Каббала и Масонство (ч.2)

Mar 07, 2012 02:26


Каббала и Масонство (ч.2)

By W. Kirk MacNulty

Другая часть свидетельств, доказывающих существование (и, возможно, интеллектуальную направленность) Масонства в XVII веке, в несколько отвлеченном виде представлена на Рисунке 2. Эта листовка, которая была распространена в 1698 году, предупреждает: «Все благочестивые люди города Лондона», остерегайтесь «проказ и зол, творимых этой дьявольской сектой» Масонов. Благодаря этой листовке, мы можем установить два факта:
  1. Масонство в той или иной форме существовало уже в то время;
  2. Некоторые люди, авторы этого плаката, считали, что масоны были вовлечены в какую-то мистическую деятельность.



Видимо, по мнению автора, они выступали в роли «фокусников, некромантов и колдунов» (если выражаться словами Эшмола). Конечно, исходя из сведений этой листовки, мы не можем узнать, что же происходило на масонских собраниях в конце XVII века, но не без оснований можно предположить, что масоны занимались чем-то связанным с Герметической/Каббалистической Традицией, что и вызвало подозрения автора. Эта листовка служит для нас уверением того, что в конце XVII века существовали некоторые сведения о масонах, и что масоны занимались какой-то мистической деятельностью.

Помимо вывода о том, что масоны существовали в Лондоне в 1698 году, мы можем извлечь из этой листовки приблизительные идеи о направлениях их мысли. Все это было за двадцать лет до того, как масоны заявили о себе публично, сформировав Первую Великую Ложу. В конце XVII века их деятельность вызывала подозрения в их связи со злом и колдовством, и, возможно, из-за боязни наказания, налагаемого в те времена на колдунов и ведьм, им бы хотелось избежать подобных подозрений.  Не является ли это основной причиной того, почему Масонство с самого начала не принимало в свои ряды женщин?

В конце XVII и начале XVIII веков в Англии считалось, что сборища (шабаши) колдунов и ведьм носили обоеполый характер. «В Англии до конца семнадцатого века в занятиях колдовством участвовали оба пола. Было установлено существование двух обрядов посвящения, но только один из них был признан. Первый обряд состоял из ритуала соединения с человеком, воплощающим собой Бога. Магистр посвящал женщин. Женщины посвящали мужчин. Это служит историческим основанием для утверждения, что кандидат должен быть инициирован лицом противоположного пола. Магистр передавал свою «силу» женщинам. Женщины передавали ее мужчинам. Эта сексуальная составляющая в ритуале была обязательным условием [1]». Мне кажется, вполне разумно думать, что масоны, пытаясь опровергнуть обвинения в колдовстве, исключили из своих работ женщин с тем, чтоб иметь возможность сказать: «Посмотрите! Мы не можем участвовать в этом, потому что мы не допускаем женщин в наши работы!», и, возможно, по этой же причине они узаконили эту практику, когда основали Первую Великую Ложу. Призывы, содержащиеся в листовке, показанной на Рисунке 2, служат подтверждением этой идеи.




На день Святого Иоанна Богослова в 1717 году четыре масонские ложи, которые, как говорилось, «собирались с незапамятных времен», встретились в таверне «Гусь и Противень» Ковент-Гардена и учредили Великую Ложу. Это послужило основанием для первого публичного и официального признания Масонства как организации. Пять лет спустя в 1723 году пресвитерианский священник доктор Джеймс Андерсон опубликовал Книгу Конституций. При подготовке своих Конституций, Андерсон говорит, что консультировался с «… прежним и нынешним Заместителем Великого Мастера и другими учеными братьями…», и их публикация была «одобрена Великой Ложей» [2]. Конституции Андерсона во многих отношениях являются отражением его личных взглядов. Они содержат романтические истории о Масонстве, которое якобы ведет свою традицию прямо от Адама. С другой стороны, в Конституциях содержится множество полезных и ранее действующих правил, например, запрет на обсуждение политики и религиозных взглядов. Они также устанавливают требование от масонов веры в Бога.

Период публикации Конституций Андерсона привлекателен еще одним именем - именем Джона Байрома. Байром был членом Королевского Общества и был также известен своей коллекцией любопытных геометрических рисунков. Эта замечательная коллекция была тщательно проанализирована  Джой Хэнкокс в ее превосходной книге. Собрание Байрома дает много полезной информации о мышлении английского интеллектуального сообщества в начале XVIII века. Джон Байром был масоном, он принадлежал к той же компании, к которой принадлежали такие видные масоны, как Уильям Стакли, Ганс Слоан, Мартин Фолкс и Джон Теофил Дезагюлье, третий Великий Мастер Первой Великой Ложи (Премьер). Байром представляет для нас особый интерес, так как с 1725 года он был членом «Клуба Каббалы», в который также входили многие из его друзей, в том числе и Ганс Слоан [3].   Однако мои оппоненты утверждают, что сам по себе тот факт, что Байром, Слоан и другие масоны интересовались Каббалой, не означает того, что они проецировали этот интерес на свои Масонские Ложи. Тем не менее, эта идея весьма примечательна, в особенности в контексте другой информации. Давайте посмотрим на некоторые публикации того периода.

