Физика твердых дел

Jun 04, 2014 14:42

Июнь юбилейный

6 июня - 265 лет назад - в Неаполе родился Хосе де Рибас. Он же - будущий основатель Одессы Осип Михайлович ДЕРИБАС.


Еще подростком он стал подпоручиком Самнитского пехотного полка неаполитанской гвардии, что неудивительно, если учесть, что отец Хосе, испанец из знатного каталонского рода Мигель де Рибас-и-Буйенс, дослужился до маршала.

В 20 лет Джузеппе (так по-итальянски звучит имя Хосе) познакомился с графом Алексеем Орловым, командующим российской экспедицией Балтийского флота в Средиземном море. Он и предложил юноше, знавшему шесть языков, перейти на службу под русским флагом. Через год Хосе-Джузеппе участвовал в Чесменском сражении, в ходе которого был уничтожен турецкий флот.

В 1774 г. оказался в Санкт-Петербурге, где стал Осипом Михайловичем. Спустя два года женился на камер-фрейлине императрицы Анастасии Соколовой. Чуть позже Екатерина II в качестве повивальной бабки принимала роды у Анастасии. Новорожденную девочку назвали Екатериной.

Весной 1783-го Осип Дерибас отправился в Новороссию, имея при себе собственноручно написанный план реформы черноморского флота. Подружился с Александром Суворовым, руководил взятием Хаджибея (города, стоявшего на месте нынешней Одессы), разработал план штурма Измаила.

В 1791 г. контр-адмирал Дерибас участвовал в разработке плана строительства порта в Хаджибее и руководил этой постройкой. Принимал деятельное участие в создании города, главная улица которого названа в его честь - Дерибасовской.

После кончины Екатерины II попал в опалу. Бывшего командующего Черноморским флотом назначили управляющим лесным департаментом. По свидетельству современников, Дерибас был одним из активных организаторов заговора против Павла II.

В конце ноября 1800 г. Осип Михайлович тяжело заболел (существует гипотеза, что был отравлен) и 2 декабря скончался, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.


6 июня - 125 лет назад - в Киеве появился на свет знаменитый авиаконструктор Игорь СИКОРСКИЙ.



Учился в Киевском политехническом институте, который, однако, не окончил - увлекся конструированием летательных аппаратов. Позже за выдающиеся заслуги в авиастроении Игорю Ивановичу был вручен диплом Петербургского политехнического института.

Первое успешное испытание аэроплана его конструкции состоялось в 1910 г. Полет длился 12 с при максимальной высоте 1,5 м. Спустя несколько недель Сикорский оторвал аппарат от земли на 4 м. Затем поднялся на 25 м. А в следующем году его самолеты летали на высоте 500 м.

Игорь Иванович неоднократно устанавливал мировые рекорды и по высоте, и по продолжительности полетов, и по количеству пассажиров на борту. Создал первый в мире четырехмоторный самолет - «Русский витязь» и первый в мире четырехмоторный тяжелый бомбардировщик - «Илья Муромец». Авиамашины конструкции Сикорского очень пригодились России во время Первой мировой войны.

После Февральской революции 1917-го на предприятии, где создавались самолеты Сикорского, начались забастовки и диверсии. Игоря Ивановича, не скрывавшего монархических убеждений, принялись травить как «пособника прежнего режима». В начале 1918 г. он покинул Россию и после короткого пребывания в Англии и Франции обосновался в США, где активно сотрудничал с белой эмиграцией, принимал участие в разработке планов свержения советской власти, был членом Общества ревнителей памяти государя-императора Николая II (с царем авиаконструктор был знаком лично). Впоследствии отошел от политики.

В США ученый разработал множество типов самолетов. На созданных им вертолетах выполнены первые перелеты через Атлантический и Тихий океаны. Умер в 1972 г.

11 июня - 115 лет назад - в Сумах родилась Феодосия БАРВИНСКАЯ, народная артистка УССР.



Со сценой Феодосия Андреевна «срослась» сызмальства: ее отец и мать служили в труппе Алексея Суходольского, актера, режиссера и антрепренера. Дебютом 13-летней девочки стал эпизод в «Вечорницах» Петра Нищинского - музыкальной картине в спектакле «Назар Стодоля». С ролью она справилась и была принята в труппу. Работала в антрепризных театрах, обществе «Сурма», ездила по украинским городам.

