Вторая часть.
Про культур-мультур и про следы в истории.
Когда я писал про то, что в Персеполисе от суеты совершенно не чувствуется историчности, я немного покривил душой. Покривил, но совсем немного. На пару сотых долей градусов.
Персеполис с момента начала активных раскопок, похоже, посещают все кому не лень, особенно европейцы. Самим персам, похоже, было по барабану, что находится на их территории. А может, и нет, может, просто у нас впечатление такое создали наши предки, не менее искусные в пиаре и правке истории, нежели нынешние спецы из "просвещённых" стран.
Ну так вот. И многие европейцы, будучи приобщёнными к настоящей тысячелетней культуре, с радостью приникают к ней и тут же стараются её как-то облагородить и внести свой вклад в неё. По мере сил.
И вот -- результаты. То, за что в нынешнее время надавали бы по рукам, здесь сохранилось в неприкосновенности, и мы видим, что наши предки были такие же культурные, как и мы сами. Сейчас следят за тем, чтобы никто руки не распускал, а тогда не следили -- вот и вся разница.
Вот, древние камни, украшенные разными культурными людьми. Справедливости ради надо отметить, что не только европейцы там отметились. Местные тоже присоседились. С другой стороны, не видно ни китайских, ни японских, ни корейских знаков.
Это в основном у главных церемониальных ворот.
Некто М. Клойн. С датой непонятно, то ли 1810, то 17 какой-то.
Какой-то ...ертерян, 1923 год; аноним из России, 1900 год; МакИлрат из Чикаги, 1897 год.
Группа товарищей, 1804 год.
Уилл Зюндт, 1810 год. Ещё француз какой-то, натурал. 1825 год. Ещё можно обратить внимание на свастикоподобный символ. Когда его нанесли -- неизвестно.
Семён Хмельницкий, 1925 год. Судя по орфографии, эмигрант.
Меж ногами церемониального быка. Похоже, турки отметились.
Некто Граф Шуленбург, 1926--1931. Ещё кто-то по-армянски что-то написал и ещё какой-то Ахмедов.
Крэмптон, Мэрридж, Зюндт (опять он, но уже в группе), 1810 год.
Ну, и самый хит -- Серёжа, 1928 год.
Так что -- тогда это было хулиганством, с нынешней точки зрения, а сегодня это уже история. Хоть и не такая древняя, как сам Персеполис, но всё же -- чувствуются слабые проблески живой историчности.