ОКНО ПРИОТКРЫЛОСЬ

Jun 06, 2014 09:26




С легкой руки Обамы инаугурация Порошенко состоялась 4 июня // РЕЙТЕР

Сергей БУРЛАЧЕНКО

Период «междуцарствия», когда новый глава государства избран, но еще не вступил в должность, обычно сопровождается политическим затишьем. Украина стала исключением из этого правила.

Причина понятна - Петр Порошенко уже по факту взял в руки бразды правления. И в этом плане весьма показателен его визит 3-4 июня в Варшаву - для участия в мероприятиях, посвященных 25-летию первых «частично свободных» парламентских выборов в Польше.


Можно сказать, что инаугурация Порошенко уже началась - со встречи с Бараком Обамой 4 июня. И продолжилась она во Франции на встречах с лидерами стран Запада и российским президентом Владимиром Путиным - на торжествах, приуроченных к 70-летию со дня высадки союзников в Нормандии.

Это, пожалуй, уникальный случай, когда государство на таком уровне представляет президент, еще не вступивший в должность, - притом что официальных высокопоставленных лиц от Украины в Варшаве не было.

Понятно, такое отклонение от норм дипломатического протокола вызвано ситуацией в Украине, которая стала основной темой Варшавского саммита. А особенно - стремлением продемонстрировать (пусть даже формально) поддержку вступающему в должность президенту, избранию которого Запад придавал огромное значение. И дать дополнительный сигнал Москве: ей необходимо иметь дело с Петром Порошенко.

Общение с Обамой длилось дольше, чем несколько последних встреч американского лидера с Януковичем вместе взятых. Главной темой был вооруженный конфликт на юго-востоке. О том, какие меры будут приняты для его разрешения, можно лишь догадываться по обтекаемым высказываниям на совместном брифинге.

Так, новоизбранный президент (он выступал, естественно, после американского коллеги) говорил о необходимости предоставления Украине членства в ЕС и подчеркнул, что ближайшие дни будут для нашей страны решающими. По словам Порошенко, он с первого дня инаугурации готов представить план мирного разрешения ситуации на востоке, однако сам процесс может быть начат уже в Нормандии.

Обама же, который на брифинге не раз называл своего партнера просто «Петро», указывал, что мирный процесс предполагает отказ России от финансирования, поддержки и вооружения сепаратистов. Вместе с тем он подчеркивал: Порошенко обязан стать президентом всей страны, а не отдельных ее частей. А Украина должна быть процветающей демократией, которая имеет крепкие отношения как с Европой, так и с Россией. О членстве в ЕС американский президент не сказал ничего.

В целом на словах Обама выглядел более расположенным к компромиссу с РФ. Понятно, что до встречи в Нормандии он стремился оставить открытой дверь для договоренностей с Москвой. Но к какому компромиссу он готов?

А вот в том, что Порошенко выглядел более жестким, есть и боязнь показаться слишком пророссийским. По сути это его признание: именно Запад будет определять, сколь «крепкие отношения» с Россией допустимы для Украины.

Что же касается конфликта на Донбассе, то, очевидно, по этому поводу Запад попытается договориться с Россией именно в Нормандии. Ну а наше новоизбранное руководство просто будет поставлено перед фактом - если, конечно, к договоренностям удастся прийти.

Т. о. хотя теплых слов поддержки в адрес Украины и ее новоизбранного президента в Варшаве сказано было предостаточно, никаких реальных инициатив, новых программ помощи озвучено не было. Более того, уже по окончании мероприятий последовал деликатный отказ в озвученной ранее Петром Порошенко просьбе о прямой военной помощи. По итогам встречи глав оборонных ведомств НАТО в Брюсселе глава оборонного ведомства США Чак Хейгл заявил, что Вашингтон намерен оказывать Украине только нелетальную военную помощь (т.е. не связанную с нанесением урона живой силе противника).

О выборах, за ценой которых не постоят

Но, конечно, главная проблема, которую очень хотелось решить ко дню инаугурации, - восстановление контроля над мятежными регионами. Появилась даже информация о предложении переговоров, поступившем руководству самопровозглашенной Луганской народной республики от главы МВД Арсена Авакова, которое он, правда, быстро опроверг.

