Общественность вновь выступила против культурной революции. А что дальше?
Молодому депутату Пермской городской думы Александру Филиппову явно нравилась его новая роль: переходя от одной телекамеры к другой, рассказывать в микрофон о своем осуждении злополучной антиолимпийской выставки, имевшей место в фестивальном городке.
А когда чуть позднее ведущая назвала его организатором начавшегося «круглого стола», то и вовсе закралась мысль: может, таким образом Александр Филиппов и примкнувшие к нему в качестве спикеров краевые депутаты Вадим Чебыкин и Владимир Корсун стараются погромче напомнить о себе? На обсуждение участников «круглого стола» был вынесен вопрос о культурной политике в Прикамье. По крайней мере двое из трех депутатов-активистов в связях с культурой раньше замечены не были. Но не будем так привередливы: настоящему избраннику народа до всего есть дело. Кто если не он? Тем более что культуртрегерство в Перми Марата Гельмана действительно всех достало.
На предложенную повестку дня можно взглянуть по-разному. С одной стороны, скандалы вокруг «Белых ночей» требуют реакции пермской культурной общественности, и тут как раз грядет пленарное заседание Заксобрания, где депутаты заслушают и. о. министра культуры Игоря Гладнева. С другой - за последние годы на множестве митингов, собраний и заседаний говорили о культурной политике, писали открытые письма и обращения во все инстанции. Как напомнила председатель краевого профсоюза работников культуры Ирина Становкина, за минувший год только у губернатора края скопилось пять таких обращений, а реакции никакой. Правда, вопросы для обсуждения звучали предельно злободневно: как добиться прозрачности финансирования фестиваля? Как избежать ненужных скандалов? Какие удачные альтернативы можно привести в пример? Но ведь мало сформулировать вопросы. Главное - какие последуют ответы.
Одним из первых инициативу взял председатель Пермского отделения Союза художников России Равиль Исмагилов. «Гельмана убрать! - не оставил он места компромиссам в четырехлетней борьбе с московским галеристом. - А иначе ничего не изменится, как ни старайся!»
И будто плотину прорвало. Из выступлений участников «круглого стола» следовало: кардинальные действия отсутствуют, программы развития культуры в крае нет, совет по культуре при губернаторе закрылся, зарплаты работников культуры не растут. «Зачем этот фестиваль „Белые ночи“? - возмущался художественный руководитель ансамбля „Ярмарка“ Виктор Кузьминов. - Все мелькает, приходит и уходит. А что остается? Ничего! Флэш-моб получается». Его поддержал руководитель писательской организации Прикамья Владимир Якушев: «Книги наших писателей выходят в столицах и за рубежом, но не в Перми. Системы в работе сферы культуры нет, контакты случайны. Отсутствует разумная политика поддержки». Из тяжелой финансовой артиллерии ударил депутат Вадим Чебыкин: «Могу назвать точную цифру: бюджет „Белых ночей“ составил 253,6 миллиона рублей. Это годовые бюджеты ТЮЗа, театра кукол, музыкального колледжа и художественной галереи вместе взятые. При этом законом о бюджете края в 2013 году финансирование скандального фестиваля вообще не предусматривалось».
В этом хоре, надо отметить, звучали и деловые предложения. Так, для диалога власти с культурной общественностью, который сегодня отсутствует, необходимо восстановление совета по культуре, нужно создание переговорных площадок. Открытость должна стать неотъемлемой чертой фестиваля (и не только «Белых ночей»), идет ли речь о свободном доступе к его документам, прозрачном финансировании или публичном обсуждении итогов. Желательным видится введение квоты, в том числе финансовой, для пермских коллективов, участвующих в массовых мероприятиях. А для того, чтобы исключить скандалы, такие принципиальные решения, как, скажем, по открытию той или иной выставки, не должен принимать один-единственный человек. Каждому мероприятию по силам иметь свою концепцию, которая позволит предсказать общественное восприятие. Остро был поставлен вопрос и о кадрах, возглавляющих культуру в крае.
