ложа» ушла от первоначальной цели Масонства, забыв о его мистических истоках, которые пыталась сохранить Великая Ложа «Древних». И это, несомненно, объясняет интерес «Древних», проявляемых к Священному Царственному Своду. Давайте посмотрим, что по этому поводу сообщает нам Дермотт.


Дермотт начинает свое эссе с параграфа, в котором комментирует ряд обычных масонских работ того времени, посвященных истории Масонства: «… они (эти работы) дают нам описание, как в прошлые времена чертили, изображали, планировали, размечали, устанавливали и возводили храмы, башни, города, замки, дворцы, театры, пирамиды, монументы, мосты, стены, колонны, дворы, залы, укрепления и лабиринты, включая знаменитый Фаросский Маяк и Колосс Родосский, а также множество других прекрасных строений, выполненных Архитекторами к великому удовольствию читателей и во славу Вольных Каменщиков». Параграф включает в себя следующее примечание: «Вопрос: имели ли эти истории какое-либо отношение к таинствам Цеха?» [1]. Это значит, что возведение физических строений не было связано с Франкмасонством, тем самым Дермотт вводит  различие между «таинствами Цеха» (спекулятивным Масонством) и масонством оперативным.

После длительного отступления, высмеивающего авторов масонских текстов, Дермотт вновь возвращается к теме Масонства:

Несомненно…., что Масонство существовало с Начала Времен (хотя и необязательно под этим именем), что это священный дар от Бога, что Каин и строители его города были не знакомы с таинствами Масонства, что во времена Потопа в мире существовало только четыре Масона, и что один из них, хоть и второй сын Ноя, не был Мастером этого Искусства, что ни Нимрод, ни кто-либо из его каменотесов ничего не понимал в этом деле, что подлинных Мастеров Искусства было мало даже при строительстве Храма Соломона, что Таинство в те времена сообщалось лишь немногим, что только лишь во времена строительства Храма Соломона (и не раньше) стало оно называться Масонством, поскольку именно масоны Иерусалима и Тира были в те времена самыми великими каббалистами мира, что Таинство это, по большей части, отмечалось Строителями со времен царя Соломона….

Этот  параграф также включает в себя примечание, в котором «каббалисты» определяются, как «Люди, искусные в каббале, т.е. в Традиции, которая есть сокровенная наука Таинств Господних» [2].

Около пятидесяти лет спустя, в 1807 году незадолго до объединения Великих Лож, Томас Харпер бывший в то время Заместителем Великого Мастера «Древних», опубликовал седьмое издание Ахиман Резон. На титульном листе была надпись, гласившая «с изменениями и исправлениями». Введение было переписано, и весь уничижительный материал был убран, но две части, приведенные выше (в том числе упоминание о «каббалистах») практически в неизмененном виде появляются и в этом издании 1807 года.

В своей версии вступительного эссе Харпер, следуя примеру Дермотта, также подчеркивает различие между тем, что он называет «Царственным Искусством» и оперативным масонством. Введение Харпера начинается с Адама и грехопадения. Именно с этого момента он выводит возникновение наук. «Первой из всех наук была наука о Боге, которая указывала падшему человеку пути к Богу и Его волю, всемогущество и милосердие Творца, в то время как Закон Господень заставлял человека проявлять справедливость по отношению к ближнему своему, защищать угнетенных и униженных. Царственное Искусство, вне всякого сомнения, было ровесником этих наук» [3].

Следует отметить параллель между этим утверждением и традиционным Каббалистическим учением, которое говорит, что сразу после «Падения» Господь послал Архангела Разиэля (чье имя означает «Тайна Господня»), чтобы научить Адама путям, с помощью которых он смог бы восстановить свою прежнюю чистоту.

Харпер утверждал, что Царственное Искусство передавалось от Адама через Мафусаила к Ною (и далее) к тем, кто сохранял его «… с почитанием и осмотрительностью под стать  его величественности…» [4]. Затем он говорит, что человечество «… уразумело уроки природы …» и, таким образом, человек познал секреты «строительства поселений и возделывания земли», и, наконец, постепенно сформировались науки Геометрии и Архитектуры…» [5].

Заметим, что Царственное Искусство, как было сказано, имело Божественный источник, в то время, как источником умения «строительства жилищ» и «наук Геометрии и Архитектуры» послужило изучение природы.

