Неисповедимы пути-дороги

Nov 16, 2011 09:55


Министр транспорта Пермского края gromova-elena сегодня, пожалуй, одна из самых упоминаемых в СМИ фигур краевого правительства.

Честно говоря, вообще не помню, чтобы какому-нибудь министерству когда-нибудь доставалось столько критических стрел от блогеров, журналистов и чиновников Управления Федеральной Антимонопольной службы (УФАС). Некоторые издания пишут о том, что "пермские власти создали коррупционную схему расходования бюджетных денег в дорожном хозяйстве в виде создания автономной организации "Управление автомобильных дорог" Пермского края. Говорят о том, что конкурсы на строительство и ремонт дорог закрыты и непрозрачны, и миллиарды из бюджета просто передаются конкретным организациям. А конкурентоспособные компании, желающие реально участвовать в конкурсе, аукционе, просто не получают такой возможности. Пишут о том, что министр транспорта препятствует честным компаниям развивать свой бизнес на территории края. И благодаря этим вещам в Ленинском районном суде даже находится дело о дисквалификации Елены Громовой.

Что думают об этом в самом министерстве? Каково состояние транспортной отрасли Пермского края? На эти и другие вопросы нам отвечает министр транспорта Пермского края Елена Громова.

Почему Министр транспорта Пермского края Елена Громова против 94-го федерального закона


- Елена Геннадьевна, давайте начнем с самых неприятных тем - "коррупционной схемы расходования бюджетных денег в дорожном хозяйстве" и "закрытых и непрозрачных конкурсов на дорожное строительство". Ваше видение ситуации?
- Мне бы не хотелось делать громких заявлений и вставать на ту же позицию, которую занимают в отношении министерства транспорта некоторые чиновники, потому что слово госслужащего имеет слишком большой вес. Скажу только, что решение о создании автономной организации "Управление автомобильных дорог" было принято не с бухты-барахты. Безусловно, для этого были правовые основания, что, кстати, подтверждается решениями суда. 26 октября Верховный суд России удовлетворил кассационную жалобу правительства Пермского края и краевого Законодательного собрания, подтвердив законность предоставления в 2011 году субсидий Государственному автономному учреждению (ГАУ) "Управление автомобильных дорог Пермского края".

- Что можно сказать об идеологии создания ГАУ?
- Четыре года назад краевое правительство пришло к выводу, что бюджетное учреждение - это самая неэффективная форма хозяйствования, которая может быть на сегодняшний день. Неэффективная потому, что просто получает деньги за то, что существует. Независимо, есть положительные результаты или нет. На тот момент закон об автономных учреждениях позволял сферу деятельности "Дорожное строительство" облечь в форму автономных учреждений, что и было сделано. Ни о каком допуске на этот рынок только "своих да наших" и речи не было. Конкурсы и аукционы на ремонт и строительство дорог проводились и проводятся, и к конкурсантам применяются еще более жесткие критерии, чем раньше. Но в своей работе мы попытались уйти от ряда критериев, которые до сих пор делают строительство и ремонт дорог весьма проблемным делом. На первом этапе, при определении победителя конкурса или аукциона, больший вес отдавался именно квалификации, деловой репутации и опыту работы компании. После чего нам было вынесено определение - действовать строго в соответствии с принципами, заложенными в 94-м федеральном законе.



- Вас как раз и обвиняют в несоблюдении 94-ФЗ. Потому что "наши чиновники не готовы тратить деньги честно"...
- Чиновники не тратят деньги честно или нечестно. Чиновники проводят предусмотренные законом процедуры на выполнение тех или иных работ. И ясные, понятные всем законы, регулирующие эту деятельность, безусловно, нужны. Вот уже и федералы предлагают свой проект нового закона о контрактной системе, где основным критерием будет именно опыт работы и квалификация. 94-ФЗ несовершенен, его писали по западным образцам, в наших же реалиях он приобрел совсем другую окраску. В результате, в соответствии с этим законом определяя подрядчика, мы выбираем не самого дешевого среди лучших, а просто самого дешевого, порой не имеющего не только опыта работы, но даже никаких предпосылок к тому, чтобы выполнить подряд. Конкуренция, безусловно, должна быть, но это должна быть конкуренция сильных. Вот в чем дело. А 94-ФЗ позволяет выиграть конкурс по формальным признакам. Назначил самую низкую цену - победил. Как, например, ситуация со строительством дороги Чусовой - Калино - В.-Чусовские Городки. Заказчик действовал строго по 94-ФЗ. В итоге созданы все предпосылки для того, чтобы дорога не была построена в срок. На конкурс пришла и выиграла его Уральская строительная компания, не строившая дорог никогда! Потом она попыталась 75 процентов объема работ передать на субподряд малоизвестной дорожной организации из Башкирии. Какую дорогу построит такой подрядчик?

