Обращение ко всем участникам Архиерейского Собора 2013 года на основании «Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»
Ваше Святейшество! Глубокоуважаемые Владыки!
Православные граждане живут в ожидании Архиерейского Собора-2013, на котором будут приняты концептуальные документы по важнейшим проблемам жизни человека. К числу таких проблем относится и создание во всех странах мира информационного общества, являющегося по своей сути невиданной в истории человечества политической, экономической и социальной формацией. Одним из основных инструментов построения информационного общества является автоматизированная обработка персональных данных человека. Опасность внедрения новых технологий обозначена во многих официальных документах Русской Православной Церкви.
Однако в принятых в последние годы документах отсутствует положение о религиозной природе действий граждан, отказывающихся от электронных способов учета их персональных данных.
Во всем мире идет именно религиозный протест против новых систем учета как способов духовного порабощения человека, вмешательства в духовную сферу и попытки регулировать не только материальную, социальную, но и духовную жизнь каждого человека посредством доступа к материальным благам.
Сотни тысяч православных граждан за отказ от автоматизированных способов учета подвергаются дискриминации. Их незаконно лишают заработанных пенсий, медицинской помощи, права распоряжаться своей собственностью, других прав. Пользуясь отсутствием в документах Церкви положений о религиозных мотивах отказов верующих от новых систем учета и электронных документов, чиновники присваивают себе право регламентировать духовную жизнь верующих.
Намеренно игнорируя решения Архиерейских Соборов и Синода РПЦ, обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в РФ, чиновники во многих отказах, ссылаясь на Решение VII Пленума Синодальной Богословской комиссии 2001 года, открыто утверждают, что использование идентификаторов, штрихового кодирования информации, присвоение личных кодов не оскорбляет религиозные чувства верующих и не нарушает их религиозные убеждения, или что непринятие электронных технологий не является вопросом исповедания веры. Поэтому чиновники безнаказанно нарушают права граждан.
Если в новом документе «О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» будет повторено положение о том, что отказ от новых систем учета не основывается на религиозных убеждениях, чада Русской Православной Церкви будут преданы на расправу чиновникам, лишающим верующих всех законных прав. Не сможет говорить Церковь и о дискриминации верующих.
Мнение Церкви в этом случае не будет иметь для власти никакого значения. Церковь отделена от государства, и у нее не будет права вмешиваться в вопросы учета персональных данных, «поскольку они не связаны с вопросами веры и религиозными убеждениями». Таким образом будет легализована дискриминация огромного количества граждан, а Церковь будет устранена из процесса принятия решений в сфере модернизации учета персональных данных и их духовной оценки.
Русской Православной Церкви при оценке новых технологий учета персональных данных нельзя молчать об оскорблении чувств верующих и фиксировать внимание только на информационной безопасности, тотальном контроле и т.д.
Если в официальном документе Церкви будет четко сформулировано, что отказы верующих от новых технологий основаны на религиозных убеждениях, и указано, что имеет место массовая дискриминация таких верующих, то Русская Православная Церковь будет иметь правовые основания для защиты конституционных прав своих чад. Церковь будет иметь право участвовать в принятии решений по модернизации, введению автоматизированного учета персональных данных, созданию баз персональных данных и выражать государству свое мнение и мнение своей паствы.
Только Русская Православная Церковь имеет право и духовную обязанность суждения по духовным вопросам. Об этом праве и духовной обязанности Русской Православной Церкви необходимо сказать в документе. Вмешательство государства в религиозную жизнь человека недопустимо.
Необходимо отметить, что внутри Церкви имеют место различные мнения о наличии или отсутствии в новых технологиях апокалиптических элементов или греховности. Решение этих вопросов должно оставаться в компетенции самой Церкви. Возможно, для того чтобы духовную опасность этих технологий и античеловеческую сущность так называемого информационного общества поняли все чада Церкви, требуется время.
Однако правовую оценку мотивов отказов граждан от новых технологий по религиозным убеждениям и массовой дискриминации православных граждан, не принимающих автоматизированный учет персональных данных, необходимо дать уже сегодня.
Анализ обращений граждан в «Союз православных юристов» показывает, что все эти люди отказываются от электронных технологий только по религиозным убеждениям; именно за отказ от новых систем учета люди лишаются государством всех социальных и других прав.
Под защитой Конституции находится не только материальная, социальная, но и духовная жизнь человека.
Конституция Российской Федерации гарантирует и защищает право граждан жить и действовать в соответствии со своими религиозными и иными убеждениями.
Статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину свободу совести, вероисповедания, право иметь религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29 Конституции РФ запрещает принуждение в целях отказа от религиозных и иных убеждений.
В документе «О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», дающем общую оценку технологий учета персональных данных, необходимо отразить религиозные мотивы действий граждан, отказывающихся от электронных способов учета, и констатировать массовые случаи дискриминации этой категории граждан. Собору необходимо обратиться к властям с требованием прекращения дискриминации и обезпечения всех конституционных прав этих граждан на основании традиционных документов.
В существующей ситуации самое опасное - это пойти по пути VII Пленума Синодальной Богословской комиссии 2001 года, заявившего, что использование идентификаторов, штрихового кодирования информации, присвоение личных кодов не оскорбляет религиозные чувства верующих и не нарушает их религиозные убеждения, и что непринятие электронных технологий не является вопросом исповедания веры. Это было бы ошибочным и очень опасным шагом, чреватым негативными последствиями в будущем для самой Церкви.
Сегодня позиция ведомств и чиновников касается отдельных граждан. Однако, если «отдать на откуп» чиновникам вопрос мотивов отказа гражданина от новых технологий и право суждения о значении для верующего человека идентификаторов, личных кодов, штрих-кодов и других элементов автоматической идентификации, завтра чиновники и государство будут диктовать уже самой Церкви, что является вопросами веры, а что нет. Государство уже пытается само определять, нарушают ли его действия право на свободу совести и вероисповедания.
От имени сотен тысяч граждан, подвергающихся дискриминации за религиозные убеждения, обращаемся с просьбой включить в документ Русской Православной Церкви «О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» положение о том, что отказы верующих православных граждан от использования новых технологий учета персональных данных основаны на религиозных убеждениях и дискриминация (нарушение конституционных прав) указанной категории граждан должна быть прекращена.
С глубочайшим почтением и молитвой о вашем здравии,
Ольга Алексеевна ЯКОВЛЕВА,
председатель «Союза
православных юристов»,
адвокат Московской областной
коллегии адвокатов,почетный адвокат России
26 января 2013 года