Некоторое время назад
togo предложил прослушать запись курса лекций известного американского философа Герберта Дрейфуса по книге Мартина Хайдеггера "Бытие и время". Курс был прочитан в 2007 году в университете Беркли, и теперь эта запись предоставлена в открытом доступе на
Internet Archive. Обсуждение первых четырех лекций началось тут /
1,
2,
3,
4 /, а дальше я пустился в "самостоятельное плавание" по этим записям, итогом которого стали эти заметки.
Каждая лекция длится примерно час двадцать минут, однако в реальном времени прослушивание занимает, по крайней мере, в два раза больше из-за того, что неоднократно приходится останавливаться и возвращаться. И еще нужно постоянно обращаться к книге самого Хайдеггера. Такой режим оказался просто необходим для серьезной работы. Свои лекции Дрейфус читает, следуя определенному плану, но бесчисленные детали прорабатываются им прямо по ходу дела. Он регулярно обращается к аудитории, вступает в дискуссию со студентами, ищет подходящие цитаты у Хайдеггера, постоянно высказывает сомнения в корректности своего собственного понимания книги и даже не раз меняет точку зрения прямо перед слушателями.
Заметки делались по ходу прослушивания, но то, что здесь представлено, не обошлось, конечно же, без некоторого "постпроцессинга". Я попытался составить резюме каждой лекции, причем начал это делать после того, как уже был прослушан весь курс, с последней лекции, и продвигаясь к началу. Поэтому некоторые соображения, которые относились к первым лекциям, были сделаны с учетом уже полученного опыта, как бы в предвосхищении, и они вряд ли бы были возможны, если бы заметки и в самом деле следовали действительному порядку прослушивания. Никакой строгости в использовании терминов здесь нет, также как и гарантии, что все было адекватно понято - я старался изложить свое собственное понимание своими собственными словами.
Ключевое понятие книги - Dasein. Его переводом в этих заметках будет слово "Субъект". Разумеется, найдется целый ряд важных возражений против такого выбора. Субъект может подразумевать противостояние субъект/внешний мир, которое исключено из философии Хайдеггера. Субъект может подразумевать внутренний мир, ментальное содержание, о которых в ней речь также не идет. Наконец, сосредоточенность на сингулярности и выделенности некоторого бытия, которые связываются с этим термином, могут стать препятствием к пониманию той роли, что играет тотальная вовлеченность субъекта в свою практику, где и мир, и субъект составляет единое целое. Но субъект - персональный субъект - это вход в тему. И он же - то, ради чего выполняется вся работа. Это два крайних звена цепи. Если выбрать другой перевод, из расчета на то, чтобы добиться максимальной отстраненности и избежать нежелательных ассоциаций, то за них, возможно, придется дорого заплатить. Поэтому я рискнул удержать как сквозное понятие именно "Субъект" и систематически употреблять его вместо "Dasein".
Некоторые термины:
disclosedness разомкнутость, раскрытость
familiarity освоенность
background practice фоновая деятельность
disclose выявлять, размыкать
discover обнаруживать
uncovering раскрытие
uncovered открытый, раскрытый
Примечание (с.31): "Хотя термины «онтический» и «онтологический» не определяются явным образом, их значение станет вполне ясным. Онтологическое вопрошание связано, в первую очередь, с бытием; онтическое - с разными сущностями и с фактами, к ним относящимся".
Ссылки в скобках - на страницы английского перевода книги Хайдеггера: Martin Heidegger, Being and time, Trans. J.Macquarrie & E.Robinson, Blackwell, Oxford, 1962.
P.S. Весь конспект представлен одним файлом на
Самиздате.