Продолжая смотреть «Железнокровных сирот», поймал себя на мысли, что настойчиво желаю всем главным героям смерти. Досмотрел я их... и шо вы думаете? Авторы таки выполнили моё пожелание! Спасибо им за это огромное.
А я напишу пост с подведением итогов, что понравилось, и что не понравилось. Кто ещё концовку не досмотрел - не рекомендую читать, так как испортите себе всё удовольствие.
В целом - эти бастарды оч-чень жестоко прошлись по всем штампам Гандамов, выворачивая их наизнанку. Почти так же жестоко, как Алдноа. Начать с того, что Блондин-в-Маске тут впервые на стороне героев, а не против них. Что, правда, не спасло его от
типичной участи типичного БвМа.
Кстати, этот Гандам на редкость раскован в сексуальном плане. Гаремы, гейство, педофилия - всё это для аниме в целом не новинка (в конце концов, именно здесь изобрели хентай и яой), но конкретно линейка Гандамов до сих пор оставалась достаточно пуританской в этом плане. Самыми откровенными сюжетными поворотами такого типа до сих пор были изнасилование Киры Фрей в Сиде и трансвеститские замашки Лорана в ТурнА. Так вот, по сравнению с бастардами - это всё образец скромности! Одна только межпланетная война ради легализации лоликона чего стоит...
Но концовка вообще по смелости давит педаль в асфальт. Они не только сделали то, что не осмелились сделать авторы Двухочкового - убили главных героев (не всех, кстати, кого я хотел видеть мёртвыми - я бы ещё парочку прикончил - но вполне достаточно, чтобы утихомирить мою кровожадность).
Но при этом они экспериментируют и в другую сторону - выживают персонажи, которые по всем законам жанра должны были умереть. Причём не просто выживают, а приходят к успеху!
Макгиллис пожалуй единственный, кто по канонам гандамов должен был умереть - и он таки да умер. Но умер совершенно неправильно - от рук Гаэлио. Гаэлио должен был умереть в этом поединке! Умереть, предварительно признав правоту Макгиллиса и поклявшись ему в верности. Ну потому, что типаж «герой, одержимый местью» - это по определению ниже рангом, чем типаж «герой, одержимый мировыми реформами».
Макгиллис же должен был умереть позже, от рук кого-то из главных героев - Орги или Микадзуки. Причём умереть в бою, либо в схватке мобильных доспехов, либо позже - быть застреленным лицом к лицу. В гандамах, да и вообще в мехе, если персонаж схватил пистолет и выбрался из мобилсьюта, значит он ещё боеспособен и опасен. Ну, правило такое, эмпирическое. Он не может позже умереть от полученных ран, его либо убивают на месте, либо он будет жить. Сценаристы аниме читали Ницше и накрепко вызубрили правило «всё, что нас не убивает, делает нас сильнее». Сценаристы Железнокровных это правило с наслаждением макают в грязь.
Джульетта должна была умереть ещё раньше, чем Гаэлио. Потому что «пилот, одержимый личной силой» - это типаж ещё ниже рангом, чем «одержимый местью». Убить её должен был или Микадзуки, с которым она постоянно пыталась сравниться, но не смогла, или Хаш - её двойник со стороны Теккадана, или Гаэлио - ударом в спину. В крайнем случае она могла выжить, но остаться разбитой и потерявшей всё, что ей дорого. То, что она не только побеждает, но и находит счастье в личной жизни (с другим персонажем, который тоже должен был по законам жанра умереть, ага) - нонсенс полнейший. И этим мне нравится.
Кстати, о Хаше - вот он как раз по законам жанра должен был остаться в живых. Потому что это типаж «молодой пилот, который пытается равняться на героя предыдущего поколения». И вот как раз то, что его убили - мне не очень нравится, потому что он был одним из немногих теккадановцев, заслуживающих жизни. Вместо Хаша надо было грохнуть Чада, вот тогда баланс по Теккадану меня бы полностью удовлетворил.
