Oct 24, 2012 10:15
Оригинал взят у
zina_korzina в
Высокий и Низкий Мифы.Любая историческая эпоха со временем обрастает мифами, причём условно эти мифы можно разделить на два типа - Высокий Миф и Низкий Миф. Первый делает ставку на возвеличивание, второй - на низведение. Оба - полуправда. На полной и беззастенчивой лжи мифа не построишь - в него не будут верить. Типичный пример - мифы о Галантном Веке, созданные через пятьдесят лет после его бесславной гибели. Высокий Миф оперирует данными об утончённой прелести маркизы де Помпадур, о мушках и шёпоте кружев, о белизне париков и тонких ароматах парфюма. Низкий Миф пытается перечеркнуть не только тезисы Высокого Мифа, но и реальность, говоря о том, что люди в XVIII столетии были грязны, вшивы, плескали и помои за окно и никогда не меняли нижнего белья. А реальность расположена где-то посередине, ибо она состоит из нюансов и тонкостей, которых и знать-то не хотят вышеуказанные мифы. Гораздо более знакомый и простой для восприятия пример - мифы о предреволюционной России, которую, как известно «мы потеряли». Высокий Миф целиком укладывается в незамысловатую композицию группы «Белый орёл» про «...вальсы Шуберта и хруст французской булки». И далее по смыслу - добрый царь, красивая царица, румяные гимназистки, шикарные поручики, много еды, шляпок и возможностей.
Пример Низкого Мифа. Совок - это очереди, злоба, хамство и нищета!
Миф - это всегда жёсткое обобщение и подгонка фактов.
Другой миф, Низкий, рассказывался нам ещё в советских школах - царь был глупым и гадким, царица - чужой и враждебной, гимназистки - несчастными, поручики - пошлыми,...еды почти не было, шляпки полагались только жирным барыням, а возможности отсутствовали, как и вышеупомянутая еда. Нарочитое игнорирование полутонов - сплошные яростные краски и никакой художественной выразительности. Мифу, как ни странно это звучит, художественность вовсе не присуща - он похож на простой и плоский плакат, за которым не стоят судьбы, люди, смыслы. Кроме одного генерального смысла - упростить эпоху до нужного, удобного в данный момент символа. Так, для романтического сценария про гардемаринов нужен Высокий Миф, для разоблачительно-зубодробительной статейки в жёлтой прессе - Низкий Миф. Учёному человеку оба мифа сугубо противны - они ему мешают. Потому что иной раз очень трудно доказать именно правду, люди en masse предпочитают легенды, байки, яркие краски. Они скорее поверят в фантастическую полуправду, чем в доказанную реальность. А учёный-то знает эпоху не по романам и не по сплетенкам, а по архивным данным. Он читал смету Версаля о покупке мраморной ванны маркизой де Монтеспан и его уже сложно убедить, что придворные дамы Людовика XIV только протирались благовониями, а от воды шарахались, как от чернобыльских грибочков...
Пример Высокого Мифа. Все советские дети могли отдыхать в 'Артеке'...
...И предпочитали классическую музыку...
К чему это я всё говорю? А к тому, что сейчас выстраиваются два подобных мифа об СССР. Точнее, они уже выстроились и повторяются, множатся, обрастают пикантными подробностями. Кто это делает? Сами же люди. Мифы никогда не возникают из-под пера неких ушлых журналистов или нахальных писателей. Мифы делаются массами, а писатели только облекают мифы в удобочитаемую форму. Так вот, Высокий и Низкий мифы об СССР. Если прочесть комментарии к любой статье, касающейся советской жизни, то создатся ощущение, что люди жили в разных СССР. И почти никто - в СССР реальном. У одних всё было, как в кино, у других - всё, как в концлагере. Недавно мне довелось пообщаться с гуманитарной женщиной моего возраста - она запомнила из детства только истеричную учительницу с опухшими ногами, облезлую клеёнку на кухне да вечно сгорбленную над пишущей машинкой мать-переводчицу. И вот, что главное - бесконечно-серая безнадёга, слякоть, запах луковых очисток (sic!) и злые гопники около подъезда. Таким образом, женщина распространяет своё негативное видение мира на весь Советский Союз. Она уже создала свой Низкий Миф и отныне будет считывать только то, что соответствует оному. Ей всегда будут близки оруэлловские намёки-1984 и книга автора А.Зиновьева «Коммунизм как реальность». Она с готовностью отзовётся на словосочетание «серый совок», для неё всё, что было создано с 1917 по 1991 год всегда будет...пахнуть луковыми очистками.
