Машины подорожают на 40%?

Jul 07, 2011 14:41

Автомобильный перелом


Автомобилистов, возможно, ждут досадные сюрпризы. В автосалонах Киева, как и страны в целом, за новыми японскими автомобилями уже выстраиваются очереди. Специалисты связывают это с последствиями аварии на АЭС в Фукусиме и приостановкой производства на ряде заводов в Стране восходящего солнца. Кроме того, в ближайшие месяцы большинство иномарок нижнего и среднего ценового сегмента могут подорожать аж на 40% - в связи с вероятным введением по требованию отечественных автопроизводителей спецпошлин на импортные авто и других за-градительных мер.
Пока что на авторынке Киева, который длительный период продолжал бурно восстанавливаться после кризиса, сказалось лишь сокращение поставок японских машин. Если в марте и апреле по Украине в целом было реализовано

18 800 и 19 675 новых машин, то уже в мае продажи сократились до 17 500. Хотя по сравнению с маем прошлого года (было реализовано 16 078 авто) продажи несколько возросли, но небольшой спад уже налицо. О том, что на самом деле происходит в сфере торговли автомобилями, а также о том, чего стоит ждать автомобилистам в ближайшем будущем, мы решили разузнать у гендиректора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олега Назаренко

Машины подорожают на 40%?

- Олег Юрьевич, какие изменения происходят на рынке новых авто, какова его динамика?

- Во-первых, в крупных городах довольно стремительно восстанавливается потребительский рынок. У людей явно становится больше денег, и все большее число граждан решаются на покупку машины, отложенную в кризисные годы.

Во-вторых, стало куда доступнее автокредитование - банки более лояльны и щедры, чем год назад.

И, наконец, наблюдается некоторый всплеск спроса на японские авто, что обусловлено ситуацией в японском автопроме после аварии в Фукусиме. Его поклонники резонно ожидают сокращения поставок в ближайшие месяцы, и потому те, кто в этом году планировал приобретать именно японскую машину, спешат сделать это поскорее. Дилеры уже несколько месяцев отмечают рост очередей.

2 июля опубликовано решение Межведомственной комиссии по международной торговле о проведении специального расследования об импорте в Украину легковых авто с объемом двигателя более 1000 куб. см и до 2200 куб. см. Это решение было вызвано обращением отечественных автопроизводителей (в частности, ассоциации «Укравтопром»), которые пожаловались правительству на проблемы с производством и продажами на внутреннем рынке. Кабмину предложили поддержать ряд частных компаний путем искусственного ограничения импорта.

Результатом расследования может стать введение уже через 45 дней квот или спецпошлин на импорт всех иномарок на уровне 34%, что в сумме с НДС приведет к 40%-ному подорожанию машин для рядового покупателя. Этим решением введена квота для автомобилей из Узбекистана (в частности, на марки Daewoo Matiz и Nexia), которые исчезнут с нашего рынка практически на три года. Любопытно, что комиссия установила заградительные квоты на ввоз из Узбекистана по 3 авто в год сроком на 3 года. До сих пор поставки на наш рынок составляли около 7,2 тыс. ед. в год.

Что касается вероятности квот или пошлин на весь импорт машин в целом, то здесь все зависит от реакции в мире. Узбекистан - первая ласточка. Проблема в том, что к нашей стране могут применить адекватные ответные меры, затрагивающие интересы уже наших экспортных товаров, и пострадать могут не только металлурги, но и аграрии, и химические заводы. Ответ может последовать прежде всего из США, Франции, Германии, Японии.

Впрочем, интересно именно время, которое выбрали для расследования, - период, когда Верховная Рада уходит на каникулы. Были бы депутаты на сессии, парламент однозначно мог бы помешать столь рискованным действиям в пользу лобби одной из групп автобизнеса. Интересно, что комиссия трижды отказывала авто-производителям, которые подавали те же цифры производства за период кризиса в 2008-2010 гг., и только на четвертый раз решилась открыть спецрасследование.

