Прошу пардону.
Пардону за долгое молчание. Мало того, что некогда, да ещё недосуг, да ещё до bioshock добрался, да ещё и флешка, где вся моя нетленка хранилась, совсем поломалась. Все данные пропали бесследно.
Ну, или почти бесследно.
Нет, всё-таки бесследно. Я надеялся, что флешка после ремонта хоть какие-то сведения сохранит, но в ремонте её жёстко отформатировали, так что -- пишу заново.
В общем, день третий пребывания в Ширазе -- поездка в Персеполис.
Историческое место и всё такое.
В общем, с самого с ранья нас посадили на автобус и погнали мы в направлении Персеполиса.
Это такое историческое место, одно из многих, находящихся возле Шираза.
Я щас сделаю лирическое отступление, чтобы внести ясность в вопрос о том, почему я не проникся духом древности и что я об этом всём думаю.
==========
Что я могу сказать? Может, я толстокожий, может, нет во мне какой-либо песни, но я так и не смог проникнуться древностью данного места.
Мне думается, что любое более или менее древнее место сразу теряет свой шарм, как только там появляется первая группа туристов. Туристов -- не любителей древностей или каких-нибудь диких археологов, а тех, кто ездит по историческим местам, побуждаемые древнейшим человеческим порывом: "все побежали и я побежал..." или того хуже, ведомые установкой: "все приличные люди обязаны посетить Лувр, базилику Святого Петра и прокатиться на гондольере с гитарой".
Как-то я попал в Москву. В первый раз в сознательном возрасте, без сопровождающих, без экскурсоводов -- без ансамбля, в общем. По делам. Ну, и решил посмотреть, что же там за Красная площадь такая, миллионнократно виденная по телевизору и воспетая в стихах и песнях, начиная с детских. Вышел из метро на Октябрьской, прошёлся, даже митинг небольшой посчастливилось увидеть. Дома всё такие... исторические, старинные. И проскочил я вход на площадь. Мимо пробежал, не заметил сначала входа, а когда заметил, то как истинный буддист поворачивать назад уже не стал. Иду себе вдоль Кремлёвской стены, иду, вдруг бах! Красная площадь, вид сзади. Обана. Неужели Кремль такой маленький??? Прошёл ещё раз вокруг Кремля, уже тщательно глазея на всё. Увидел только японцев, фотографирующих ворон в Александровском саду и длиннющие членовозы, выезжающие из каких-то ворот.
Зашёл на Красную площадь второй раз. Собор Василия Блаженного, Лобное место. Площадь сама маленькая оказалась, в отличие от телевизионного образа (камеры, снимающие её виды, практически никогда не захватывают в поле зрения ГУМ, который визуально её очень ограничивает).
Захожу на Лобное место, касаюсь камней... Ничего. Никаких набатных колоколов, криков казнимых стрельцов, грома парадов -- ничего из того, что чувствуют главные герои книжек, попадая на какие-нибудь исторические развалины и трогая их камни.
Так же и в Персеполисе.
Никакого ощущения древности. Всё окультурено настолько, что невозможно вообще ничего представить. Никаких всадников, никаких спартанцев... Пепси, мороженое, толпы туристов, фотографирующихся на фоне чего бы то ни было: камней, скульптур, колонн, даже на фоне меня фотографировались постоянно. Может, вид у меня был экзотичный?
А вот те, кто сфотографировались со мной. Одни из многих.
В общем, впечатления древности нет напрочь.
В тыщу раз более сильное впечатление я получил, бродя по заброшенной воинской части, покинувшей своё место году эдак в 1975-1976. Заросшие пробившейся сквозь асфальт, а потом засохшей травой плацы. Полуразвалившиеся казармы. В части из них сохранились металлические печки для отопления. Потрескавшаяся бетонная звезда давно погасшего Вечного огня. Машинный двор, всё ещё пахнущий дизтопливом, в промасленной земле которого можно найти всякие интересные и бесполезные гаечки и болтики... И никого вокруг, только кузнечики стрекочут.
Вот это были ощущения! То самое ощущение древности, незримого присутствия прошлого и прочие такие потусторонние вещи.
И ещё про знакомство с историческими местами и про необходимость туризма.
Как-то совершенно случайно увидел я фотки храма богини Хатшепсут, что в Египте. И хоть я ни разу не был в Египте и Египтом особо не интересовался, но я сразу узнал это место! Сколько времени я там провёл! Я знаю все нычки и расположения секретов. Я знаю, где лежит двустволка, как достать ракетницу и что лежит под пальмой в пустыне и чем это грозит. Я этот храм и его окрестности исходил вдоль и поперёк. Это была игра "Серьёзный Сэм".
Приедя в Иран, я привёз оба эпизода любимой игры с собой.
Когда запустил второй эпизод, то зрители, которым я его демонстрировал, пришли в сильнейшее возбуждение: "Во! Во! Персеполис!"
На карте, показываемой на заставке игры, среди прочих локаций был и Персеполис.
И решил я заново пройти и ознакомиться с Персеполисом до того, как посетить его в натуре.
И ждал меня, к сожалению, жестокий облом.
Потому что вместо настоящего Персеполиса там были только вариации на тему древнего Вавилона, а собственно Персеполисом там и не пахло.
А жаль. Что бы не выпустить для популярных 3д-стрелялок мап-паки с популярными историческими местами? А то и с персонажами? Будет приятное с полезным.
Но это должны быть не квесты. Они статичные и в них нет свободы передвижений.
А если выпустить персеполисовский мап-пак, да для какой-нибудь рубиловки типа Dark Messiah of Might and Magic, то с мечом наперевес штурмуя Персеполис или с другим мечом наперевес его защищая, проникнешься историчностью намного сильнее.
