Петр Галаджев, главный художник киностудии им. Горького, жил рядом с нею, на улице Эйзенштейна
О том, как создавались фильмы «Крейсер «Варяг», «Когда деревья были большими», рассказала дочь главного художника киностудии им. Горького Петра Галаджева. Она киновед, окончила ВГИК, работала в телецентре «Останкино», разобрала и опубликовала дневники отца. Наталья Петровна киновед, живёт в Ростокине, на улице Сергея Эйзенштейна, с которым Петр Галаджев снимался в 20-х годах в фильмах своего учителя Льва Кулешова.
Петр Галаджев в фильме "Друзья встречаются вновь", 1939, фото
http://mamm-mdf.ru/exhibitions/personal-exhibition-peter-galadzhev/ В фильмографии Петра Галаджева более 70 картин. До середины 40-х он выступал в основном как актер, его охотно приглашали на острохарактерные роли в эпизодах, где нужны яркие типажи: стражник в «Кощее Бессмертном», Бен Ганн в «Острове сокровищ» разбойник в «Айболите», шофер в «Клятве Тимура». А вторая часть списка - работы Галаджева - художника кино. Он почти 30 лет проработал на киностудии им. Горького - сначала заместителем, а потом - главным художником. «Они были первыми» и «Дальние страны», «Майская ночь, или Утопленница» и «Два друга», «Журналист» и «У озера» - где и как все происходит и как выглядит в этих и еще в полусотне фильмов, вышедших на экраны в 40-х - начале 70-х, придумал именно он.
- Художник создает весь мир картины, - говорит Наталья Галаджева. - Зритель видит, запоминает и любит все это таким, каким придумал художник.
Петр Галаджев, High Life коллаж.
http://mamm-mdf.ru/exhibitions/personal-exhibition-peter-galadzhev/ Приделали крейсеру четвертую трубу
Когда задумывался фильм «Крейсер Варяг», встал вопрос о том, как его вообще можно сделать: ключевое событие фильма - гибель судна, а как это показать? 1946 год, компьютеров не было, топить макет крейсера - будет выглядеть игрушечно, по-бутафорски.
- Отец предложил использовать для съемок крейсер «Аврора». Во время блокады
она стояла на входе в Невский залив - между заливом и Невой, на ней размещалась артиллерийская батарея, которая отражала немецкие обстрелы. Крейсер был в разбитом состоянии, нуждался в ремонте.
Галаджев договорился с руководством Военно-морского флота и Ленинградской администрацией. Крейсер притащили на Васильевский остров, к заводу «Масляный буян», где ремонтировали суда, и начался процесс превращения символа революции в символ мятежа - «Авроры» и «Варяг».
Сначала надо было все починить, покрасить, сделать новые леерные стойки - крепления, на которых держатся канаты на краю борта. Крейсера строились по одному проекту, разница у «Авроры» с «Варягом» была в количестве труб: у нее три, у него - четыре.
Галаджев построил четвертую трубу - и съемки начались.
Когда пришло время топить мятежный корабль, художник предложил следующую схему: на дно, в том месте, где должна была тонуть «Аврора», опустили две «лягушки» - платформы из бетона весом в несколько тонн, с кольцами - креплениями для якорей. Закрепили на «Авроре» два троса, пропустили их через кольца на лягушках и присоединили - к двум кораблям, которые подогнали к месту съемок. По команде «Внимание, мотор!» корабли начали расходиться в разные стороны и потянули «Аврору-Варяг» вниз, на дно.
Топили неглубоко. Когда эпизод был отснят, корабли развернулись и двинулись навстречу друг другу - притопленный крейсер вытолкнуло на поверхность.
Пётр Галаджев, Макет обложки журнала
http://mamm-mdf.ru/exhibitions/personal-exhibition-peter-galadzhev/ В «киношных» комнатах удобно не только жить, но и работать
Художник подключается к работе над картиной, как только написан режиссерский сценарий - что и как конкретно будет происходить в кадре, определены объекты, где происходит действие: студия, школа, класс, обеденная комната, спальня - и просчитан хронометраж каждой сцены. Оператор расписывает все с точки зрения камеры - как все это снимать, а художник придумывает, как все это будет выглядеть, показывает - сначала на бумаге, в эскизах, потом - в макетах, а потом - строит в реальности то, что будет стоять на съемочной площадке.
- В отличие от настоящей комнаты, кухни, спальни - киношные - гораздо просторнее, ведь надо, чтобы там поместились не только герои, но и оператор с камерой, - говорит Наталья Галаджева и показывает эскиз комнаты Кузьмы Иорданова - персонажа Юрия Никулина в фильме «Когда деревья были большими».