Как мы видим, одним из наиболее важных источников информации о Масонстве в начале XVIII века были различные «разоблачения», которые периодически публиковались в ответ на спрос населения на информацию об Ордене. Одним из таких «разоблачений» является анонимный памфлет, опубликованный в 1726 под названием: «Великое Таинство раскрыто» (The Grand Mystery Laid Open), он содержит следующие строки: «Сколько знаков отличает истинного масона? Девять, те, которые отличают духовное от светского. Есть ли у шести духовных знаков какие-то названия? Да, есть, но они не открываются вновь принятым членам, потому что эти названия Каббалистические», и далее в отношении тайного слова: «…. Что это? Это Каббалистическое Слово…» [4] Но надо быть осторожными, чтобы избежать поспешных выводов на основе материалов, которые публикуются в качестве анонимного разоблачения, так как не представляется возможным понять истинные мотивы автора. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что автор этой статьи был враждебно настроен по отношению к Масонству или пытался обмануть, и в совокупности с другими свидетельствами, такими, как членство Байрома в «Клубе Каббалы», это, как минимум, дает пищу для размышлений.

Аналогичная анонимная публикация появилась в Ньюкасле в 1736 году. Она называлась «Книга М.» (The Book M.), и не очень осведомленные люди в то время связывали ее с другим одноименным документом, который, как утверждалось, был найден в гробнице Христиана Розенкрейца [5]. «Книга М.» не является разоблачением. Она больше похожа на воспоминания брата, который, кажется, был очень горд своей причастностью к Масонскому Ордену. Среди прочего эта книга содержит романтическую историю, которая утверждает, что Масонство зародилось в древние времена, и что помимо прочих мистических наук, еще одним источником Масонства является: «… Каббала евреев…» [6].

В 1730 году масон по имени Самуэль Причард на 32 страницах опубликовал очень враждебный памфлет, озаглавленный «Масонство в разрезе». Причард, видимо, вступил в Орден, чтоб получить какую-то личную выгоду, но был вскоре разочарован. По его словам: «Из всех обманчивых учений, которые когда-либо появлялись среди людей, нет ни одного столь же нелепого, как Таинство Масонства…», и он надеялся, что его публикация «возымеет должное действие, отвратив многих доверчивых людей от вступления в столь пагубное общество» [7]. Причард излагает все ритуалы, в которых он участвовал, будучи масоном. Но в каком-то смысле мы даже обязаны ему. В период около 1717 года Первая Великая Ложа работала в системе из двух степеней. Но благодаря разоблачению Причарда, мы узнали, что к 1730 году Первая Великая Ложа уже использовала ритуал трех степеней [8]. Однако в то время масоны отнюдь не питали особой благодарности к автору этого памфлета. Они были очень возмущены откровениями Причарда, и вскоре последовало несколько ответов на его публикацию. Один из таких ответов назывался «В защиту Масонства» (A Defense of Masonry). Он был опубликован в 1730 или в 1731 году, и описывал Орден в качестве наследника (если не в качестве исторического потомка) мудрости древности, одним из источников которой была Каббала. Эта публикация получила «официальное признание». В 1738 году ее включили в Конституции Андерсона, что предполагало признание ее содержания.

[1] Lugh, Old George Pickingill and the Roots of Modern Witchcraft (London: Wiccan Publications, 1982) pp. from Taray ed., 1984.

[2] Bernard E. Jones, Freemasons' Guide and Compendium (Orpingron: Dobby, 1994), p. 180.

[3] J. Hancox, The Byrom Collection (London: Jonathan Cape, 1992), p. 174.

[4] D. Knoop, G.P. Jones, G.P., and D. Hamer, Early Masonic Catechisms (London: Quatuor Coronati Llodge No. 2076,1975), pp. 97-8.

[5] Yates, The Rosicrucian Enlightenment p. 44.

[6] Anon., The Book M (Newcastle upon Tyne, 1736), p. 23 (italics in the original).

[7] Knoop et al., pp. 170-1.

[8] Возможно, что система из трех степеней существовала в той или иной форме уже в 1723 году, Post-Boy, Dec 28,1723; in Scottish Rite Research Society; The Plumbline; Winter 1999; vol 7, no. 2.

историческое, масоны, эзотерика, философия

Previous post Next post
Up