Если взглянуть на динамику продаж, то получается удивительная картина. Да, производство легковых авто в нашей стране сначала упало с 402 тыс. ед. в 2008 г. до 65,7 тыс. в 2009-м. Но затем оно выросло до 75,3 тыс. в 2010-м и продолжает рост (почти на 10 тыс. ед. в год). За это же время продажи всех новых авто снизились с 623 252 в 2008 г. до 162 291 в 2009-м, а в 2010-м выросли всего на 304 ед. - до 162 595.

За 4 месяца 2011 г. ситуация в авто-проме стала еще лучше - собрано 28 964 легковых машины (рост по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. 90% - 15 270 ед.). За это же время в Украине продано 60 391 новую легковушку (рост по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. составил всего 45%, что ровно в 2 раза меньше, чем показатели роста производства).

По заводам за 4 месяца этого года показатели производства легковых авто в сравнении с аналогичным периодом 2010 г. составили на ЗАЗе - 238%, с 7642 до 18 163 ед.; на «Еврокаре» - 213%, с 1464 до 3124 ед.; на «Богдане» - 129%, с 4518 до 6828 ед. Спрашивается: где же спад и стоит ли государству защищать этот бизнес?



Альтернативный транспорт. Фото Виталия СИЧНЯВ Киеве продают каждое пятое новое авто

- Насколько большой дефицит японских машин в салонах? Будут ли проблемы с запчастями у тех, кто уже владеет японской машиной?

- Дефицита запчастей как раз нет. Производители всегда требовали от дилеров выкупать серьезные склады запчастей, прежде чем делать заказы на готовые автомобили. Большинство этих складов для Украины располагаются не в Японии, а в Европе. Поэтому даже в случае возможных сбоев у дилеров нет и не будет проблем с запчастями. С поставками готовых машин ситуация сложнее. Хотя заводы в Японии уже работают, но после простоев там есть проблемы.

Скажем, отдельному производителю может не хватать всего лишь одной запчасти, из-за чего останавливается весь конвейер. Например, некоторое время у дилеров GM и Ford не принимали заказы на авто красного и черного цвета - не было компонента краски, которую поставляет и изготавливает единственный завод в Японии, остановившийся после аварии на «Фукусиме». Точно так же при выпуске отдельных моделей Volkswagen случались проблемы с комплектациями видеокамерами, из-за чего задерживались поставки готовых машин. Многие другие производители испытывали перебои в получении микрочипов, которые в основном производились в Японии.

- Какова сегодня региональная структура продаж? Растет ли доля покупок новых машин жителями столицы?

- В последнее время наблюдается ощутимое смещение структуры рынка - падает доля продаж в западных областях и вырастает в больших городах восточного региона (Днепропетровск, Луганск, Донецк), а также в Киеве, который стабильно удерживает первое место в стране (до 20% всех продаж). Очевидно, рост потребительского рынка, как и продажа автомобилей, пока происходит в основном в крупнейших городах, и прежде всего за счет жителей столицы.

- Что происходит в сфере кредитования покупок новых авто? Снижают ли банки кредитные ставки, упрощают ли требования к заемщикам?

- Автокредитование стало вновь довольно доступным. За последний год кредитные ставки падают - в первую очередь потому, что падают банковские ставки по депозитам. Банки уже дают автокредиты по ставкам, которые существовали до кризиса - 10-14% в зависимости от первоначального взноса. А те автобренды, с которыми в Украину при-шли финансовые группы самих заводов-производителей, сегодня в Киеве кредитуются вообще по символическим ставкам - около 2,5-3%. Причем условия у них аналогичны банковским, т. е. лояльность ничуть не меньше. Наряду с автомобилями таких финансовых групп, как Renault Finance, Nissan Finance, Peugeot-Citroёn Finance, зашедших на наш рынок несколько лет назад, к продаже с кредитной поддержкой производителя предлагаются машины около десятка различных брендов.
Юрий ЛУКАШИН

Машины подорожают на 40%

Previous post Next post
Up