Кровать, тумбочка, будильник, который, проснувшись, герой накроет рукой, красный ромбик одеяла посередине белого пододеяльника, когда он повернется.
- Камера берет только фрагмент комнаты, кажется, что она небольшая, на самом деле пространство было гораздо больше, художник должен сделать так, чтобы там было удобно не только «жить», но и снимать.
Петр Галаджев в фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков».
http://mamm-mdf.ru/exhibitions/personal-exhibition-peter-galadzhev/ Мельница Васька Трубачева стала настоящей
Иной раз после съемок созданные художником объекты продолжают жить своей жизнью - и становятся настоящими.
- Для фильма «Отряд Трубачева сражается» - он снимался в сельской местности - отец построил старую на вид мельницу, когда уезжали, решили ее не разбирать. Через некоторое время старожилы этого места стали рассказывать, что мельница здесь стоит испокон веков, на нее возили муку их деды и прадеды.
Новый год встречали с Хохловой и Кулешовым
Художником кино Петр Галаджев стал не сразу. Он родом из города Старый Крым. В 9 лет поступил на графический факультет императорского Строгановское училище, которое в 1918 году преобразовалось во ВХУТЕМАС. Работал художникам в журнале «Зрелища», играл в частных театрах.
В 1921 году, когда открылась первая государственная школа кинематографии - Государственный техникум кинематографии (будущий ВГИК), поступил в мастерскую Льва Кулешова. В группе училась и молодая актриса Александра Хохлова, которая скоро станет супругой Льва Кулешова и звездой немого кино.
- Для меня они всегда были дядя Лева и тетя Шура, - вспоминает Наталья Галаджева. - Отец сохранил эту дружбу на всю жизнь, мы ездили к ним в гости, на Новый год - обязательно.
Коллаж
http://mamm-mdf.ru/exhibitions/personal-exhibition-peter-galadzhev/ Кино без пленки
ГТК называли лабораторией, а студентов - кинонатурщиками: Кулешов учил их владеть телом, создавать образ средствами пластики. В расписании значились не только фехтование и акробатика, но и эмоциональная пластика, мимическая выразительность, гимнастика чувств.
Шла гражданская война, кинопленки не было - студентам приходилась играть за деревянной рамой, которая имитировала экран.
Это не мешало выходить за рамки. Первой картиной ГТК стали «Необычайные приключения мистера каскадеров не было Веста в стране большевиков» - первый советский вестерн: с погонями, драками, трюками. Актеры все делали сами - каскадеров не было.
- Папе наклеили усы - кусочек меха, срезанный с полушубка - и он сыграл русского большевика. Играл смачно, все почти как в жизни.
Снимали комнату вместе с Маяковским
Кинонатурщикам денег не хватало: обедали через день, одежду носили подолгу, экономили на жилье.
- Михаил Иванович Жаров рассказывал, что одно время они снимали комнату на троих: нимаон, отец и Владимир Маяковский, который в то время тоже снимался в кино. В комнате было две кровати - на них спали Жаров и Маяковский, они оба крупные,
один выше другого. А отец был невысоким, ему досталась детская кровать, он ложился поперек, ноги оставались на полу.
Дом на улице Сергея Эйзенштейна. где жил Петр Галаджев
Не простил оскорбления на фильме «Любить человека»
Галаджева несколько раз выдвигали на звание Заслуженный художник, но все никак не давали, заворачивали.
- Однажды он сказал: «Все, хватит!» и выдвигаться больше не стал. После этого - в 1965-м году - звание дали.
Галаджев как художник создал более 50 фильмов, но имя осталось неизвестным широкой публике.
- Мне всегда казалось, что отец здесь - в стране - был совершенно чужим человеком. Он был замкнутым, молчаливым, спокойным. С начальством в дружбу не входил, никуда не лез, ни на кого ничего не наговаривал. Но всегда говорил то, что думал - в лицо, даже если это было чревато скандалом.
Это и привело к сиа скандалу, из-за которого он ушел с картины «Любить человека».
- Директор картины - на 20-30 лет моложе отца - неуважительно отозвался о его работе, а потом грубо обозвал. Режиссер Сергей Герасимов, который приглашал отца на картину, предпочел в дело не вмешиваться. Папа написал заявление. Его уговаривали вернуться. Он сказал «Ни за что!» Через два месяца его не стало. Петр Галаджев похоронен на Введенском кладбище в Лефортове.
Петр Галадждев в фильме "Доктор Айболит" фото
https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/12983/bio/ http://mamm-mdf.ru/exhibitions/personal-exhibition-peter-galadzhev/