В общем, исторический туризм, на мой взгляд, как-то неэффективен в плане поражаемости древностью. Единственное, что действительно поражает в таких турпоездках -- цены. Да и то -- в Иране не так уж и страшно.
==========
По дороге на экскурсию проехали недостроенную гостиницу, местный долгострой.
Но я, сравнивая фотки нынешнего года с фотками годов прошлых, могу сказать, что это хоть и долго, но всё-таки строй. Потихоньку обрастает и обретает форму и лоск.
Вот палатка, одна из немногих, находящихся неподалёку от ворот Корана, которые находятся совсем рядом с той гостиницей-долгостроем. Люди, приезжающие в Шираз, но у которых нету денег или желания на гостиницу, ночуют возле своих автомобилей. И таких палаток на самом деле там толпы, просто окно автобуса, из которого я фотографировал, находилось не с той стороны.
Ближе к Персеполису стало ясно, что приближаемся к исторически значимому месту.
И вот он сам. Широкая дорога, ведущая к резиденции персидских царей разных династий.
В общем, Персеполис. О самом Персеполисе нам много рассказывал сам экскурсовод. Беда только в том, что я его почти не слышал. Да ещё впридачу не всегда слушал (не люблю толпиться).
Так что более подробную историю Персеполиса можно узнать у Яндекса или у Гугля.
Вот, к примеру, выдержки из того, что они мне нашли:
http://reports.travel.ru/reports/2002/050902.html (Николай Баландинский)
http://www.persepolis.ir/ -- но там нет доступа ни до английской, ни до французской версии. Видно заодно, что до англо-французской версии у веб-дизайнеров пока просто не дошли руки -- все ссылки ведут на 404, хотя обе пытаются сослаться только на английскую версию. Фарси-версия есть и работает и наверняка там есть какая-то информация. Если кто понимает. Но, по-моему, информация там скудная.
Вид из космоса --
http://maps.google.com/maps?f=q&hl=en&q=persepolis,+iran&ie=UTF8&z=17&ll=29.934947,52.890544&spn=0.004844,0.01075&t=k&om=0Видно всё.
http://www.livius.org/pen-pg/persepolis/persepolis.html -- вот история самого Персеполиса и история его раскопок.
http://www.persepolis3d.com/ -- попытки виртуальной реконструкции.
Я ещё находил записки о недельной поездке трёх наших девушек в Иран в общем и в Персеполис в частности, но эта ссылка была в тексте на умершей флешке, а сейчас её что-то я найти не смог. Они, записки эти, тоже были на travel.ru.
Что мне запомнилось из того, что рассказывал нам экскурсовод.
Например, что сразу после победы исламской революции Персеполис хотели снести напрочь, как языческое место (хотя экскурсовод и намекнул, что причиной была зависть арабов, принесших на мечах ислам в Иран, к былой славе персидской империи). Спасло его от разрушения, насколько я понял, переименование Персеполиса в Тахт-э-Джамшид. Трон Джамшида. И как-то там всё решилось и Персеполис был спасён.
Или вот, символ Нового года. Лев -- это новый год, а баран/козёл -- это старый. Новый год пожирает старый.
Или ещё мне понравилось: Персидская Империя почти не завоёвывала страны, правители сами абсолютно добровольно приходили с поклоном к персидским царям и просили защитить их от нападок агрессивных соседей. Впоследствии империя разрослась так, что для того, чтобы сборщики налогов, наместники и прочие служащие Центра могли общаться с провинциалами и чтобы провинциалы могли быстро освоить язык метрополии, упростился персидский язык.
Ещё. Строился Персеполис исключительно силами наёмных рабочих, ни о каком рабском труде, как ни странно для тех времён, не было и речи. Зато были отпуска, пособия по рождению ребёнка и прочие социальные льготы. Мне почему-то в это верится с величайшим трудом.
Ещё: Имя царя, которого в Европах зовут Киром, и которое слово ("кир") в Иране означает "хер", в Иране произносят "Курош".
Кругом у знаменательных мест стоят указатели с текстами на английском и персидском языках.
Кроме нас, работников российской организации, из европейцев на этих развалинах мы встретили немецкую экскурсию. Вернее, наш экскурсовод их бесцеремонно отодвинул в сторону, не заметив: они стояли у сокровищницы Дария, подготавливаясь к докладу, разложив на камнях материалы (я подошёл поглядеть, чего там написано, слышу, сзади немцы друг другу: во блин, русские, чего пялятся в наши бумажки, всё равно нихрена не понимают), и только их экскурсоводша-немка открыла рот, чтобы начать лекцию, как наш гид перебежал перед её лицом, и легко перекричал её.
Вот, восстановленное здание для того, чтоб было ясно, как выглядел вообще весь комплекс. Для восстановления специально взяли малозначащее здание -- гарем. Теперь там музей, там хранится клинописный кодекс Дария и разные прочие экспонаты.
Вот зонтик видно. Интересно, а когда китайцы изобрели зонтик?
Местная тётка фотографируется у недоделанного коня, а ещё две изучают путеводитель, который мы не видим. Тот самый, с описанием данного места.
Вид на гробницу Ксеркса.
Вид от гробницы Ксеркса на главные церемониальные ворота.
Вид, который открывается, когда пройдёшь главные церемониальные ворота.
Колоннада. Всё, что от неё осталось, вернее.
Ещё колонны.
Старый дворец. Туда сейчас никого не пускают.
Клинопись. Очень жаль всё-таки, что персы перешли на арабское письмо. Выиграли в каллиграфичности, но сильно проиграли в читабельности. Клинопись было бы намного проще разбирать. Да и вид у неё такой... строгий, суровый.
В общем, вот первая часть про Персеполис.