Пример создания Высокого Мифа - использовать советские выставочные каталоги
в качестве путеводителя по советскому быту...
У меня же запах детства - болгарское розовое масло и мамины духи Climat, жареная картошка и тот специфический аромат, который издают импортные фломастеры. Пытаюсь не создавать себе Высокого Мифа, хотя он, разумеется, мне ближе. Понимаю, что у кого-то всё было серым и безнадёжным. У кого-то был велосипед, у кого-то велосипеда не наблюдалось. Но это не значит, что велосипедов не было вообще или они выдавались каждому ребёнку лично, пионерской организацией города.Бесплатно, разумеется. Также не все люди могут быть коллективистами и вписываться в школьную жизнь, а советский мир требовал именно коллективности. Повезло? Ты был активным по жизни? Нравилось собирать металлолом? Ура! А ты не вписался? Увы. Но это не повод ругать сборы металлолома. С другой стороны, сложно воспринимать тезис о том, что в СССР всё было радужно. Иные товарищи готовы хвалить даже диетические столовки 1980-х (как правило, замызганные стекляшки с липкими столами) и торговлю, которая наживалась на дефиците, иной раз её и создавая. Мол, да, продавцы мясных отделов были грубыми и в грязных халатах, зато они не улыбались тупо и заученно, да и мясо было, собственно, мясом, а не ГМОшным месивом. Тоска по самому-самому в мире мороженому и самым-самым в мире отношениям - это тоже моделирование мифа, который, разумеется, лучше и приятнее Низкого Мифа, но от этого он не становится продуктивнее.
Мифу не нужны рамки - карикатуру поздней Перестройки распространяем на весь период СССР...
Правда всегда посередине, а Высокий и Низкий Мифы берут от правды что-то своё. То, что подходит. Мифы удобны своей плакатностью, своей простотой, своей бескомпромиссностью. Миф не знает нюансов и исключений. Более того, он не требует цифр, дат, имён. Так, создатели Низкого Мифа любят показывать пустые полки 1992 года и говорить о «нищем совке». А создатели Высокого Мифа предпочитают показывать советские журналы мод и говорить о том, что все женщины в СССР одевались по картинке из «Моделей сезона». Мифы, как им и положено, оперируют понятиями «все», «всегда», «вечно», «постоянно», ибо действие мифа происходит именно в застывшей вечности, у которой нет начала и конца. Поэтому мифотворчество свободно от правил. Так, любители Низкого Мифа о грязных Людовиках, постоянно говорят...о каких-то Средних Веках. Начинают с Людовиков, а потом продолжают о непролазной грязи средневековых городов. В мифе Средние Века могут заканчиваться в...начале XIX века, а Совок продолжаться аж до 2000 года. Или вот - мифу всё равно, кто привёз в Париж дамские панталоны с начёсом - Жерар Филипп или Ив Монтан. Главное, что кто-то привёз и тем самым страшно опозорил совковый легпром. А привозил ли? Скорее всего, нет, ибо простые галльские женщины никогда не одевались у Диора и панталоны у них были не менее забавные. Если вообще были. Им было бы не смешно - незачем Филиппу-Монтану всё это было возить...
Те самые панталоны 1950-х... Где их действительно выставляли, так это в ЦДХ в 2001 году.
К сожалению, в эпоху, когда важна продаваемость контента, правду узнавать очень сложно. Издатели активно требуют от авторов пикантности, сочных изюминок, скандальных легенд, пряных баек и прочей пиплохавательной чепухи, досадливо отметая тексты, где «слишком много ссылок» и ни одного скандального факта. Создатели кино тоже любят сказки - продюсеры требуют. Как правило, обзабоченные изюмистостью, авторы, обращаются к Низкому Мифу, ибо, по мнению маркетологов, он продаётся проще. В блогах же бесконечно создаются Высокие Мифы, которые, конечно же, облагораживают, но и с ними тоже надо быть поосторожнее, чтобы не уйти от жизни в Прекрасное Прошлое, старательно запечатав все окна и двери...
полезное,
социалка,
позиция,
о друзьях,
дистопия,
утопия