Записывание конспектов является одним из решающих инструментов самообразования.
Конспектирование - это свертывание текста, в процессе которого не просто отбрасывается ненужная (маловажная) информация, но сохраняется, переосмысливается, свертывается все то, что позволяет через определенный промежуток времени автору конспекта развернуть до необходимых рамок конспектируемый текст без существенной потери информации. При этом используются сокращения слов, аббревиатуры, опорные слова, ключевые слова, формулировки отдельных положений, формулы, таблицы, схемы, позволяющие развернуть содержание конспектируемого текста.
Конспект- это краткая запись основного содержания текста с помощью тезисов.
Конспект - это индивидуальный труд, поскольку у каждого автора выработалась своя собственная система оформления конспекта, сокращения слов и т.д.
Существует две разновидности конспектирования:
- конспектирование письменных текстов (документальных источников, например, критическая статья);
- конспектирование устных сообщений, лекций или другой аудиовизуальной информации.
Конспект может быть кратким или подробным.
Необходимо уточнить, что дословная запись как письменной, так и устной речи не относится к конспектированию. Успешность конспекта зависит от умения структурирования материала. Важно не только научиться выделять основные понятия, но и намечать связи между ними.
Если вы работаете с печатным источником, надо знать следующее. Текст состоит из абзацев. Их назначение - облегчить зрительное восприятие текста и обозначить начало новой авторской мысли, положения. Очень важно научиться выражать главную мысль, заключенную в абзаце, своими словами, сохранив при этом логику изложения текста автором. Иногда из абзаца можно извлечь не один, а несколько тезисов.
Форма записи материала может быть различной - в зависимости от специфики изучаемого предмета; уместны и свои краткие пояснения к записям.
Записи ведутся в произвольной форме, важнейшие мысли выделяют цветными фломастерами или применяют боковые пометки, выделяющие подтемы.
Рекомендуется вести записи на одной стороне листа, оставляя вторую сторону для размышлений, разборов, вопросов, ответов на них, для фиксирования деталей темы или связанных с ней фактов, которые припоминаются самим студентом в ходе слушания. Иногда для этого оставляются лишь широкие поля.
В начале самообучения стоит специально упражняться в использовании полей: фиксировать вопросы, вызывающие личный интерес, варианты ответов на них, сомнения, проблемы, спорные положения - т.е. превратить тетрадные поля в поля размышлений, бесед с собой
Не следует много и подробно все записывать, запись конспекта лучше вести в сжатой форме, короткими и четкими фразами.
Также целесообразно придерживаться ряда следующих правил.
1. После записи ориентирующих и направляющих внимание данных (тема, цель, план лекции, рекомендованная литература) важно попытаться проследить, как они раскрываются в содержании, подкрепляются формулировками, доказательствами, а затем и выводами.
2. Записывать следует основные положения и доказывающие их аргументы, наиболее яркие примеры и факты, поставленные преподавателем вопросы для самостоятельной проработки.
3. Стремиться к четкости записи, ее последовательности, выделяя темы и подтемы, вопросы и подвопросы, используя цифровую и буквенную нумерацию (римские и арабские цифры, большие и малые буквы), красные строки, выделение абзацев, подчеркивание главного и т.д.
Сам конспект предполагает дальнейшую самостоятельную работу над ним (глубокое осмысление его содержания, логической структуры, выводов). Особенно важно в процессе самостоятельной работы над конспектом выделить новый понятийный аппарат, уяснить суть новых понятий, при необходимости обратиться к словарям и другим источникам, заодно устранив неточности в записях.
Особенности конспектирования
1. Основа конспекта - тезис;
2. Конспект должен облегчить запоминание текста, поэтому приемы записи должны этому способствовать (подчеркивание главной мысли, выделение другим цветом, схематичная запись в форме графика или таблицы);
3. Конспект - это запись смысла, а не запись текста. Важной составляющей семантического свертывания при конспектировании является перефразирование, но он требует полного понимания речи. Перефразирование - это прием записи смысла, а не текста;
4. Не увлекайтесь пересказом;
5. Необходимо указывать библиографическое описание конспектируемого источника; это позволит в дальнейшем внести конспектируемый источник в список литературы;
6. Возможно в конспекте использование цитат, которые заключаются в кавычки, при этом рекомендуется на полях указать страницу, на которой находится изречение автора.
ЧТЕНИЕ И КОНСПЕКТИРОВАНИЕ
Найдя необходимую информацию, следует приступить к чтению и конспектированию материалов по теме.
Не следует стараться сразу приступать к конспектированию той или иной книги или статьи.
