Продолжение.
Начало см. в № 10 (82)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ
ГЛАВА IV: ПОСЛЕДОВАНИЕ УТРЕНИ
§ 1 ПОЛУНОЩНИЦА И УТРЕНЯ РАЗЛИЧНЫ МЕЖДУ СОБОЙ
Полунощница и утреня хотя по раннему времени дня означают почти одно и то же, но различаются между собой тем, что первая должна быть совершаема в глубокую ночь, а вторая - при начале дня, как показывают и названия их.
§ 2
ТРИСВЯТОЕ ПЕРЕД УТРЕНЕЙ В ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦУ
В Уставе (лист 352) на святую и великую Четыредесятницу показано: «И собравшеся в притворе, поем полунощницу». Посему в Четыредесятницу по окончании в притворе полунощницы и по входе в храм утреня начинается словами: «Святый Боже…» как важнейшими, о чем смотри ч. 1, гл. 10, § 11. В прочие же дни, когда та же полунощница бывает в храме, это начало отлагается, и утреня просто начинается: «Приидите, поклонимся…», и затем псалмы: «Услышит тя Господь…» и проч.
§ 3
«УСЛЫШИТ ТЯ ГОСПОДЬ…» И ПРОЧ.
Апостол Павел повелевает прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за Царя и за всех, иже во власти суть (1 Тим. 2, 1-2). Соблюдая сию апостольскую заповедь, Церковь прежде всех дневных молений предлагает на утрене моление о Государе нашем и о всяком начальстве, дабы Бог, сохраняя их, наипаче споборствовал им и покорил врагов их, да и мы поживем тихое и безмолвное житие.
§ 4 «СЛАВА СВЯТЕЙ…»\
Вечерня начинается словами: «Благословен Бог наш…», а утреня: «Слава Святей…»; причина сего показана будет ниже (в гл. 7, § 2).
§ 5 ШЕСТОПСАЛМИЕ И ВСЕ К НЕМУ ПРИЛОЖЕНИЯ ЧИТАЮТСЯ ОДНИМ ЧТЕЦОМ
Шестопсалмие состоит из шести псалмов, как показывает и самое название. Перед началом шестопсалмия читается: «Слава в вышних Богу…» - трижды, «Господи, устне мои…» - дважды, и, наконец: «Господи, что ся умножиша стужающии ми...» Все эти слова, равно как и все шестопсалмие, читает один человек. Оно разделяется на две части, и в каждой - по три псалма; к обеим частям в конце прилагается «Слава и ныне» и «Аллилуиа».
«АМИНЬ» ПЕРЕД ШЕСТОПСАЛМИЕМ И СЛАВОСЛОВИЕ МАЛОЕ
Всему этому причина следующая: «Аминь» говорится потому, что оно есть слово утвердительное и значит: «Ей, ей!» Потому при всеобщем молчании, означающем безмолвие и благоговение ангелов, созерцающих страшное величие Божие, один из назначенных для сего чтецов, представляя собой образ ангела, посланного от Бога, начинает петь ангельскую песнь, которая воспета была некогда при рождестве Господнем и которую сначала воспел один из ангелов, явившись пастырям, а потом и множество вой небесных, то есть «Слава в вышних Богу...» Это и есть начало славословия ангелов о нашем спасении. Посему и здесь один чтец поет: «Слава в вышних Богу…», и повторяет эти слова трижды - во славу Препрославленной Троицы, и потом, сказавши дважды: «Господи, устне мои…», прибавляет в честь Троицы третий стих: «Господи, что ся умножиша стужающии ми...» Затем он читает шесть утренних псалмов, произнося славословие через каждые три псалма для прославления Троицы.
СВЕЧИ ПОГАШАЮТСЯ
Во время сего чтения, по Уставу, свечи погашаются. Это бывает для того, дабы мы, не видя ничего глазами, слушали шестопсалмие со вниманием и со страхом, и дабы всякий, стоя в темноте, мог от умиления воздохнуть и прослезиться. Ибо ночью, если нет вблизи никакой зажженной свечи, то трудно видеть одному другого. А потому в Уставе и Служебнике приложено: «Таже глаголем шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших».
§ 6 УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ ЧИТАЮТСЯ ПЕРЕД ЦАРСКИМИ ВРАТАМИ
Как на вечерне священник один и про себя читает светильничные молитвы, изображая Ходатая Христа, Сына Божия, обещанного Адаму и всему человеческому роду, - так точно и в начале утрени тот же священник, после трех псалмов шестопсалмия, начинает читать перед святыми дверями утренние молитвы один и про себя, показывая такое же ходатайство об исполнении молений, содержащихся в шестопсалмии.
§ 7 «БОГ ГОСПОДЬ…». СВЕЧИ ВОЗЖИГАЮТСЯ
В пророческом стихе: «Бог Господь и явися нам…» прославляются два пришествия Христова: первое, как бы поутру, бывшее во плоти и нищете; второе, во славе, имеющее быть на конце, как бы к вечеру мира, или ночью. Святитель Симеон Солунский (в гл. 309) пишет: «Иерей тотчас, сотворив перед Богом утренние молитвы, по окончании шестопсалмия молится о всех, говоря мирную ектению (т. е. „Миром Господу помолимся…“) и в это время зажигаются свечи - в ознаменование того, что слава Господня осияла их. Потом громогласно, в подражание славословию ангелов, поется: „Бог Господь и явися нам...“ Ибо Христос, как Бог, явился к нам во плоти во имя Господа Отца Своего и Себя Самого (плотское Его пришествие изображает ночь). Поелику Он родился ночью, так как нам, сидящим во тьме и сени неведения, свет велий возсия, по словам Исаии: то и мы, находясь в житии сем, как в ночи, ожидаем, что вожделенный Жених наших душ приидет к нам среди ночи».
Итак, поелику Христос родился ночью и ночью же придет опять, то и стих: «Бог Господь…», прославляющий два Его пришествия, поется всегда ночью, т. е. на утренях, а не на других дневных славословиях; а если и поется на молебнах и на некоторых других дневных службах, то потому, что эти службы суть те же всенощные. Это показано будет в 4 части, в главе 14, § 5.
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)
Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.
Продолжение следует