Лекции по философии М.Хайдеггера. Путевые заметки

Oct 19, 2013 21:02

Некоторое время назад togo предложил прослушать запись курса лекций известного американского философа Герберта Дрейфуса по книге Мартина Хайдеггера "Бытие и время". Курс был прочитан в 2007 году в университете Беркли, и теперь эта запись предоставлена в открытом доступе на Internet Archive. Обсуждение первых четырех лекций началось тут / 1, 2, 3, Read more... )

Leave a comment

Лекция 6. (Окончание) gelato_di_crema October 19 2013, 19:36:24 UTC
Дрейфус поясняет разные аспекты изначальной освоенности. Мы утверждаем структуру мира исходя из нашей освоенности с ним. Комната воспринимается вначале как нечто цельное, и лишь затем появляются различия и отличия. Я изначально знаю, как ей пользоваться, и это знание суть моя осмотрительная, оглядывающаяся практика: я организую свою работу при посредстве вещей и всегда принимаю в учет контекст.

Далее поднимается вопрос трансцендентности. Субъект всегда "снаружи", всегда в мире. С этой точки зрения Хайдеггер использует понятие трансцедентности в смысле, противоположном традиционному пониманию. Трансцендентность не может быть постигнута в понятиях интенциональности. Мы должны говорить об изначальной открытости Субъекта миру.

Изначальная интенциональность - наша фоновая практика деятельности. В этом имеется и онтологический смысл: "позволить сущности быть вовлеченной, если мы станем смотреть на это онтологически, означает, прежде всего, высвободить ее для ее подручности посреди данного окружения" (117).

Наконец, Дрейфус поднимает такой вопрос: есть ли разница между погруженностью в практику /absorbed coping/ и трансцендентностью, и в чем она? Фон есть особого рода целостная практика, у нее нет специфической цели, она не конкретная работа, а скорее предназначение, как "быть преподавателем". Это - трансцендентность, это - "высвобождение", выявление мира.

Reply


Leave a comment

Up