- Наверное, существуют какие-то критерии оценки квалификации фирм и компаний, желающих участвовать в конкурсе?
- Мы проводили анализ компаний, которые ежегодно приходят на дорожный рынок Прикамья. Новые компании появляются каждый сезон. В этом году пришли ООО "Армдорстрой" (руководитель Э. Егоян), ООО "Бизнес-Строй" (руководитель Э. Клоян), ООО "Сарко" (руководитель С. Саратикян), ООО "Стройпрестиж" (руководитель М. Джинисян) и другие, а в миграционную службу Пермского края поступили заявки на привлечение в город 700 дорожных рабочих из Узбекистана, Таджикистана, Армении.

- А зачем вы повторно пускаете проштрафившихся подрядчиков?
- Нет, тех, кто заявился в прошлом году и ничего не смог, - таких компаний в этом году нет. Но мы все равно пытаемся отдавать приоритет тем, кто уже имеет опыт работы. К сожалению, только 20 процентов веса критериев 94-ФЗ оставляет на качественные характеристики претендентов (опыт работы, наличие необходимого оборудования, специалистов) Остальные критерии (80 процентов) - это цена и сроки выполнения работ. Их по 94-ФЗ нельзя оценить даже с точки зрения здравого смысла. И для победы в конкурсе или аукционе появляются лихие претенденты, роняющие цену контракта и сроки в два и более раза. На что и как они собираются строить в такие короткие сроки? Ведь чудес не бывает. Но это - условия 94-го федерального закона, который мы должны соблюдать.

- Елена Геннадьевна, получается, совсем нет никакого выхода из сложившейся ситуации?
- Мы пытаемся изменить ситуацию. Перед тем, как объявить конкурс, мы, например, обращаемся за консультациями к профессионалам. Недавно, объявляя конкурс по обновлению дороги от аэропорта Большое Савино до объездной Перми, для разработки концепции проекта мы провели переговоры с финнами, которые участвовали в создании транспортной стратегии мастер-плана Перми, и итальянцами. И мы бы сочли за честь, чтобы лучшие игроки, которые уже строили въезды в другие города, на которых сегодня нет пробок и ДТП, потому что все спроектировано и построено грамотно, построили такой же объект на въезде в наш город. Мы точно знаем, что они это умеют и не будут на нас тренироваться. Это не будет их первый опыт, потому что их проекты уже получили подтверждение жизнью. Иностранные компании просто боятся входить на наш рынок именно из-за 94-ФЗ. Если нет четких критериев, что итоге должен заказать заказчик: цену и сроки или качественный проект и качественно выполненную работу? Но мы открыты для диалога и хотим видеть лучших. Еще раз повторю, мы - за конкуренцию, но конкуренцию среди сильных.

- Не могу не спросить про историю с попыткой вашей дисквалификации. Вас обвинили в том, что вы пытаетесь ограничить конкуренцию в торговле нефтепродуктами, необоснованно отказавшись выдать документы с техническими условиями фирме для строительства АЗС по улице Стаханова...
- Могу лишь еще раз подчеркнуть, что отказ в присоединении планируемой к строительству АЗС обусловлен отнюдь не желанием министерства препятствовать деятельности ООО "Консалтинг-сервис" на рынке розничной реализации нефтепродуктов, а требованиями технических нормативов, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения, то есть нас с вами, при строительстве объектов дорожного сервиса. В министерстве транспорта работают квалифицированные технические специалисты, отвечающие, в том числе, за вопросы строительства транспортной инфраструктуры. При рассмотрении этого вопроса ответ специалистов минтранса и Управления автомобильных дорог был однозначным - отказать. И нашу позицию по этому вопросу поддержал и Арбитражный суд. Схема расположения станции показывала, что ее буквально хотят воткнуть в опасной близости от расположенных там зданий! Расстояния до них ничтожно малы!