В творческой среде нашла и спутника жизни - Терентия Юру (родного брата Гната Юры). До 1917 г. Терентий выступал в передвижных труппах, а после революции возглавил театральное общество «Сурма».

Очень скоро актеры (многие из них стали корифеями украинской сцены) объединились под началом Гната Юры. В 1919 г. труппа отправилась в Винницу, где творила на сцене Нового театра, впоследствии получившего имя Франко. Потом был Харьков. В 1921-м актеры оказались в Киеве, сформировали репертуар и эстетику столичного театра им. Ивана Франко.

Статная, на голову выше супруга, с красивым низким голосом Барвинская блистала в роли Мавки («Лесная песня»), Эболи («Дон Карлос»), Ваниной («Житейское море») и других спектаклях. Оценить силу ее дарования можно теперь лишь по фильмам довоенной и послевоенной поры.

Их немного. В 1932 г. на экраны вышла лента А. Довженко «Иван». Феодосия Андреевна играла в паре с Терентием Петровичем. На Международном кинофестивале в Венеции в 1934 г. эту драму отметили специальным призом.

В 1957-м в фильме по одноименной повести Я. Галана «Под золотым орлом» Барвинская снялась в образе фрау Мильк. В главной роли был Павел Кадочников, его партнером стал Петр Репнин (знаменитый Муля из советской комедии «Подкидыш»).

Умерла Феодосия Барвинская в 1966 г., похоронена на Байковом кладбище.

13 июня - 80 лет со дня рождения Якова АЙЗЕНБЕРГА, главного теоретика и автора разработок четырех поколений систем управления ракетно-космической техники.



Мальчика воспитывала мать-стенографистка. «Всем, что есть хорошего во мне, я обязан ей, в том числе любовью к науке», - вспоминал Яков Ейнович. Харьковскую среднюю мужскую школу №82, на базе которой впоследствии организовали первую в городе специализированную физико-математическую школу, он окончил с золотой медалью, а в 1956-м стал выпускником радиотехнического факультета Харьковского политехнического института.

Еще студентом написал в соавторстве статью, которая была опубликована в журнале Академии наук СССР. Но устроиться в Харьковский физико-технический институт выпускнику не удалось. Начальник отдела кадров сказал коротко: «нам такие не нужны».

Трудовой путь начал инженером ОКБ-692 (позже переименовано в НПО «Электроприбор»), а в 1990-м возглавил это предприятие, преобразованное в ОАО «Хартрон». Оно входило в тройку ведущих советских организаций, создававших системы управления для РКТ (в том числе для межконтинентальных баллистических ракет).

По воспоминаниям современников, рабочий день Айзенберга, чрезвычайно умного и доброжелательного человека, продолжался не менее 12 ч.

В середине 1960-х Яков Ейнович инициировал изучение проблемы применения цифровых вычислительных машин (ЦВМ). Вскоре харьковское предприятие приступило к созданию собственной бортовой ЦВМ. Пилотный экспериментальный образец испытали в 1968 г. А три года спустя впервые в Советском Союзе была успешно запущена ракета с системой управления на базе ЦВМ.

Айзенберг был причастен к единственному старту советской многоразовой транспортной космической системы. 15 ноября 1988 г. космический корабль «Буран» был запущен с космодрома Байконур ракетой-носителем «Энергия». Полет, который контролировал бортовой компьютер советского производства, прошел в полном автоматическом режиме, без экипажа. Напомним, что аналогичный американский корабль Space Shuttle мог совершить посадку только при ручном управлении. Этот факт отмечен в Книге рекордов Гиннесса.

Осенью 2000 г. ученый попал в автомобильную аварию по пути из Харькова в Киев. После продолжительного лечения вернулся к руководству «Хартроном». В 2002-м подал в отставку, уехал лечиться в Израиль, но постоянно поддерживал связь с «Хартроном» по телефону.

Умер от рака 3 июля 2004 г., спустя 20 дней после 70-летнего юбилея. Похоронен в Раанане, в 19 км от Тель-Авива.

Незадолго до кончины лауреат престижных премий (Ленинской, государственной СССР, государственной УССР, им. В. М. Глушкова, им. В. Н. Челомея) успел написать книгу воспоминаний «Ракеты. Жизнь. Судьба».

17 июня - 100 лет со дня рождения Владимира ЧЕЛОМЕЯ, выдающегося ученого-механика, генерального конструктора ракетно-космической техники, дважды Героя Социалистического Труда, действительного члена АН СССР и Международной академии астронавтики.