Ну и конечно, должен был умереть Рустал Элион. Это ну ТАКОЕ отклонение от законов жанра, что по сравнению с ним все остальные кажутся полнейшим каноном. Рустал - это классический главзлодей, разряда «и часовню тоже он», причём злодействует он не даже на мобилсьюте (личная доблесть даёт в аниме несколько очков к шансам на выживание), а исключительно посредством своего политического влияния (половина более мелких «злодеев дня», убитых Теккаданом - его креатуры). Он отказывает Орге, когда тот просит его о пощаде для младших. Он инсценирует применение запрещённого оружия, чтобы без ограничений применить его самому. Он не даёт Микадзуки даже честного последнего боя и расстреливает его с орбиты. Он манипулирует чувствами Джульетты, превращая её в личное оружие. Да любого из этих грехов по отдельности в любом другом аниме хватило бы, чтобы убить его особо жестоко и с особым цинизмом! Его мог убить Микадзуки - из пистолета, как Аллиума, или атакой мобилсьюта на корабль, как Джасли. Его мог убить Гаэлио ударом в спину. Его мог убить Макгиллис в эскадренном бою. В крайнем случае его могли грохнуть выжившие теккадановцы уже после всех событий - как Ноблисса Гордона. Зуб у них на него очень большой.
Так этот тип не только выживает, он ещё и оказывается главным бенефициаром всей случившейся фигни, фактическим правителем человечества! Это пять из пяти звёзд по шкале НИКАНОН!!! - я просто слышу, как трещат шаблоны у зрителей. Это даже в викии соответствующей отмечено:
Rustal is one of the few main antagonists to survive a mainline Gundam entry, as well as one of the only antagonists to secure a decisive victory over the protagonists in the franchise.Но это они ещё очень скромно его оценили. Он не то, что «один из немногих», он, сцуко, единственный такой на всю гандамную линию! Даже если добавить в гандамную франшизу Алдноа и Код Гиасс, у которых уши Гандама видны невооружённым глазом. Это сцукоподвиг такой, что куда там всем Блондинам-в-Маске вместе взятым!
Ладно, поругался по персонажам и сюжетной линии, пройдёмся и по меха-дизайну, моей любимой части, ради которой я собственно это аниме и смотрю.
В дизайне Бастарды так же беспардонно экспериментируют с исходными штампами, как и в сюжете и в персонажах. Курс на деконструкцию выдерживается безупречно. Я уже
писал, что меха тут лязгает при ходьбе и грохочет при выстрелах, прямо как земные катафракты из Алдноа. Лично мне это крайне неприятно, но оценить такой подход я могу. Так ещё они этот подход прямо подсвечивают, прицельным таким плевком в морду любителям стиля «ай-всё». Когда из-под земли (точнее, из-под Марса) откапывают мобильную броню «Хашмаль». Вот она как раз сделана в этом стиле - блестящая, обтекаемая, гибкая, вооружена старинным лучевым оружием. И вот она атакует этой своей мегапушкой ферму в пустыне... один из теккадановцев только и успевает, что закрыть деревню своим мобилсьютом...
На месте деревни - пожарище. На самом мобилсьюте - ни царапины. Потому что наноламинатная броня как раз и создавалась для противодействия лучевому оружию! Её ТОЛЬКО механическим ударом повредить можно, и то лишь достаточно сильным.
Но вообще мобиларморы тут отдельно прекрасны. Жаль, конечно, что «Хашмаль» только один, и выступает на пару серий в роли приглашённой звезды. Можно было целый сезон на этой теме построить. Потому что это вообще лучшее раскрытие темы мобильной брони, какое я видел в Гандамах. Во-первых, его обеспечили прекрасной легендой. Он действительно страшен.
Если пилот в мобильном доспехе - это архетип рыцаря, то мобильная броня - архетип дракона, которого рыцарь должен сразить. Именно поэтому, кстати, Блондин-в-Маске никогда мобилармор не пилотирует. БвМ - это архетип
Чёрного рыцаря. Чёрный рыцарь, ездящий на драконе - это нонсенс, это уже нечто хтоническое, типа Тугарина Змеевича, не совсем от мира сего.
