Некоторое время назад
togo предложил прослушать запись курса лекций известного американского философа Герберта Дрейфуса по книге Мартина Хайдеггера "Бытие и время". Курс был прочитан в 2007 году в университете Беркли, и теперь эта запись предоставлена в открытом доступе на
Internet Archive. Обсуждение первых четырех лекций началось тут /
1,
2,
3,
(
Read more... )
Вводная лекция, Дрейфус проводит предварительную ориентацию, обсуждается отношение к другим философам, даются базовые понятия.
На сцене расставляются основные персонажи драмы - Гуссерль, Декарт, Мерло-Понти, Витгенштейн.
Хайдеггер обратился к теме бытия и рассмотрел ее по-новому так, как это никем не делалось до него. Точкой опоры послужила феноменология человеческого бытия, через призму которого анализируется все, с чем оно соотносится.
У Хайдеггера имеются предшественники - Ницше и Киркегард, которые в полной мере осознали неудовлетворительность традиционной философии, исходящей из абстрактного объективного бытия (Декарт, Кант, Гуссерль - типичные представители). Хайдеггер взялся за систематическую разработку нового подхода.
Особое положение занимает Людвиг Витгенштейн. Он также подошел к тем же решениям, что и Хайдеггер, по многим вопросам они согласны, и их сопоставление представляет большой интерес.
В философском наследии Хайдеггера, есть определенные "дыры" - это те темы, которые он не анализировал или рассматривал, не углубляясь в них, бегло и по ходу. Скажем, восприятие, роль человеческого тела и т.п. Здесь Дрейфус указывает на Мориса Мерло-Понти, который много занимался этими вопросами и проанализировал их с феноменологической точки зрения.
Дрейфус начал с предварительного обсуждения, - какие виды бытия бывают? Он обозначил три разновидности: 1) предметное бытие - материальные (необязательно) вещи, субстанции, обладающие объективными свойствами, интерпретируемые с помощью философских категорий; 2) бытие инструментов, орудий и разнообразных подручных средств, которые используют люди в своей практике; такое бытие - это не бытие субстанций, его характеристики не являются объективными свойствами, а связаны с задачами, которые возлагают на эти орудия; 3) сам человек, его бытие, которое также не субстанционально, не предметно; но его также нельзя мыслить и как инструментальное.
Reply
Leave a comment