- А как по ГОСТу?
- По ГОСТу они должны быть на расстоянии не менее 25 метров при одной-двух топливных колонках и не менее 50 метров при трех и более. Плюс на этой площадке расположены один из корпусов ПГТУ, его лаборатория, спортивный комплекс и еще поликлиника. Сколько студентов там учится, сколько молодежи ходит заниматься в этот спорткомплекс, сколько человек ежедневно приходит в поликлинику! В случае аварии на АЗС количество пострадавших будет несоизмеримо больше всех недавних событий. Вообще на сегодняшний день существует набор жареных фактов вокруг многих вещей, которые не имеют под собой никаких оснований. Давайте будем действовать в правовом поле. Я не одобряю позицию, когда чиновники устраивают пресс-конференции, делают громкие заявления по фактам, которые потом судами опровергаются.

- Дороги у нас не ругают только ленивые. Каковы наши дороги с точки зрения профессионала?
- Вы знаете, чтобы оценить качество дорог, не надо быть профессионалом. Надо быть пользователем, который ездит и видит динамику. Основополагающий фактор нашей работы - сделать так, чтобы по дорогам Прикамья можно было ездить с удовольствием. Чтобы, въезжая в наш край, люди вздыхали с облегчением - наконец-то мы в Пермском крае! И в ряде случаев это удалось. Мне приятно слышать мнения о въезде в наш Пермский край по любым направлениям, кроме направления Пермь - Екатеринбург и Теплая Гора. Не очень хорош въезд в Кировскую область, который находится в пограничном состоянии. Движение происходит и днем, и ночью, а спроектирована и построена дорога была все-таки не под такие нагрузки.

- Елена Геннадьевна, министерство транспорта - это больше, чем дороги. Картина же с транспортом у нас вообще не очень хорошая. Самолеты падают, корабли тонут, автобусы "бесятся"... Как может повлиять на эту ситуацию министерство транспорта?
- Действительно, транспортная услуга в Пермском крае предоставляется частными перевозчиками. И повлиять на нее через административный ресурс мы не можем. Существует только один путь: от лица пользователей мы выступаем рупором и формулируем те требования качества услуги, которые граждане ждут от перевозчика. Зачастую бывает, что министерство транспорта выступает переговорщиком, площадкой, на которой сходятся все участники процесса. Иногда нужно просто свести участников, найти взаимные интересы и понять механизмы решения проблем. И step-by-step мы в этом направлении движемся.

- Сколько боремся за то, чтобы автобусы ездили новые и красивые, а ездят старые и убогие. Видимо, не получается формулировать требования к качеству услуги?
- Административный ресурс точно ничего не решит. Выход - в создании правильной мотивации с обеих сторон. Как пользователя, так и перевозчика. Сделать так, чтобы всем и каждому было невыгодно возить людей на старом и убогом автобусе, потому что рядом есть перевозчики с хорошими автобусами. Пригласить к себе в кабинет, приказать, скомандовать можно только один раз, но когда ты не имеешь для этого никаких рычагов, второй раз это будет уже не страшно.

- Елена Геннадьевна, можете сказать, что получилось сделать в этом году?
- Что получилось? Сдвинулась с места ситуация с аэропортом Большое Савино. 11 ноября 2011 года подписан договор с архитектурной мастерской Рикардо Бофилла. У меня на руках рисунки и альбом эскизов нового аэропорта от великого мастера, которыми уже окрылен коллектив. Проект условно называется "Дельта". Он напоминает летящий дельтаплан. Чем-то схож с самолетом из будущего. Нужно сделать пермский аэропорт удобным прежде всего для наших жителей. К декабрю должны получить концепт уютного и функционального аэропорта!

- А что не получилось?
- Есть направления, по которым пока нет тех результатов, которых хотелось достичь. Существует задача покрыть сотовой связью основные краевые дороги. Потому что связь - это скорость прибытия помощи, скорость разруливания ситуации на дороге. И там, где есть значительная интенсивность движения, связь должна быть везде. Не секрет, что даже на Восточном обходе есть места, откуда мы не можем позвонить. Это нонсенс! Или дорога Пермь - Екатеринбург. Едешь по федеральной трассе и большую часть времени не можешь ни с кем связаться. Эти вопросы требуют решения, и тут тоже нельзя вызвать и погрозить пальцем. Нужно соблюсти интересы всех заинтересованных сторон. Наших - по безопасности, операторов - по их издержкам.