Так вот, «Хашмаль» в бастардах просто до дна выбирает отпущенный ему запас хтоничности. Забавно, что при этом мобильная броня названа «ангелами, убивающими людей», а противостоящие ей мобилсьюты - «демонами». Это то ли отсылка к Евангелиону, то ли какой-то глобальный глюк японского мировоззрения - типа дэвов и асуров в индоиранской мифологии? Потому как в западном мифологическом пространстве ангелы и хтоничность совмещаются плохо.
Но если не считать этой ангельской отсылки, то «Хашмаль» - вполне себе хтоническое чудовище. Да, он похож на птицу - но и на динозавра тоже. Его откапывают из-под земли, как кости динозавра, он спал триста лет, но пробудился, учуяв давнего врага, как какая-нибудь кайдзилла. Он был создан, чтобы убивать людей, и он ищет людей, чтобы их убивать. Некогда он и ему подобные убили четверть человечества в апокалиптической войне. Чувствуются мурашки по коже, а?
- Хотя с технической точки зрения мне очень интересно, кто это и зачем создал автономные боевые машины, запрограммированные на убийство максимального числа людей. Поневоле вспоминается:
Высоко в небе Ястреб атаковал Страж-птицу. Бронированная машина-убийца за несколько дней многому научилась. У нее было одно-единственное назначение: убивать. Сейчас оно было направлено против совершенно определенного вида живых существ, металлических, как и сам Ястреб.
Но только что Ястреб сделал открытие: есть еще и другие разновидности живых существ…
Их тоже следует убивать.
Но тут мы переходим к следующему моменту, который мне понравился даже больше, чем легендарная аура вокруг мобиларморов в этом мире.
В других гандамовских сериалах я всегда болел за мобиларморы, но мне постоянно мешал один момент, отмеченный неким читателем в рецензии на книгу Березина:
Мне как раз про приключения танка было читать интересно. Когда начались внутренние разборки экипажа + диверсии извне - я понял, что человеческий фактор всё испортит и читать бросил. Танк жалко, он хороший.
В этом смысле межавторский цикл про Боло гораздо более целен - там танки сами решают, куда ехать и в кого стрелять, так что люди вкусноту не портят.
В гандамщине это постоянная проблема. Какой бы замечательной ни была боевая машина по своим ТТХ, какие бы гениальные конструкторские решения в ней ни использовались - от этого нет никакого проку, если ею управляет тупой и истеричный пилот. А других по законам жанра в мобиларморы практически не сажают.
Я Як-истребитель, мотор мой звенит,
Небо моя обитель,
Но тот, который во мне сидит,
Считает, что он истребитель.
В этом бою мною Юнкерс сбит,
Я сделал с ним, что хотел,
А тот, который во мне сидит,
Изрядно мне надоел.
Но поскольку бастарды поставили задачу ломать штампы - они и здесь их обошли. Тут мобилармор именно что «сам решает, куда ехать и в кого стрелять». Он не имеет пилотской кабины и наделён искусственным интеллектом. Да, правильнее сказать «искусственным идиотом», но тем не менее, это его собственный идиотизм, неотъемлемо присущий ему, как конструкции. И если Барбадос выносит Хашмаля, то это потому, что Барбадос объективно сделан лучше, а не потому, что тот, который во мне сидит, Я вижу, решил - на таран.
В идеале, конечно, хотелось бы когда-нибудь увидеть и умный мобилармор, но это уже фантастика - там даже органические мозги до такого не дотягивают. Как мы помним, 22. Закон тактической непригодности -гении тактики в аниме отсутствуют...
В общем, с учётом неизбежных натяжек, как деконструкция и как меха-аниме - сериал очень и очень хорош. Рекомендую. Не так хорош, как Алдноа, с моей субъективной точки зрения, но вот объективно - очень и очень неплох. Это новый шаг в гандамах как жанре.