Вор должен... платить?

Sep 21, 2011 09:08


Неделю назад Госдума приняла в первом чтении третий пакет президентских поправок по либерализации Уголовного кодекса Российской Федерации. Итак, теперь лица, впервые совершившие преступление экономической направленности - такие как кража, мошенничество, легализация похищенного, незаконная банковская деятельность и незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов и так далее, смогут избежать уголовной ответственности абсолютно на законных основаниях. Для этого им придется полностью возместить ущерб плюс перечислить в федеральный бюджет возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба.


С одной стороны, мысль правильная. По оценкам Центра правовых и экономических исследований, на сегодняшний день более 100 тысяч бизнесменов находятся в местах заключения. А с 2000 по 2009 год почти 15 процентов индивидуальных предпринимателей и фермеров привлекались к уголовной ответственности. Это каждый шестой бизнесмен! В итоге в 2010 году количество прекративших свою деятельность индивидуальных предпринимателей и фермеров впервые превысило число вновь зарегистрированных! Но с другой... Люди, в большинстве своем, негодуют. Общий смысл их высказываний таков: воровать и мошенничать, особенно по-крупному, станут еще больше. Ведь даже сегодня, когда за экономические преступления сажают, число мошенников только растет. Что же будет, когда станет можно просто откупиться на законных основаниях?
Бизнесмены, естественно, думают по-другому:
- В нашей стране ни один бизнес не работает полностью легально, то есть "от и до", соблюдая налоговое законодательство, потому что его соблюдать просто невозможно, - говорит Андрей, владелец одной из пермских инвестиционных компаний. - Оно рассчитано на что угодно, но точно не на получение регулярных разумных налоговых поступлений. Поэтому каждый владелец бизнеса рискует в один "прекрасный" день встретиться с сотрудниками отдела по налоговым преступлениям и, как результат, переехать в места не столь отдалённые. Хотя даже при возможном наличии состава преступления бизнесмен - не убийца и не опасен для общества. К сожалению, это сложно понять людям, которым кажется, что каждый бизнесмен - подпольный миллионер и что все мы - воры и кровопийцы...

То, что наше законодательство об экономических преступлениях "кривое", понимают уже все: и граждане, и предприниматели. И все говорят, что с этим действительно нужно что-то делать. Весь вопрос - что? С одной стороны, с существующим положением с уголовной ответственностью за экономические преступления мириться нельзя, с другой стороны, принцип Шарикова - "всех сажать", явно устарел.

Наш народ и наши чиновники не любят бизнесменов, и это факт. Когда случился кризис, чиновники и эксперты всех мастей начали внушать народу, что в его последствии виноват исключительно бизнес. Мол, у олигархов, крупных компаний и банков почти одновременно обнаружилась нехватка денег, и как раз в тот момент, когда они нужны были как никогда. В итоге значительная часть государственных денег была брошена на спасение капитала, то есть перекочевала в коммерческие структуры. А потому зарплаты работникам бюджетной сферы не повышали более двух лет, и это несмотря на кризис и на инфляцию. Деньги бюджета и стабилизационного фонда могли пойти в кризис на поддержку населения, на увеличение зарплат, пенсий, стипендий, пособий, на развитие рабочих мест и так далее, а пошли на спасение бизнеса и банков. И получается, что банкиры, олигархи, монополисты, крупнейшие компании страны и втащили кризис в страну, так как опустошили финансовые резервы страны. Поэтому их и надо сажать. Такая вот "логика" от народа и для народа.

Но здесь надо спросить - а кого, собственно, сажать? Основная проблема законодательства об экономических преступлениях лежит не только в самом законодательстве как таковом. Например, никому в мире еще не удалось придумать какое-то специальное определение мошенничества, которое позволило бы технически безупречно отделять мошенников от честных бизнесменов. Правда, нигде в мире нет и такого, что если человек при каких-то нарушенных правилах оформления лицензии, действуя в коммерческой сфере, получил большой доход (то есть у него в течение года был большой оборот средств, много вложил и что-то еще получил назад в качестве прибыли и так далее), то это рассматривается как уголовное преступление...

Но все же основная проблема законодательства об экономических преступлениях состоит в том, что в нашей великой стране оно носит классовый характер. И с новыми поправками этот классовый характер только усилится. И незыблемый принцип Глеба Жеглова "Вор должен сидеть в тюрьме!", который сейчас работает избирательно, будет работать еще более избирательно.
Еще в царской России ходила присказка - украдешь мешок картошки, попадешь в тюрьму, украдешь железную дорогу - попадешь в парламент. Бомж, укравший мешок картошки, точно не сможет "полностью возместить ущерб плюс перечислить в федеральный бюджет возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба". Он даже слов-то таких заумных не знает. И он точно будет сидеть. Рядовой бизнесмен - лоточник, попавшийся на просроченной лицензии и наторговавший за это время определенную сумму, также вряд ли сможет хотя бы выплатить ее в пятикратном размере. И он тоже будет сидеть. А вот те, кто воруют давно, по-крупному и на государственном уровне, легко откупятся.

Поверьте, средства на это найдутся. Каков итог содружества власти и капитала на основе анализа деклараций крупных федеральных и региональных чиновников страны? Чиновничьи доходы в прошлом году превысили их официальную зарплату от 5 до 77 (!) раз. Вот как комментарует ситуацию руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташев: "Свои сверхдоходы чиновники получили за пределами основного места работы".

Переводя с официального языка на русский, чиновники, используя властный ресурс, перекачивают государственные средства своим "подшефным" компаниям и банкам. Те же, при активном содействии и поддержке этих же чиновников, наращивают эти средства и возвращают чиновникам часть доходов в виде процентов по вкладам, дивидендов на акции и другие ценные бумаги. Есть еще и зарплаты на пластиковые карты, оформленные на подставных лиц. Но это уже коррупция, причем откровенная и наглая. Короче, процесс идет непрерывно даже тогда, когда за это как будто сажают. А теперь за это еще и перестанут сажать...

gazetazwezda
Андрей Стрельников


криминал, блоги Перми, Пермь, закон, капитал

Previous post Next post
Up