Слушание аудиокниг, лекций и просмотр видео - сложный вид интеллектуальной деятельности, успех которой обусловлен, во-первых, общим "умением слушать, видеть и замечать", во-вторых, интересом и стремлением воспринимать материал (воспринимать осмысленно, а не механически), нужное записывая в тетрадь. Запись конспекта помогает сосредоточить внимание на главном, продумать и осмыслить услышанное и увиденное, осознать план и логику изложения материала.
Работа над материалом подразумевает самостоятельный поиск ответов на самые различные вопросы: над какими понятиями следует поработать, какие обобщения сделать, какой дополнительный материал привлечь, подвести итог (зачем изучать), выделить главное, усвоить законы развития знания, преемственности, новаторства, чтобы применить обобщенный позитивный опыт к решению современных практических задач.
Алгоритм работы над материалами по теме, предполагает ответы на такие вопросы:
над какими понятиями следует поработать;
какие обобщения выявить (обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам);
какой учебный материал и как систематизировать;
какие общие закономерности и принципы удалось выявить;
какими материалами следует дополнить тему;
как и по каким параметрам можно провести сравнительный анализ материалов по выбранной теме.
Главным же средством, направляющим самообразование, является выполнение различных заданий по выбранной учеником теме.
Задания можно разделить на три уровня.
Задания репродуктивного уровня (составить развернутый план обобщающий в целом выбранную тему, составить тезисы по материалам лекции, фильма, книги и т. д.).
Задания продуктивного уровня (ответить на вопросы проблемного характера, составить опорный конспект по теме, выявить основные тенденции развития проблемы).
Задания творческого уровня (написать статью по теме, составить модель (прогноз) развития данной проблемы).
Сущность и содержание самостоятельной работы
Для успешности и результативности мыслительной деятельности людей необходимо воспитывать у них самостоятельность мышления.
Основными признаками самостоятельной работы ученика, с воспринимаемой информацией, принято считать:
- наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
- проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
- проявление сознательности, самостоятельности и активности студентов в процессе решения поставленных задач;
- владение навыками самостоятельной работы;
- осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и практической деятельностью ученика.
Ядром самостоятельной работы, исходным моментом её конструирования является познавательная или проблемная задача. Именно наличие задачи обусловливает весь процесс самостоятельной работы: предусматривает самостоятельную деятельность учеников по решению поставленных задач; обязательную подготовку к самостоятельному выполнению, решению учебных и профессиональных задач.
В различных формах учебного процесса самостоятельность обучаемых проявляется по-разному: от простого воспроизведения, выполнения задания по жёсткой алгоритмической схеме с использованием приёмов скорописи, скорочтения и т.п. до самостоятельной творческой. Самостоятельность учеников при изучении специальных предметов проявляется через планирование ими своей учебной работы; отбор учебной литературы, методических пособий для самостоятельного изучения; подготовку наглядно-демонстрационной аппаратуры и её применению; выполнение отдельных учебных заданий и целостной работы по выбранной теме без непосредственной помощи и подробного инструктажа преподавателя.
Функциональное предназначение самостоятельной работы учеников в процессе лекций, семинаров, практических занятий по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании, наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определённой информации. А также постановку цели и планирование самостоятельной работы. Вся информация осуществляется на основе её воспроизведения.
Самостоятельная работа учеников проявляется и во внеучебное время, когда ученики повторяют учебный материал и углубляют свои теоретические знания с помощью специальной литературы, информационных технологий, обучающих программ.
Организация самостоятельной работы в процессе восприятия нового образовательного материала
Одним из условий успешной организации самостоятельной работы учеников на этапе изучения нового является активное восприятие, восприятие, составляющее результат их активной мыслительной деятельности. Известно, что восприятие вызывается теми или иными намерениями, целями, интересами и, наряду с непосредственным отражением предмета, включает в себя осмысление впечатлений.
Существует большое разнообразие приёмов, способов активизации восприятия обучаемых.
К ним относятся:
раскрытие практического значения темы занятия,
конкретизация цели предстоящего занятия,
составление плана освоения материала;
соблюдение преемственности в излагаемом новом материале;
осуществление связи вновь изучаемого учебного материала с ранее пройденным;
интересное, логическое, доходчивое изложение темы занятия;
постановка вопросов с целью проверки внимательности и сознательности понимания изучаемого;
постановка проблемы;
формулировка познавательных задач; связь с жизнью, с будущей специальностью и т.д.
Восприятие нового учебного материала будет наиболее полным, сознательным в том случае, если ученик будет в нём заинтересован.
Наличие интереса при усвоении нового придает знаниям основательность, прочность, сознательность. Напротив, отсутствие интереса при усвоении знаний ведёт к тому, что знания усваиваются медленно, формально, не находят применения в жизни, быстро забываются.
Успешность формирования новых понятий, правил, законов, запоминаний различных сведений о явлениях, предметах, свойствах и т.п. зависят и от внимания учеников. Известно, что непонимание учебного материала, любое его запоминание, ошибки часто вызываются отсутствием или недостаточностью внимания в процессе восприятия.
Использование того или иного приёма, стимулирующего активное восприятие, будет результативным в том случае, если ученик работает над приобретением знаний без всякого принуждения, с большим интересом и охотой.
Особая роль при этом отводится организации различных видов самостоятельной работы, подготавливающей обучаемых к более осмысленному сознательному усвоению нового, т.к. по-настоящему овладеть знаниями ученик может лишь в результате активной самостоятельной деятельности.
Человек наиболее полно и глубоко воспринимает лишь ту информацию, которую он сам в процессе своей деятельности использовал и совершенствовал, и никто не заставит его воспринимать и обрабатывать её, если он сам этого не захочет.