Самой же бесспорной и спокойной была та часть «круглого стола», где участники говорили об «удачных альтернативах». Конечно, прежде всего - о фестивале «Живая Пермь», который нынче прошел уже в пятый раз. Как отметила директор краевого Дома народного творчества Татьяна Санникова, число его участников и зрителей год от года растет, но она и заступилась за иностранных артистов: мол, без них потеряется драйв, пермяки многое берут из их опыта. Впрочем, кто-то из знающих людей тут же напомнил, что «Живая Пермь» - чисто гельмановский сетевой проект, он его привез к нам и раскручивал на старте. Такая, выходит, диалектика.
Достойную репутацию имеет проект «Центры культуры Пермского края», успешно реализуемый в городах и районах Прикамья седьмой год подряд. Набирают силы более молодые проект «Биармия» и фестиваль «Крылья Пармы». Возможно, аудитория услышала бы и о других культурных свершениях, но помешала директор международного фестиваля «КамWа» Наталия Шостина. «В нашей культуре, - заявила она, - явный крен в постсоветскую традицию, предпочтение отдается статусным мероприятиям. А где найдется место каким-то новациям, не государственным, а другим образованиям в культуре?»
Наталия явно имела в виду свой фестиваль с многотрудной судьбой. Один из немногих, занимающихся этническими культурами, нынче он пройдет уже в восьмой раз. Все время меняющийся, только в этот раз имеющий пять международных проектов, тем не менее он пока смог собрать в свой бюджет лишь один миллион рублей. Сравнение требуется?
На «круглом столе» традиционно много говорилось о том, «кто виноват?». Но до «что делать?», судя по всему, так и не дошли. Ответили хотя бы на те вопросы, что были обозначены в повестке? Только частично.
А иначе и быть не могло. Потому что ясного представления о том, чего хотят от культуры, не имеют ни участники «круглого стола», ни работники «культурного» ведомства. Кстати, среди собравшихся заметно преобладали, назовем их так, противники «гельмановской революции». Ни представителей краевого министерства культуры (а уж тем более и. о. министра), ни организаторов «Белых ночей», ни активистов недавних революционных преобразований в пермской культуре в зале не наблюдалось. Так что по существу игра шла в одни ворота. В отсутствие команды «ответчиков». А ведь у «революционеров», напомню, была четкая картина того, в чем они видят назначение культуры, и этим пониманием они смогли заразить бывшего губернатора края. Кто-то знает, чего хочет от культуры сегодняшнее руководство?
Будет обидно, если в пылу борьбы без остатка будет выплеснуто все наработанное в культуре последних четырех лет. При объективном взгляде в нем достаточно заслуживающего внимания. И продолжения. «Когда появятся общие правила игры для всех участников культурного фронта, Гельман сам уйдет отсюда», - и такое мнение прозвучало на «круглом столе». Возможно. Но уже сейчас нас должно беспокоить другое: готовы ли мы сами к тому, чтобы не разочаровать пермяков? Судя по минувшему году в культуре, который называли не иначе как застойным, не готовы.
Вот и «круглый стол» завершился традиционноскучно: петицией царю-батюшке, то есть в верховные инстанции. Обращение решено направить губернатору, министру культуры России, в Совет по культуре при Президенте РФ. Этот шаг особенно одобрительно встретил депутат-коммунист Владимир Корсун. А поскольку в первоначальном варианте обращения по существу было лишь одно требование: уволить Гельмана, то многие с улыбкой представили воображаемую картинку, как Владимир Мединский увольняет с работы директора Музея современного искусства в Перми. На призыв организатора «круглого стола» Алек-сандра Филиппова подписать представленное обращение никто из присутствующих не откликнулся. На том и разошлись.
gazetazwezdaЛюдмила КАРГОПОЛЬЦЕВА
Подписывайтесь на нашу страничку