Календарь Гелактики. Гия Канчели: "Живу своей музыкой и счастлив"

Aug 10, 2015 17:53



Грузинский композитор Гия Канчели известен большинству как автор музыки более чем к 50-ти художественным фильмам, многие песни из которых стали шлягерами. То, что он написал семь симфоний и камерную музыку, исполняемую по всему миру выдающимися дирижерами и оркестрами, и является лидером европейского академического авангарда, знает относительно небольшой круг меломанов.

Музыку Канчели узнаешь с первых тактов, всегда с легкой грустью. От нее хоть на секунду, но перехватывает дыхание - настолько индивидуально его музыкальное мышление. Я бы сказала, что это музыка другого измерения, - ее нельзя слушать "на ходу", необходимо полностью сосредоточиться и забыть хотя бы на время о суете мирской. Канчели - молчаливый философ, он словно знает о нашем мире что-то важное, но говорит об этом только с помощью музыки. "Я считаю, что музыку нужно только чувствовать. Как только кто-то старается ее понять, начинаются проблемы. Это не проза и не поэзия. Это абсолютно абстрактное явление. Только чувствовать, рассуждать об этом невозможно".

Канчели называют аскетом с темпераментом максималиста и великим гуманистом. В его симфонической поэме «Стикс», так же как в опере «Музыка для живых» - не столько страхи перед оружием, войнами, концом света, сколько ощущение трепетности и ранимости человеческой жизни, желание ее защитить.

«Посмотришь ноты - ничего вроде в них особенного нет. А послушаешь, и это прекрасно. Это высшая ступень мастерства духовного, духовной струны, которая позволяет прорваться через пространства, времена к душам музыкантов и слушателей», - говорит композитор Эдуард Артемьев.

image Click to view


Г. Канчели. "Стикс".

Композитора больше всего трогает тишина - та, что бывает, когда оркестр завершил свою игру, дирижер опустил палочку, а публика еще не аплодирует. И чем дольше эта тишина - тем полнее счастье Канчели. Иногда он даже просит дирижеров не опускать руки в паузах между частями, чтобы не дать возможность слушателям нарушить тишину. "Для меня имеет значение только одно - какая тишина в зале. С годами я научился различать тишину. Она бывает разная. Когда бывает та тишина, которую я называю звенящей, тогда остальное меня мало интересует. Такая тишина связана с редким явлением, когда нити, которые тянутся через дирижера со сцены в концертный зал и обратно, возникают и становятся ощутимы, хотя их не существует на самом деле. В тишине рождается звук"...

Гия Канчели и кино - это прежде всего, конечно, фильмы Георгия Данелии. Композитор написал музыку к семи его фильмам, в том числе всеми любимым "Мимино", "Не горюй!", "Кин-дза-дза" и другим. "За всю свою жизнь я встретил двух представителей искусства, имена которых точно войдут в историю, - говорит Данелия. - Один раз это был Станиславский, которого я увидел во МХАТе еще маленьким, а второй - Канчели. Правда, его красивую музыку я делаю чуть менее красивой, однако более подходящей для персонажей. Но когда я попадаю на его симфонии и слушаю эту связь с космосом, где есть и прожитая жизнь, и любовь, и печаль, мне каждый раз становится стыдно, что я так его мучаю своими придирками. Но проходит время, он опять сидит рядом и все повторяется. Я забываю о том, что он гений, живой классик, и заставляю его портить свою прекрасную музыку".

image Click to view


Гия Канчели. Музыка к фильму Г. Данелии "Паспорт".

Канчели и театр - это, в первую очередь, постановки Роберта Стуруа. Вместе они сделали более 40 спектаклей. Наиболее известны из них «Кавказский меловой круг», «Двенадцатая ночь», «В ожидании Годо», «Ромео и Джульетта».

image Click to view


Г. Канчели. Тема из кинофильма "Кин-дза-дза".

Главный судья творчества Гии Канчели - это он сам. "Я всегда критически отношусь к своей музыке. Я чувствую какую-то неловкость. Именно неловкость, чувство стыда я не испытывал никогда. Наверное, потому что каждую симфонию я писал от двух лет. В меру своих возможностей хотел добиться совершенства музыкальной формы и музыкальной драматургии. Самое сложное - это чтобы не было ничего лишнего, умение оставить только то, что действительно нужно".

image Click to view


"Herio Bichebo". Муз. Г. Канчели, слова М. Поцхишвили. Поет Гела Гуралиа.

...Ему было 56 лет, когда он уехал в Берлин, а оттуда по приглашению Королевского филармонического оркестра Фландрии - в Антверпен (Бельгия), который напоминает ему родной Тбилиси, оставшийся в его сердце навсегда, как и все те, кто был ему дорог. В Европе он не был модным авангардным композитором, не был гоним, его профессиональное прошлое не имело для европейцев никакого значения. Многое пришлось начинать с нуля. Практически все получилось, хотя сам Канчели считает, что ему просто повезло: "Меня играют очень часто во многих странах. Но у меня никогда не было иллюзий, что так будет всегда. Я не знаю, что будет через полвека. Вот если и тогда будут появляться исполнители, дирижеры, солисты, у которых будет желание сыграть мою музыку, значит жизнь, прожитая мною, и те труды, которые я вкладываю в свою работу, были не напрасны".

"Гия Канчели. Маэстро тишины". Документальный фильм:

image Click to view



Источник: tvkultura.ru.
Биография композитора: www.belcanto.ru.

Музыка Г. Канчели в нашей "Музыкальной шкатулке": здесь.

Песня на музыку Г. Канчели "Sait midikhar"в исполнении Гелы Гуралиа и Нодара Ревия: здесь.

орбита Гелактики, видео, композиторы, всем, грузинская культура

Previous post Next post
Up