Любопытна оценка обстановки, сделанная одним из лидеров сепаратистов, командиром батальона «Восток» Александром Ходаковским: «У нас до сих пор действует доктрина «щадящий режим». Мы можем устроить вариант минной войны. Можем устроить партизанскую войну по чеченскому образцу, когда разведывательно-диверсионные группы будут наносить серьезный урон точечными ударами. Но, гуманизм... Армия Украины выполняет приказ, так же, как выполняла приказы Януковича по локализации майдана. У нас нет глубоких идейных разногласий, мы просто по разные стороны баррикад. Потенциал у нас есть, мы просто ждем, когда киевские власти примут единственно верное решение и выведут войска за пределы Донецкой народной республики».

Как бы то ни было, оставалась надежда, что относительное затишье сохранится до дня вступления в должность нового президента. А там, глядишь, и появятся новые подходы к разрешению кризиса. В любом случае очевидно, что 4-5 дней для умиротворения Донбасса совершенно недостаточно, а проводить инаугурацию на фоне кровавой бойни совсем не годится.

30 мая «Вести» со ссылкой на близкий к новоизбранному президенту источник сообщили: «Задача украинских силовиков на ближайшую неделю - отрезать сепаратистов от границы с Россией, а также локализовать и подавить сопротивление... Дальше - в течение трех месяцев договориться с Москвой, чтобы она перестала помогать ДНР и ЛНР. Что предложат русским взамен - военная тайна». Т. е. принимается как данность то, что самопровозглашенные республики не исчезнут и в течение трех месяцев, а только сократится их влияние.

О том, что за несколько дней точно не управиться, можно судить и по словам одного из лидеров «Правого сектора» Борислава Березы, написавшего 1 июня в Фейсбуке: «Военные гарантируют полную зачистку востока Украины за 30 дней».

С начала недели события разворачивались по нарастающей. 2 июня - бой на окраине Луганска и воздушная атака Луганской ОГА, приведшая к жертвам среди мирного населения, 3 июня - очередной штурм многострадального Славянска.

Вновь активизация АТО совпала с визитом в Киев высокопоставленного представителя правительства США - замминистра обороны Дерека Шоле. Похоже, гость настойчиво рекомендовал Порошенко не откладывать с решительными действиями до официального вступления в должность.

И в этом нетрудно увидеть политический расчет, стремление лишить нового президента свободы маневра, не оставив иного выхода, кроме как доведение АТО любой ценой до «победного конца».

Безусловно, Порошенко лучше было бы начинать президентскую карьеру как бы с чистого листа, т. е. не неся ответственности за массовое кровопролитие. Но это имело бы особое значение, если бы он до инаугурации не высказывал четкой позиции по поводу происходящего на Донбассе и позволял бы подозревать в себе голубя мира. Однако Петр Алексеевич не дал для этого ни малейших оснований.

Более того, триумфальная победа на президентских выборах вызывает соблазн завершить войну как можно быстрее, «не постояв за ценой». Ведь электоральный успех подталкивает к тому, чтобы скорее провести выборы парламентские. Очевидно, что в ближайшем будущем они повторили бы результат президентской гонки. Партия Порошенко «Солидарность», существующая почти в виртуальном виде, все равно вкупе с «УДАРом» набрала бы под 60% голосов - и, очевидно, опередила бы партию столичного градоначальника. Кстати, вполне можно ожидать, что политическая сила президента усвоит опыт Кличко и переименуется - скажем, так: Партия Петра Порошенко «Солидарность» (чтобы в бюллетенях уж точно не ошиблись).

В любом случае эти выборы минимизировали бы представительство юго-восточной оппозиции в парламенте. И тогда присутствие во власти филатовых, аваковых и гурвицев с полным правом можно было бы называть истинным представительством юго-востока. Ибо партии, от которых прошли бы эти политики в Раду, оказались бы не просто влиятельными - а ведущими в регионе.

Впрочем, и действующая Верховная Рада искренне готова в своем большинстве перейти на сторону президента. От парламента можно ожидать любых сюрпризов - во имя самосохранения. И нет ничего удивительного в том, что сообщение о распаде коалиции, которое многократно анонсировалось, так и не поступило.

Впрочем, это уже не имеет особого значения. Ведь на скорейшие перевыборы настроен не только Порошенко, но и европейцы с американцами, которые прекрасно понимают все выгоды завершения перезагрузки власти.