Внимательно вчитайтесь в ее заголовок и подзаголовок, прочитайте аннотацию, познакомьтесь с оглавлением. Это поможет в общих чертах понять проблематику книги и логику ее изложения. Прочитайте введение и заключение, так как во введении ставится рассматриваемая(ые) проблема(ы), а в заключении подводится итог исследования, делаются выводы по существу поставленных проблем. Если указанная предварительная работа с книгой будет проведена основательно и вдумчиво, то при дальнейшем конспектировании будет легче отделить главное от второстепенного, одну смысловую единицу книги - от другой. Будет легче отобрать материал, необходимый для решения проблем.
Предварительно ознакомившись с книгой, можно приступать к такому важному этапу, как конспектирование.
Что такое конспект? Конспект - это созданный учеником текст, который в той или иной форме отражает основные моменты конспектируемой литературы. Конспект должен быть составлен таким образом, чтобы, используя его, можно было ответить на любой вопрос на выбранную тему.
Для конспектирования необходимо завести отдельную общую подписанную тетрадь. Основное место в ней как раз и будут занимать конспекты.
Ученик может конспектировать материал, руководствуясь двумя подходами:
1) конспектирование ведется по отдельным выбранным вопросам;
2) каждая единица используемой литературы (исторический источник, статья, книга) конспектируется отдельно, как говорится «от» и «до».
В каждом подходе есть свои плюсы и минусы. Когда идет конспектирование по вопросам, сначала указывается название вопроса, а затем из каждого материала конспектируется только то, что имеет отношение к данному конкретному вопросу. Предметом конспектирования здесь является не какая-либо книга или статья, а тема, проблема, содержащаяся в вопросе. Поэтому книги и статьи здесь конспектируются не целиком, а лишь в той степени, в какой это необходимо для раскрытия вопроса. Плюсами такого подхода для ученика является то, что весь материал по вопросу находится рядом, легче выстроить план ответа, легче, при необходимости, сравнить различные точки зрения авторов работ.
Что касается конспектирования от начала и до конца, то здесь больше шансов сохранить концепцию и логику автора. Но существует риск, что ученик окажется в плену логики автора книги или статьи.
Какой подход применить при конспектировании - каждый ученик должен определить для себя сам. Но при этом необходимо руководствоваться следующими правилами. Если конспектирование проводится по отдельным вопросам, то на полях (а поля в тетради для конспектов обязательны) необходимо указывать выходные данные статьи, книги и проч., откуда взят материал. Выходные данные книги необходимо переписать с оборота титульного листа и обязательно указать страницу(ы), которая(ые) законспектирована(ы). В выходных данных статьи необходимо указать фамилию автора, название, знак //, название журнала или сборника, откуда законспектирован материал, для журнала - года издания и номер, для сборника - название, место и год издания, и в заключение - номер страницы. Если законспектирована статья или книга целиком, то на полях, кроме номера страниц, к которым относятся фрагменты конспекта, обязательно следует указывать к какому вопросу относится данный материал. Так как при таком методе конспектирования материал по каждому вопросу семинара будет разбросан по всему конспекту, чтобы быстро найти его можно применить закладки, на которых следует указать номера вопросов.
В любом случае, каждый смысловой абзац конспекта должен быть озаглавлен (или должна быть коротко выражена его главная мысль) и эти записи следует делать на полях. Это поможет быстрее ориентироваться в собственном конспекте.
Какие бывают виды конспектов?
Пожалуй, самым доступным для составителя является конспект в виде цитат. В литературе выделяются наиболее принципиальные моменты, связанные друг с другом логическими переходами и заносятся в конспект в виде цитат. Положительной стороной подобного конспекта является его доступность для составителя. Недаром к нему прибегают студенты на начальных этапах своей студенческой биографии. Немаловажно, что в нем практически нельзя исказить мысль автора изучаемой работы (хотя такое, в принципе, возможно, если в качестве цитат будут выделены не принципиальные, а второстепенные положения документа, монографии, статьи и т. п.). Разумеется, в таком виде конспектирования есть и свои слабые стороны. Составляя его, студент привыкает передавать положения изучаемой работы только мыслями ее автора. При этом на второй план уходит самостоятельное осмысление и интерпретация изучаемой литературы. Это особенно проявляется, когда конспект составлен без глубокой проработки материала.
Противоположностью конспекту в виде цитат является конспект в виде реферата. В нем ученик излагает работу изучаемого автора собственными словами в виде краткого текста (реферата). Это, пожалуй, наиболее сложный и, в то же время, наиболее эффективный вид конспектирования, так как приучает студента к умению самостоятельно облекать мысли в различную словесную форму.
В то же время, при составлении подобного конспекта есть риск исказить, неверно интерпретировать или даже просто неточно выразить положения конспектируемой работы. К такому виду конспектирования следует приступать, уже имея опыт в составлении более простых видов конспектов.