Мы можем подвести итог этих сочинений, помещенных во Введении к Конституциям «Древних»: таким образом, Масонство состоит из двух наук - Царственного Искусства (или Таинства) и, собственно, искусства строительства. Первая из этих наук была учением Адама, полученным им сразу после Грехопадения с тем, чтоб человечество могло вернуться в свое первоначальное состояние единения с Богом, и именно в этом и заключается вся суть Масонского учения. Вторая наука, которая создает физические формы, и которая была получена человеком от изучения им природы, имеет для Масонства второстепенное значение. Изначально эти две дисциплины не имели между собой ничего общего. Строители Каинова града Еноха и Вавилонской Башни Нимрода, как указывается, не занимались Царственным Искусством.  В результате учение «каббалистов» Храма Соломона или Царственное Искусство было передано его строителям, и с тех пор оно стало известно, как Франкмасонство. Приведенное выше исследование позволяет предположить, что среди членов Великой Ложи «Древних» было распространено мистическое и, возможно, даже Каббалистическое понимание Масонства.

Кажется, что это довольно странная интерпретация вступительного эссе Дермотта к Ахиман Резон, но я думаю, что она все же не лишена некоторого основания, в особенности, если мы вспомним, что члены Великой Ложи «Древних» присваивали степень Священного Царственного Свода, которая, как общепризнанно, была мистической по своему содержанию. По моему мнению, Ахиман Резон отражает вполне определенные настроения, распространенные в Великой Ложе «Древних» во времена, непосредственно предшествующие объединению Лож. Если эти настроения «Древних» передались Ложе Примирения, где объединились с интересом к Каббале, проявляемым членами «Первой Великой Ложи», находившейся в то время под руководством Герцога Сассекского, то мы можем говорить о реальном влиянии увлечения Каббалой на работы Ложи Примирения. Именно это увлечение объясняет некоторые соответствия, которые мы обсудим в нижеследующих главах.

Подводя итог данного исторического обзора, отметим следующее: после первичной организации «Первой Великой Ложи» в 1717 году, масонский ритуал и его символическая структура разрабатывались очень быстро. Это выражается системой трех степеней, которая была уже сформирована к 1730 или уже даже к 1723 году, и которую мы рассмотрим чуть далее. Ритуал и связанная с ним символика активно развивались на протяжении всего XVIII века и приобрели устойчивый характер после работ Ложи Примирения. Мои предположения заключаются в том, что основная форма ритуала разрабатывалась в определенном направлении, и его развитие преследовало достижение определенной цели. В частности в масонском ритуале, разработанном в 1720-ых годах, мы находим первую попытку представить мистические воззрения философов Ренессанса в форме ритуальной драмы. После почти столетия эволюции масонский ритуал, усовершенствованный Ложей Примирения, стал более изысканным и отточенным, чем его первоначальные версии. Я предполагаю, что он состоит из Каббалистических элементов. Хотя Ложей Примирения не было оставлено никаких письменных свидетельств, по общему мнению, то, что сегодня известно, как Устав Эмулейшн, является итогом работы этой Ложи, вероятно, точно так же, как и другие ритуалы, которые мы сегодня используем. Именно их мы и будем рассматривать в контексте Каббалы.

Я предлагаю рассматривать связь Масонства с Каббалой в контексте связи масонских символов с Каббалистическим Древом Жизни.

Однако прежде чем открыто обсуждать масонские символы, будет уместно немного упомянуть распространенные представления о масонской тайне. Обычно считается, что Вольные Каменщики скрытны во всем, что касается Масонства. И в связи с этим распространенным мнением, может показаться странным, что Масон пишет о масонской символике в работе, открытой для широкой публики. Но на самом деле в Масонстве существует мало вещей, которые можно отнести к его тайнам [6]. Почти весь масонский символизм обширно освящен в литературе, написанной, как правило, самими братьями-масонами, высоко ценимыми в Ордене. К «официальным секретам» Ордена можно отнести лишь опознавательные знаки, с помощью которых Масоны могут безошибочно узнавать друг друга, но даже и эти знаки уже не раз придавались огласке, начиная, как мы видели, уже с 1730 года. Я даже не удивлюсь, если удастся обнаружить, что все «официальные секреты» Масонства можно узнать из книг, доступных в любой хорошей публичной библиотеке. Учитывая, что уже ничего не является реальной тайной и, учитывая тот факт, что Масонство часто подвергается критике за свою «секретность», кажется, для Ордена будет вполне благоразумным пойти навстречу своим критикам и приоткрыться.