Однако понятно, что выборы парламента следует проводить на всей территории Украины (кроме Крыма, конечно). Поэтому с завершением АТО любой ценой надо спешить.

О начале антивоенного движения

Эскалация вооруженного конфликта продолжается - и власть, похоже, готова идти до конца. Как это будет выглядеть, можно судить по заявлению упоминавшегося уже Борислава Березы. Вот что он написал в Фейсбуке (цитирую со значительными сокращениями): «Полномасштабная военная операция. Точка окружается. Первая фаза - через громкоговорители объявляется о том, что гражданское население должно покинуть территорию за сутки-трое, после чего все находящиеся на территории будут объявлены пособниками врага. Террористам, которые хотят сдаться и сложить оружие, такая возможность будет предоставлена. Людей придется выпускать через фильтрационные лагеря... Вторая фаза. Город подлежит массированной атаке из всех видов оружия. Третья фаза - полное повторение первой. Четвертая фаза - полное повторение второй. Затем финальная фаза операции. Точечная зачистка города с последующим подключением уборочной техники...

Те, кто хочет живым щитом встать на защиту оккупантов, - не оболваненные жители Украины, а пособники враждебного государства и предатели. А таких всегда и во все времена уничтожали... А значит, у жителей Донецкой и Луганской области есть еще некоторое время, чтобы принять решение на чьей они стороне... Военные же ждут подтверждения своих гарантий и приказа о начале операции».

Т. о. вырисовывается следующая картина: военные настаивают на применении тяжелого вооружения, поскольку лезть в горнило уличных боев совершенно не хотят (что, к слову, подтверждает и ход АТО). Но они хотят гарантий, что с ними не поступят, как с «Беркутом» после майдана.

Что же касается мирных жителей... Депутат Геннадий Москаль, которого в симпатиях к сепаратистам никак не заподозришь, признал, что около 80% населения ненавидят киевскую власть. Он сообщил, что звонит луганчанам каждый день (он был там губернатором), и их высказывания о ситуации в регионе отличаются от той информация, которую дают и украинские, и российские СМИ. Политик отметил, что люди «не разбираются, кто убил - говорят, что Киев убил, Киев нарушил покой...»

Между тем проблемы с проведением АТО проявились и с несколько неожиданной стороны. В стране начинается антивоенное движение, причем в традиционно самых патриотических регионах - Галиции и Волыни. Говорят об этом и центральные СМИ, и на местных ресурсах появляется такая, например, информация: «Сьогодні, 2 червня, виїзд з Яворівського гарнізону на міжнародну автотрасу Львів - Краковець через лісову дорогу повністю перекритий величезними деревами. Ці сосни та липи зрізали родичі деяких мобілізованих: мета - не дати вийти автотранспорту з військовозобов'язаними з території 24-ї окремої механізованої Залізної бригади у напрямку полігону... За словами одного з офіцерів, дружини та матері близько сотні мобілізованих, які вже другу добу блокують виїзди з військової частини, не хочуть відпускати своїх синів та чоловіків на полігон та на Схід України: серед мотивацій - відсутність бронежилетів, незадовільні умови перебування на полігоні, страх за життя рідних».

«Жінки лягають під колеса автобусів, малі діти та вагітні кілька днів стоять під дощем. Вони запевняють, що не дозволять відправити своїх чоловіків та татів на війну», - сообщает zaxid.net.

А вот информация от ТСН: «31 мая на Ровенщине матери украинских военных устроили забастовку и перекрыли на одну минуту международную трассу Киев-Чоп... Женщины не могут понять, почему их родные из 51-й отдельной механизированной бригады на войне уже более 50 дней, когда им обещали нести службу 45 суток».

Похоже, процесс пошел, и вряд ли такие настроения спадут. Скорее, наоборот - при затяжной кампании велика вероятность, что они распространятся на другие регионы и будут вынуждать правителей искать мира даже посильнее, чем военные неудачи. Но стоит ли до этого доводить? Ведь лучше войти в историю действительно миротворцем. Пока такой шанс у вступающего в должность президента есть.

О целях и планах России


Виды на мирную жизнь Луганска претерпевают в последние дни значительные изменения // РЕЙТЕР

В ряде российских СМИ появились публикации (хотя и без ссылок на какие-либо источники), которые можно считать планом Москвы (конечно же, со многими оговорками).

