Возвращение без наручников

Nov 15, 2011 16:30


Известный пермский музыкант, двадцать лет назад объявленный «изменником», летит из Парижа на Родину

«Авиалайнер летел в неизвестность - для двух молодых людей, сидевших в салоне в наручниках, без билетов и документов. Они знали только о том, что самолет вылетел из Парижа, а куда вылетел - неизвестно. Его звали Антон, ее - Лариса. На душе было муторно, они вспоминали Пермь, Париж и все, что с ними произошло в течение последнего года.

Антон вел передачу на телевидении. Публиковался в газетах как музыкальный критик. Сам писал музыку - в основном для театров. Поэтому, наверное, после того, как это произошло, в одной из газет появился материал под заголовком „Как по нотам“. В Перми отступников называли последними словами - „изменниками Родины“. Заканчивалась первая половина 1991 года…»


Известный пермский музыкант, двадцать лет назад объявленный «изменником», летит из Парижа на Родину
Так начинался материал «Невозвращенцы», опубликованный в «Звезде» 16 сентября 1995 года. По просьбе героини очерка, приехавшей погостить в Пермь из Парижа, я изменил имена действующих лиц. Прошло время, сегодня появились возможность и повод назвать настоящие имена героев публикации.

«Самолет летел в неизвестность. Напротив Антона и Ларисы остановился один из пассажиров, заметивший на них наручники.

- Что произошло? - спросил он. - Почему вы арестованы?

- Потому что мы не имеем права жить во Франции! - ответил Антон.

- Вы же музыканты! - воскликнул мужчина. - Я был на вашем выступлении!

Самолет летел в Москву. Через несколько минут уже все пассажиры знали, что русских эмигрантов насильно возвращают в Россию. Раздались возмущенные голоса, несколько раз они разобрали аббревиатуру, произнесенную французами: „КГБ, КГБ…“ Это же было время, когда разоблачались действия спецслужб, назывались имена диссидентов, политзаключенных, подвергавшихся репрессиям. Группа пассажиров пошла в кабину пилотов, с которыми полиция отправила в Москву документы Антона и Ларисы. Занимательно, что пилоты не очень долго сопротивлялись - и отдали документы пассажирам, которые тотчас вернули их нашим узникам. С них сняли наручники. И тут пассажиры начали собирать по салону деньги - франки, доллары, марки, которые они расталкивали по карманам Антона и Ларисы. Самолет приземлился в Москве».

Из Москвы они сразу вернулись в Париж. Настоящее имя героини очерка «Невозвращенцы» - Людмила Кирьянова, а героя - Сергей Чайников, который, как стало известно, возвращается на Родину с концертом «Пермь-Париж-Пермь. Двадцать лет спустя». Он выступит с исполнением своих - и не только - песен во Дворце имени Солдатова 28 ноября этого года.

На этот раз Сергей возвращается в Россию без наручников.

- В какой-то кинокартине мама увидела дирижёра, «беленького такого, молоденького и с голубыми глазками» и «просто влюбилась в него». А тут ещё услышала, что в Перми открылась музыкальная школа и что, ей показалось это очень занятно, только для мальчиков, - вспоминает он, - ну и повела она меня на прослушивание при поступлении в Хоровую школу мальчиков. А там Юрий Николаевич Пучков со своими вопросиками: «А ну-ка, мальчик, спой-ка мне вот этот мотивчик…, простучи-ка мне вот так…». Для меня просьбы показались простенькими, особенно постучать. Я всегда любил погреметь чем-нибудь о что-нибудь. В детском садике от меня даже прятали барабанчик, железненький такой, голубенький, громкинькииииииииииий! Затрарарахивал всех воспитателей. Впоследствии меня даже прозвали так: «О! „Шум“ пришёл!» Вот так я и попал в Пермскую хоровую школу мальчиков с Геннадием Георгиевичем Менькиным, который учил меня играть на баяне (на покупку пианино у мамы не было денег, собрала только на бэушный баян), с Ларисой Алексеевной Замесовой, которая маялась со мной по общему «фа-но», Галиной Юрьевной Кетовой, преподавателем по сольфеджио, Владимиром Васильевичем Порошиным - блестящим рассказчиком, обладающим потрясающим чувством юмора, преподавателем «музлитры». А в Наташу Ушакову (сейчас я уже могу позволить себе такую фамильярность по отношению к НатальСанне - годы уравнивают всё и всех!) до сих пор влюблён!