Возвращаясь в 1961 год, когда я только начинал заниматься внутренней работой над собой, я учился у человека и брата-масона по имени Джоэлл Голдсмит. Как-то в одно воскресенье, пообедав со своими студентами, он поставил перед собой пустой стакан и сказал: «Тайна - это сосуд, который вы наполняете своим духовным опытом». Это древнее учение. В Библии об этом говорится: «Не бросайте жемчуга своего перед свиньями». Пока во внутренней работе над собой не будет приобретено достаточно опыта, внутренние познания будут достаточно хрупки. И если вы решите поделиться своим опытом со скептиками или с людьми, которые не хотят или не могут вас понять, то они начнут убеждать вас в том, что вы ошибаетесь, и тогда вы потеряете всю пользу от внутренней работы над собой.  Весь смысл масонской секретности состоит в следующем: реальные тайны Масонства, это те тайны, которые вы сами о себе узнаете по мере прохождения через процессы, которые я опишу далее. Масонская тайна сама по себе является частью масонского символизма. Это символ передаваемый древним учением из века в век.

Тем не менее, секреты собственного бытия - это действительно очень личные вещи. При подготовке этой части своей работы, я не забывал о своих масонских обязательствах по отношению к Братьям и их чувствам. По мере необходимости я обращался к работам Устава Эмулейшн, которые в основном были опубликованы как обычное руководство. Кроме того, в этом отношении я руководствовался тремя авторитетными книгами, написанными уважаемыми масонскими авторами: «Freemasons' Guide and Compendium» Бернарда Джонса, «Symbolism in Craft Freemasonry» Колина Дайера и «The Craft» Джона Хэмилла [7]. Все эти авторы были Великими Офицерами Объединенной Великой Ложи Англии. Я думаю, что если эти Братья обсуждали в своих опубликованных работах масонскую символику, то эта тема вполне может быть представлена на суд широкой общественности. Однако я не всегда буду давать такое же толкование символов, которое они давали им в своих книгах. Тем не менее, я думаю, что в принципе мне удалось передать верное понимание Масонских Лекций и ритуала. Во многих отношениях проведение собственного исследования и развитие собственной интерпретации символической структуры приводит к пониманию сущности Масонства.

Я должен подчеркнуть, что идеи, которые я здесь представляю - это всего лишь мое личное мнение, и что они не отражают точку зрения какой-либо Великой или отдельно взятой Ложи. Кроме того, на следующих страницах я буду писать о некоторых очень возвышенных состояниях сознания, сравнивая их с Масонскими степенями. Я хочу прямо заявить: Объединенная Великая Ложа Англии не требует от своих Кандидатов достижения подобных состояний. Масонские Ложи присваивают масонские степени, которым соответствуют определенные группы символов. Толкование и применение этих символов является обязанностью всякого Масона.

Первая Степень 
(продолжение следует)

[1] L. Dermott, Ahiman Rezon (London: Black, 1764), p. i.

[2] L. Dermott, p. xiii.

[3] T. Harper, Ahiman Rezon (London: Harper, 1807).

[4] T. Harper

[5] T. Harper.

[6] B.E. Jones, pp. 281-2

[7] Стоит сказать, что Брат Бернард Джонс был очень удивлен тем, что я обращался к его книге для обоснования связи между Масонством и Каббалой. Сам Джонс в своей работе умаляет эту связь (например, на странице 122), и соглашается с авторитетным христианским пастором преподобным доктором Хуком, который понимает Каббалу всего лишь как гематрию. Я соглашусь, что в масонском символизме не используется методика гематрии, но Каббала гораздо больше, чем просто гематрия. Я думаю, что если б Джонс ознакомился с методом, который лежит в основе моей работы, он бы отнесся с большим вниманием к обсуждаемым идеям, чем это делается в его книге.

историческое, масоны, эзотерика, философия

Previous post Next post
Up