Владимир Николаевич появился на свет в городке Седльце Привислинского края Российской империи (сегодня это территория Польши), в семье учителей. Мать Евгения Фоминична была родом из Полтавы, куда семья и переехала вскоре после рождения сына.

В 1926 г. - новый переезд, на этот раз в Киев, где Владимир учился сначала в семилетней трудовой школе №45, затем - в Киевском автомобильном техникуме, а после - на авиационном факультете политехнического института (с 1933 г. - Киевский авиационный институт, КАИ).

Первые научные работы опубликовал еще во время учебы. А в 1936 г. увидел свет его труд «Векторное исчисление», сразу ставший основным учебным пособием для студентов. Практику молодой ученый проходил на Запорожском моторостроительном заводе. Здесь и задумал создать пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. Руководство разрешило юноше проводить опыты на оборудовании предприятия. Еще бы - Владимир Челомей за время стажировки успел прочитать инженерам завода 70-часовой курс лекций по теории колебаний.

После окончания вуза работал в Институте математики АН УССР, учился в аспирантуре, в 1939-м защитил кандидатскую диссертацию «Динамическая устойчивость элементов авиаконструкций». А год спустя получил одну из 50 сталинских стипендий для выдающихся молодых ученых, пишущих докторские диссертации. Война заставила Владимира отложить научные планы больше чем на 10 лет. Звание профессора ему присвоили в 1952 г.

В 1941 г. Челомей возглавил группу реактивных двигателей Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. Баранова, где год спустя был создан первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. В сентябре 1944 г. назначен главным конструктором и директором опытного авиазавода №51.

Летом 1954 г. по инициативе ВМФ СССР в Тушино на моторном заводе №500 организовали специальную конструкторскую группу по проектированию крылатой ракеты второго поколения. Реализация идей Владимира Челомея позволила СССР обогнать США - качество вооружения советского подводного флота оказалось выше.

В 1955-м конструктору передали механический завод в подмосковном Реутове для создания на его базе ОКБ-52 Министерства авиапромышленности СССР. Детище Челомея стало ведущим авиационным КБ Советского Союза.

Межконтинентальная ракета УР-100, к созданию которой он был причастен, обеспечила СССР стратегический паритет по ядерному вооружению с Америкой. Владимир Николаевич вошел в историю как конструктор искусственных спутников Земли «Протон», «Полет», «Космос-1267» , орбитальных станций «Салют-3» и «Салют-5». Его бюро разработало крылатую ракету 10ХН, ракету-носитель «Протон». Челомею принадлежит идея транспортного орбитального корабля многоразового использования.

В 1964 г. ученый завершил разработку концепции орбитальной пилотируемой станции (ОПС). Фактически Челомей предложил создать комфортный внеземной наблюдательный пункт для заменяемого экипажа из нескольких космонавтов. После смерти Михаила Янгеля в 1971 г. Владимир Николаевич стал главным руководителем советской космической программы. Посещать советские и партийные заседания не любил. И не раз бросал в лицо руководству знаменитую фразу: «Если не хотите помогать, то хотя бы не мешайте».

С 1979 г. подвергается беспрецедентному давлению со стороны руководства ВПК во главе с министром обороны маршалом Дмитрием Устиновым.


Рокот космодрома «Алмаз» слышал несколько лет

Когда Челомею запретили работать над пилотируемой программой, коллектив КБ переориентировался на разработку беспилотного комплекса «Алмаз». Отказ от системы жизнеобеспечения космонавтов позволил найти на борту место для размещения мощной аппаратуры для дистанционного зондирования Земли. Станция была готова к запуску еще в 1981 г., однако «Алмаз» простоял на космодроме до 1985 г.

Владимир Челомей умер 8 декабря 1984 г. Последние проекты реализованы без участия академика: тяжелые спутники «Космос-1870» и «Алмаз-1А», предназначенные для дистанционного зондирования Земли, выведены на орбиту в 1987-м и 1991гг.

17 июня - 125 лет со дня смерти Джона Джеймса ЮЗА, промышленника-предпринимателя.



Примечательно, что в нынешнем году то ли исполняется, то ли уже исполнилось 200 лет со дня его рождения. Точный день рождения основателя Донецка не известен.