Так, России не следует сейчас вводить войска в Украину по ряду причин. Хотя прямое военное вмешательство Запада не рассматривается как возможный ответ на российскую интервенцию, ввод войск считается нецелесообразным, ибо противоречит достижению главной цели. А цель эта - не раскол Украины, а приобретение всей страны как дружественного России самостоятельного государства. Поэтому делается ставка на сохранение противостояния в Донбассе и поддержку его заезжими добровольцами. Вместе с тем предполагается, что в недалеком будущем усиление экономического кризиса, в том числе из-за ассоциации с ЕС (ей придается особое значение), приведет к росту народного недовольства, переносу протестов на другие регионы и в итоге - к формированию дружественной Москве власти.

Тут стоит сказать, что надежды россиян на негативы от ассоциации с ЕС выглядят избыточными. Ведь основные невыгоды связывали с вытеснением украинской продукции европейскими товарами, которые после ликвидации пошлин окажутся дешевле украинских. Однако это просчитывалось при курсе 8 грн. за доллар. А при полуторном удешевлении национальной валюты такого вытеснения - а значит, и вызванного им банкротства украинских предприятий - не будет.

Но это еще не все. В обычных обстоятельствах экономический кризис однозначно рождает в массах убеждение, что «правительство - сволочи». И убеждения у части людей будут трансформироваться в действия. Но в условиях войны (здесь уже не будем прибегать к эвфемизму АТО) на юго-востоке эта логика не сработает. Кризис будут списывать на власть в меньшей степени, чем списывали бы в мирное время. Немало будет и тех, кто сочтет, что во всем виновата Россия, и признает горькую необходимость затянуть пояс.

С военной стороны, российский план основан на предположении, что Донбасс может сопротивляться неограниченно долго. Однако затягивание противостояния будет бить в первую очередь именно по этому региону. А в остальной Украине конфликт будет ощущаться примерно так, как в СССР воспринимали войну с Финляндией в 1939-1940 гг.: народ понимает, что в стране война, но страдает совсем не в той степени, что жители Донецкой и Луганской областей.

Да, обстрелы со стороны украинских войск, жертвами которых становится и мирное население, никак не прибавляют в Донбассе симпатий к Киеву. Однако и сопротивления они не активизируют. Луганский писатель Глеб Бобров заметил: «В полумиллионном Луганске на победный митинг после референдума вышла одна тысяча человек. На семимиллионный Донбасс не наберется и 3 тысячи ополченцев - это менее 0,5% от населения. О каком внятном сопротивлении может идти речь? Если ситуация не изменится, то нас тут всех под асфальт закатают - в прямом, а не в переносном смысле».

Предположим, сразу не закатают, а война затянется. Но, указывают российские источники, усиление страданий и отсутствие очевидной перспективы прекращения конфликта может распространить среди значительной части жителей осажденного Донбасса мысли о безоговорочной капитуляции перед Киевом. И желание сдаться будет подогреваться весьма вероятными эксцессами со стороны ополченцев самопровозглашенных ДНР и ЛНР.

Наконец, если затянувшийся конфликт обозначит неблагоприятную для Киева перспективу, Запад может сам инициировать размежевание сторон войсками ООН, чтобы сохранить - пусть в усеченном виде - «украинскую Украину». Власть такой план (как и любой план Запада) поддержит. На фоне растущего числа жертв Москва не сможет отвергнуть целесообразность таких мер, хотя они и срывают реализацию российского плана, который мы изложили выше.

Честно говоря, нестыковок и слабостей в этом плане очень много. Такое впечатление, что это не политический расчет, а всего лишь медийный вброс с целью пояснить действия российской власти, которая на самом деле твердо решила удовлетвориться одним Крымом. Тем не менее оставить без поддержки (по крайней мере словесной) восток Украины она также не может - авось что выгорит. Но уже не в соответствии с планом, а внепланово.

В этом контексте можно выдвинуть и такую версию: ракета, выпущенная самолетом по Луганской ОГА, стала разведкой боем - выяснить, на что готова пойти Россия в нынешних обстоятельствах. И разведка показала, что окно возможностей у украинских силовиков приоткрылось. Достаточно, чтобы сквозь него устремился «Град».

Или все-таки удастся создать иное окно возможностей - для мирного урегулирования?

обама, порошенко

Previous post Next post
Up