- А как же тихо умерший проект городской электрички?
- Существует транспорт, который дотируется. Краевой бюджет выделяет два рубля на каждую поездку пассажира электропоезда! Но те люди, которые не пользуются этой услугой, могут задать резонный вопрос: а почему, собственно, так сложилось, что я езжу другим транспортом, а мне государство ничего не доплачивает? Я такой же налогоплательщик, как и пассажиры электропоездов. И они будут правы. В сфере пригородных перевозок у нас сегодня три частных перевозчика. Весь вопрос в том, как их замотивировать на бизнес, который всегда исторически был убыточным и дотационным и содержался за счет грузовых и пассажирских перевозок на дальние расстояния? На сегодняшний день городская электричка ходит полупустая. А ведь это очень удобный вид транспорта, и если сделать его таким, какой он за рубежом, для пермяков он может стать основным. Это очень жизненная идея, об этом мы думаем.

- Есть ли перспектива возрождения речного пассажирского транспорта?
- Мы хотели бы возродить водные маршруты, в том числе туристические. В крае немало красивейших рек, главной из которых остается, конечно же, Кама. Оханск, Оса, Елово, Чайковский - в каждом из этих городов можно организовать туристический маршрут, который был бы интересен и пермякам, и гостям нашего края. Но для начала нужно подготовить транспортную инфраструктуру. Сейчас водная инфраструктура находится в федеральной собственности. (В основном - причалы - авт.). Но большое число объектов и расстояние до центра дают о себе знать. Хозяин далеко, оперативно решать возникающие проблемы получается не всегда. Иногда до них просто не доходят руки. Как результат - водная инфраструктура, мягко говоря, запущена. Есть такие объекты, которые обновлять бесполезно - нужно просто инвентаризировать и списывать. Со стороны федералов понимание ситуации есть. Сейчас в реестре 68 объектов, и мы готовимся к их передаче. Думаем, какие из них нам пригодятся прежде всего.


- Елена Геннадьевна, такой же вопрос - о возрождении малой авиации?
- И эту тему мы обсуждали с потенциальными участниками рынка. Обследовали, в каком состоянии находятся аэропорты. И здесь снова надо понимать, что точно этим должен заниматься бизнес, а не государственное предприятие. А чтобы бизнес пошел в эту сферу, опять-таки должны быть длинные договоры с теми, кому нужна эта услуга. Заказчиком может выступить и министерство здравоохранения, и министерство транспорта, министерства культуры, образования... То есть заказчик должен обозначить, что в рамках, скажем, трехлетнего бюджета я готов купить у бизнеса услугу малой авиации в таком-то объеме по такой-то цене. После чего, объединив все эти заказы, бизнес может начать писать бизнес-план. Обозначенные краевые министерства этой идеей озадачились и думают о том, чтобы сформулировать такой заказ.

- Сказался ли как-то на вашей деятельности новый Закон о такси?
- Мы ожидали, что в четвертом квартале текущего года будет очень большой наплыв работников таксомоторных фирм для получения лицензии на право осуществления их деятельности. Но на сегодняшний день выдано лишь четыре лицензии. Видимо, потому, что штрафовать таксистов без наличия у них лицензии работники ГИБДД начнут лишь с 1 января 2012 года.

- Сколько стоит лицензия на право возить людей?
- Лицензия на право возить людей выдается на пять лет и стоит 43 рубля в расчете на месяц. Получается 2580 рублей. Весьма адекватные деньги, посильные для любого бизнеса.

- Каков ваш любимый вид транспорта?
- Самый любимый, наверное, поезд. Это особый вид путешествия. Когда можно позволить себе по времени перемещаться поездом - это наслаждение. Но, к сожалению, пользоваться чаще всего приходится самолетом. Цейтнот...

- Елена Геннадьевна, и, наконец, сформулируйте главную сегодняшнюю проблему транспорта?
- Как говорят, каждый народ достоин своего правителя. Так и каждый житель достоин той услуги, которую ему предлагают. Нашим жителям не хватает умения сформулировать - что они ждут от транспортной услуги, и гражданской активности. Если население будет цивилизованно доносить до власти мысль о том, что качество транспорта должно быть таким и "на другое я не согласен", следовательно, "не буду за это платить" - то это решило бы очень многие проблемы. Как постепенно решает проблемы дорожного строительства гражданская активность людей в этом направлении.

gazetazwezda
Андрей Стрельников




блоги Перми, Пермь, авто, коррупция, человек, деньги, капитал

Previous post Next post
Up