Через семь лет я всё-таки окончил эту школу, продирижировав на выпускном экзамене очень известной в те годы детской песенкой «Цып-цып-цып, мои цыплята», и встал вопрос о поступлении в музыкальное училище. К тому времени я уже играл в самодеятельном вокально-инструментальном ансамбле на барабанах и решил поступать в Пермское музыкальное училище на ударное отделение, а не как все мои однокашники - на хоровое дирижёрское. Даже «мамины слёзки» и многочисленные уговоры преподавателей школы не могли убедить меня не делать этого. Но в том году в училище не оказалось преподавателя ударных, и мне пришлось всё-таки поступить на дирижёрское, чему очень рад, так как оказался в классе замечательного педагога Александры Павловны Роговой, благодаря которой я стал очень приличным дирижёром и до сих пор считаю, что из всех своих музыкальных умений (баян, фортепиано, ударные…) - дирижировать у меня получается лучше всего!

Потом Чайников учился в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского в Свердловске. И окончил её с отличием по специальности. Председателем государственной экзаменационной комиссии был знаменитый советский дирижёр Марк Паверман. После защиты диплома - исполнения «Ко Господу воззвах», духовного хорового произведения (которые не очень-то приветствовались в те годы, особенно в музыкальных учебных заведениях) Паверман заявил: «Студент-выпускник Сергей Чайников на голову выше всего курса!»

По окончании консерватории в 1982 году началась бурная музыкально-общественная деятельность Чайникова в Перми и области. Регулярные публикации в прессе, выступления на радио и телевидении в качестве автора и ведущего музыкально-просветительских программ. Сотрудничество с многочисленными музыкальными коллективами и исполнителями различных жанров в качестве композитора-аранжировщика и руководителя- организатора привело к тому, что в содружестве с заслуженным артистом РСФСР Виктором Руденко была подготовлена концертная программа «Все звёзды Прикамья», в которой принимали участие лучшие артисты Перми.

В 1988 году при его участии был создан ансамбль народной музыки и танца «Ярмарка», с которым он побывал во многих странах мира.

И в 1991 году после окончания гастролей во Франции он остался за границей, вместе со своей будущей женой. Именно тогда в Перми их публично назвали «изменниками». А у Сергея началась другая жизнь, которая со временем подарила ему много интересных встреч с деятелями политики, культуры и искусства. Среди них скрипач и дирижёр Владимир Спиваков, кинорежиссёр Никита Михалков, композитор, классик советского музыкального авангарда Эдиссон Васильевич Денисов, а также известный общественный и политический деятель Франции, большой любитель и исполнитель русских песен, Президент Национального Фронта Франции Жан-Мари Лё Пэн.

В Париже, помимо концертной деятельности в составах артистических коллективов «Les Сosaques de Russie» и «Le Prince Igor», а также кабаре «Raspoutine», «Villa d’Este», «Le Baron», принимал участие в съёмках более десятка фильмов французского кинематографа и программ французского телевидения. Последние полтора года выступал с сольной программой, в которой наряду со своими песнями исполнял песни других авторов на русском и французском языках.

Когда-то в Париже Сергей начинал петь в небольшом русском ресторанчике на плас Клиши. И вскоре освоился совершенно, вел с залом диалог на французском, призывая обращаться к нему, как к «дяде Сергею». И зал хором отвечал: «Мерси боку, тонтон Сергей!» - «Еще раз!». Может быть, поэтому его сценическим псевдонимом и стало это - TONTON SERGEY.

Ну-ну, посмотрим, чем он занимался там, в Париже, целых двадцать лет. Песенки пел, наверное.

gazetazwezda
Юрий АСЛАНЬЯН




Пермь, юмор, жизнь, человек, люди, мир

Previous post Next post
Up