Краевое правительство объяснилось с парламентом по поводу судьбы пермского аэропорта
В минувший четверг в ходе июньского пленарного заседания краевого Законодательного собрания депутаты наконец-то смогли получить хоть какую-то информацию о судьбе бывшего аэропорта «Большое Савино», который ныне реорганизован в ОАО «Международный аэропорт «Пермь».
Ведь ранее все манипуляции в отношении данного объекта проходили под плотной завесой секретности. По крайней мере региональные парламентарии, два заседания подряд настаивавшие на предоставлении им текста инвестиционного меморандума между Пермским краем и екатеринбургским ООО «Кольцово-Инвест» по развитию пермского аэропорта, документа так и не получили. Единственным счастливым обладателем этого секретного формуляра стал лишь депутат Вадим Чебыкин, который назвал его обычным протоколом о намерениях.
Надо сказать, что часть народных избранников ещё при утверждении повестки настаивала, чтобы вопрос о приватизации ОАО «Международный аэропорт «Пермь» докладывался вице-премьером Олегом Демченко, который лично занимается этой темой. Однако правительство предлагало заслушать всё же вице-премьера Алексея Чибисова, поскольку требуемого депутатами докладчика в зале не оказалось. При этом сведения о местоположении Олега Демченко оказались столь же противоречивыми, как и о курируемом им проекте. Одни говорили, что он находится в отпуске, другие - что его «просто нет».
Поэтому отдуваться за своего коллегу пришлось Алексею Чибисову, который сообщил, что ОАО «Международный аэропорт «Пермь» будет включено в прогнозный план приватизации, который будет внесён в Законодательное собрание до 1 сентября текущего года. От подробностей он воздержался, сославшись на то, что депутаты вскоре сами увидят этот документ, регламентирующий способ приватизации данного имущества и другие моменты.
При этом Алексей Валерьевич прояснил хотя бы одну «секретную» тему. Оказывается, инвестиционный меморандум между Пермским краем и ООО «Кольцово-Инвест» действительно подписан. Однако сделано это для надзорных органов, которые пока изучают текст и, вероятно, внесут какие-то замечания. После чего он будет доработан до окончательного варианта и обретёт юридическую силу.
- Государственный объект будет отчуждаться в пользу частной структуры. Получит ли за него Пермский край деньги в бюджет? - задала вопрос председатель бюджетного комитета Елена Зырянова.
- Меморандум проходит процедуру согласования, - ушёл от ответа докладчик. - А сам способ приватизации будет подробно изложен в прогнозном плане приватизации, для доработки которого у нас есть ещё два месяца…
- Вы не сочли нужным привлечь к разработке документа представителей Законодательного собрания, хотя в наших стенах есть квалифицированные и экономисты, и юристы, - обращалась к докладчику депутат Дарья Эйсфельд - И всё же хотелось бы понять, с чем связан выбор такого креативного инструмента, как меморандум? В чем его преимущества, учитывая, что есть более традиционные способы?
И Алексей Чибисов вновь ушёл от ответа, заявив: мол, ну выбрали и выбрали. Однако депутаты эту тему не отпускали. В своих последующих вопросах и выступлениях руководитель фракции «Единая Россия» Юрий Борисовец, руководитель фракции «Справедливая Россия» Алексей Луканин и многие другие настаивали, что следовало бы идти по традиционному пути: если правительство считает, что аэропорт в краевой собственности ему не нужен и что частный собственник будет им управлять эффективнее, то следовало его просто акционировать и продать на конкретных инвестиционных условиях, а вырученные средства внести в региональный бюджет. Ведь то, что сегодня предлагается, - это просто «кривая» и «запутанная» схема по отчуждению стратегического объекта в пользу структуры Виктора Вексельберга.
Но Алексей Чибисов с такими трактовками был не согласен и всё время призывал депутатов к корректности. Объяснял, что это не «кривая» и не «схема», а законодательно предусмотренный способ приватизации. Что через инвестиционный меморандум и последующее создание совместной с инвестором структуры «Большое Савино - Терминал» (БСТ), куда Пермский край войдёт имуществом аэропорта и получит долю не менее блокпакета, региональное правительство сможет контролировать исполнение обязательств инвестором. Тем более что инвестор обязуется вложить в реализацию проекта более четырёх миллиардов рублей.
Впрочем, докладчик никого и ни в чём не убедил. Большинство народных избранников ответы вице-премьера абсолютно не устроили. Ведь, к примеру, ещё во времена губернаторства Олега Чиркунова аэропортом активно интересовалось сразу несколько серьёзных структур, готовых выкупить этот актив в пределах двух миллиардов рублей, но тот опасался продешевить. Сегодняшняя схема отчуждения аэропорта пополнения доходной части бюджета пока не предусматривает. Более того, так называемый инвестор планирует через совместную структуру БСТ привлечь миллиардный кредит, который будет обеспечен как раз имуществом пермского аэропорта. И на эти деньги он будет развивать аэропорт. А может, и не будет. Как он не строит давно обещанный отель на землях бывшей табачной фабрики.
Поэтому депутаты не ограничились заслушиванием информации, а поручили Контрольно-счётной палате провести до 1 октября проверку эффективности и целесообразности принятых решений в отношении акций и имущества ОАО «Международный аэропорт «Пермь». Ведь многим парламентариям до сих пор непонятно, зачем нужен такой инвестор, который не планирует покупать и вкладывать? Зачем нужен инвестор, который будет получать и занимать? Может, правительству проще самому заняться развитием аэропорта, наняв подрядчика и заплатив ему те же кредитные деньги?
Оказалось, что правительству - не проще! Ведь один из самых ярких ответов вице-премьера Алексея Чибисова дословно звучал так: «Для того инвесторов и ищут, чтобы самим ничего не делать». По-видимому, этот афоризм является лучшей характеристикой нынешнего правительства или, как минимум, одного из его вице-премьеров.
gazetazwezdaЕвгений ПЛОТНИКОВ
Подписывайтесь на нашу страничку