Некоторое время назад
togo предложил прослушать запись курса лекций известного американского философа Герберта Дрейфуса по книге Мартина Хайдеггера "Бытие и время". Курс был прочитан в 2007 году в университете Беркли, и теперь эта запись предоставлена в открытом доступе на
Internet Archive. Обсуждение первых четырех лекций началось тут /
1,
2,
3,
(
Read more... )
Категории предназначены для субстанций (ими занимались и Аристотель, и Кант). Что касается нашей структуры, то для нее Хайдеггер использует термин "экзистенциалия" /existentialia/: "Поскольку характер бытия Субъекта определен в понятиях экзистенциальности /existentiality/, мы назовем их «э к з и с т е н ц и а л и я»" (70). Оба термина - категория и экзистенциалия - указывают на две базовые возможности бытия. "Сущности, которые им соответствуют, требуют различных способов исходного вопрошания: сущность есть либо «кто» (экзистенция), либо «что» (предметное бытие в самом широком смысле слова)" (71).
А куда же отнести инструменты и орудия?
Бытие - понятие, которое используется, чтобы сделать мир постижимым. Это справедливо для всех модусов бытия. "Когда бы кто-то ни постигал что-то или ни утверждал что-то, когда бы кто-то ни ставил себя в отношении каких-либо сущностей, даже в отношении себя самого, какое-нибудь применение «бытия» имело место, и это выражение шло как «непосредственно» понятное..." (23).
Однако постижимость всегда связана с цельностью - мы постигаем сразу во всем комплексе связей.
Мы обладаем способностью понимать бытие, даже если само понятие бытия остается не проясненным. В этом очень многое.
Хайдеггер соотносит понимание с нашей способностью "справиться" с бытием. Мы все время что-то с ним делаем, и в этой постоянной и разнообразной деятельности, которая занимает все наше время - основа, фон нашего понимания.
Хайдеггер совершает определенный переворот в онтологии и формулирует задачу построения фундаментальной онтологии на базе этого нового понимания.
Мы понимаем не тем, что мыслим, а тем, что "справляемся" с вещами: мы "знаем, как с ними поступать". Дрейфус особенно подчеркивает удачность термина "know-how", который был еще незнаком Хайдеггеру, но который как нельзя более удачно характеризует эту центральную суть нашего базового понимания вещей.
Базовая форма понимания - не абстрактное мышление, оно только особый случай, базовое же понимание - "работа молотком". Наши навыки и умения - это понимание, понимание до-рефлективное, до-мыслительное, которое есть погруженность в повседневную деятельность.
Дрейфус называет имя Гибсона, который специализировался на теории восприятия, и который разработал концепцию экологического понимания восприятия. Одна из ключевых идей этой концепции - "affordances" - "предложения", разнообразные качества вещей, которые "предлагают возможности" человеку совершить то или иное действие.
Базовый способ бытия - видеть дверь как средство для того, чтобы выйти. На этом строится базовый уровень - мы знаем, для чего у нас то или иное в нашем окружении, мы "в курсе" того, что оно нам "предлагает".
Дрейфус замечает, что в этом месте Хайдеггер очень близко сходится с Витгенштейном.
Будучи поглощены своими инструментами, мы лишь реагируем на "предложения", и, в целом, не можем быть различены в этом потоке.
Понимание - это не особая форма бытия, оно буквально совпадает с текущей практикой освоения, и вместе они лишь две стороны одной и той же монеты. С этой точки зрения философская традиция представляется слишком "менталистской", уделяя непропорционально большой вес мыслительной деятельности и активности сознания.
Мы растворены в фоновой деятельности, когда заняты ей полностью. При этом сам фон остается невидимым - он везде и он не имеет контрастов. Витгенштейн пришел к совершенно такому же выводу. Но он отказался описывать этот базис - по его мнению, этот фон не поддается никакому описанию. Хайдеггер же взялся описать повседневный опыт.
Четыре значения слова "мир". 1. Онтическая концепция, означающая просто собрание всех сущностей предметного бытия. 2. Онтологическое понятие, указывающее бытие этих сущностей ("мир" физика, "мир" математика, "мир" юриста и т.п.). 3. Другая онтическая концепция - то, где "живет" Субъект. "«Мир» здесь имеет пред-онтологическое экзистенциальное значение" (93). 4. Указывает на онологически-экзистенциальную концепцию "мировости".
Reply
Leave a comment