Поэтому начинать нарабатывать опыт конспектирования лучше с простой разновидности конспекта, постепенно добавляя в него элементы более сложных видов. Так, часто применяется так называемый смешанный конспект, в котором наиболее важные положения и выводы приводятся в виде цитат, а иллюстративный материал излагается реферативно. Именно такой вид конспектирования можно, пожалуй, считать одним из наиболее оптимальных для студентов.
Существуют и другие виды конспектов, по-своему сложных, к которым целесообразно прибегать, уже имея первоначальный опыт конспектирования. Например, конспект в виде плана или конспект в виде тезисов.
Конспект в виде плана ориентирует на выделение основных структурных единиц изучаемого текста и отражение их в конспекте в определенной взаимосвязи. К таким структурным единицам можно отнести постановку проблемы, цели и задач исследования, историографию проблемы (в данном контексте - историю рассмотрения данной проблемы в исторической литературе), способы решения проблемы, система аргументации и доказательств автора, заключение и выводы. Компактность плана позволяет не запутаться в большом объеме изучаемой литературы, выделить главное. План наглядно отражает последовательность изложения материала в книгах и статьях. Он особенно способствует приобретению такого полезного навыка, как деление текста на смысловые абзацы.
Конспект в виде плана может содержать только пункты, может, помимо пунктов, еще и подпункты, которые детализируют содержание конспектируемого текста.
Если конспект в виде только одного плана позволит ответить на вопрос (а это значит, что ученик понял и запомнил содержание пунктов плана), то можно им и ограничиться. Если такой уверенности нет, то к пунктам плана (всем, или наиболее принципиальным) следует приложить выписки из текста в виде цитат или реферативного изложения. Так получается план-конспект.
Такие виды конспекта имеют и свои недостатки. И план, и план-конспект по определению схематичны, не имеют детального пояснения к законспектированным мыслям и выводам. Поэтому пользоваться такими видами конспекта целесообразно студентам с очень хорошей памятью. Но так как даже самая хорошая память может подвести, то использовать конспектирование только в виде плана не вполне целесообразно. Его лучше сочетать с другими видами конспектов.
Конспект в виде тезисов делает акцент на концептуальной части изучаемой литературы, на том, что автор доказывает или опровергает, на его аргументах, а не на фактах или иллюстративном материале. При формулировке конспекта в виде тезисов студент может отойти от последовательности изложения (на нее обращает внимание конспект в виде плана) для того, чтобы более четко отразить в конспекте логику автора, изучаемой работы.
Понятно, что составить конспект в виде тезисов можно первоначально лишь на основании глав или параграфов (если речь идет о книге) и лишь потом можно составить обобщающие тезисы, которые будут показывать концепцию автора в целом. В этом первая трудность такого вида конспектирования. Другая трудность состоит в том, что в самих тезисах, как уже отмечалось, обычно не приводятся факты и примеры.
Конспекты в виде цитат, реферата, смешанный конспект и тезисы иногда называются в литературе текстуальными конспектами. При необходимости можно составить и хронологическую таблицу, которая будет дополнять текстуальные конспекты и сама будет являться своеобразным конспектом, отражающим хронологическую последовательность событий.
Приведенные выше методические указания по конспектированию касались конспектирования литературы, полученной в библиотеке. Активное использование студентами возможностей Internet делает необходимым сформулировать дополнительные методические указания.
Работа с материалами из Internet.
Материалы из Internet также нуждаются в конспектировании! Некоторые преподаватели настаивают, чтобы материалы из Internet были законспектированы в обычной семинарской тетради традиционными видами конспектирования, естественно, с отсылками на соответствующие электронные адреса. При этом распечаток не требуется. Данное требование исходит из того, что при записи в тетрадь происходит не просто чтение и осмысление материала, а подключается так называемая моторная память, способствующая запоминанию.
Возможен и другой подход. В обычной тетради составляются конспекты литературы. Но к ней прикладывается папка, где в систематизированном виде содержатся распечатки по теме материалов из Internet.. Но главное - с каждой распечаткой должна быть проделана та же работа, что и при обычном конспектировании..
Текст должен быть внимательно прочитан и осмыслен. Основные мысли автора должны быть подчеркнуты (или выделены маркером), то есть должна быть проведена работа, которая осуществляется при составлении конспекта в виде цитат, только переписывание заменяется выделением необходимых строк. Если содержание распечатки требует других видов конспектирования - реферата, плана, тезисов, то они должны быть сделаны на отдельных листах, прикрепленных к тексту распечатки. Каждый лист распечатки должен содержать как можно больше пометок ученика, тех, которые в обычной тетради делаются на полях. Без этого материалы Internet не помогут, в них довольно сложно будет найти ответ на интересуемый вопрос, даже если он там есть.
Любой вид конспекта, составленный в процессе самообучения, нуждается в повторном прочтении, осмыслении и запоминании его основных моментов.