Отец Джона, появившегося на свет в городе Мертир-Тидвил в Уэльсе, трудился инженером на металлургическом заводе. Сын продолжил семейную традицию. И оказался весьма способным инженером, что подтверждают несколько патентов на изобретения, предложения от разных металлургических заводов и как результат - покупка судостроительной верфи. А ведь на тот момент Юзу не исполнилось и 30 лет. В 36 он стал владельцем литейного завода - Millwall Iron Works Company. Британское Адмиралтейство, один из основных заказчиков предприятия, покупало здесь броню для кораблей Королевских военно-морских сил.

Неудивительно, что слава Юза докатилась и до Российской империи. Правительство Александра II разместило на предприятии валлийца военный заказ, а затем сделало ему предложение, от которого Юз не отказался. На берегах речки Кальмиус планировалось построить металлургический завод. За дело взялся князь Сергей Кочубей, но что-то у потомка знатного рода не заладилось, и он переуступил концессию Джону Юзу. Тот организовал «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств» и в 1870 г. уехал в Россию.

Вместе с ним в неведомые края отправилось оборудование и не менее сотни металлургов и шахтеров. Первая доменная печь нового завода начала работу весной 1871-го. Плавка оказалась неудачной, домну перестроили, а в январе 1872 г. предприятие стало выплавлять чугун.

Рядом с заводом вырос поселок: жилье для рабочих, школа, баня, больница, чайная и англиканская церковь. Его назвали Юзовкой - в честь основателя предприятия. Благодаря неукротимой энергии Джона Юза его завод стал одним из главных индустриальных центров империи. Удивительно, но валлийский промышленник не умел писать и еле-еле научился читать.

Умер Юз в Санкт-Петербурге, куда отправился по делам фирмы. Прах отправили в Лондон.

Сыновья металлурга оказались достойными продолжателями отцовского дела - в 1913 г. завод выплавлял 74% русского чугуна.

После революции наследники Юза вернулись в Великобританию. В 1917 г. население Юзовки достигло 70 тыс. человек, поселок получил статус города. В 1924-м ему дали новое имя - Сталино. А в 1961 г. город стал Донецком.

23 июня - 125 лет со дня рождения поэтессы Анны АХМАТОВОЙ.



Об Анне Андреевне Горенко широкому читателю известно немного: «родилась на станции Большой Фонтан под Одессой», «переехала с семьей в Петербург», «стала писать стихи», «вышла замуж за Гумилева», «отказалась эмигрировать», «написала «Реквием», «подвергалась травле со стороны всемогущего Жданова» и «покровительствовала Бродскому».

Если же попытаться дополнить биографию, стоит начать с предков поэтессы. Все знают, что творческий псевдоним она позаимствовала у бабки-татарки, чей род восходил к ордынскому хану Ахмату. Зато мало кому известно, чем был славен род Горенко. Восполним пробел. Прадед Андрей Яковлевич, кутузовский солдат, и турка бил, и до Парижа дошел. Дед Антон Андреевич - военный моряк, участник двух войн (Крымской и русско-турецкой 1877-1878 гг.), дослужившийся до офицерских чинов. Отец Андрей Антонович - тоже почти всю жизнь служил под Андреевским флагом.

И младший брат Ахматовой, Виктор, стал флотским офицером. В 1918 г. семья получила страшную весть: революционные матросы убили мичмана Горенко. Анна Андреевна отозвалась на это пронзительными строками: «На Малаховом кургане / Офицера расстреляли...». Только спустя семь лет она узнала, что Виктор жив! Но встретиться им было не суждено - судьба занесла Горенко на Дальний Восток, а затем в США. Ахматова осталась на родине.

Ее жизнь после революции - цепь потрясений. В 1918-м развелась с Николаем Гумилевым, брак с которым давно дал трещину. Спустя три года Гумилева расстреляли, и Ахматова казнила себя за то, что не была ему верной женой. Личного счастья не обрела, хоть и была несколько раз замужем. Сложными оказались и отношения с единственным сыном - Львом Гумилевым. В 1949 г. его осудили на 10 лет. Спустя семь лет Лев Николаевич был реабилитирован. В родной Ленинград вернулся с убеждением, что мать ничего не сделала, чтобы его освободить.

Не была обласкана Анна Андреевна и властью, хотя нельзя не вспомнить, что в 1951-м ее восстановили в Союзе писателей СССР (откуда изгнали за пять лет до этого) и сборники стихов, хоть со скрипом, но печатали.

По свидетельству современников, в быту поэтесса была совершенно беспомощной, не выносила лести и подобострастия.

Когда в марте 1966 г. Ахматова ушла из жизни, о смерти «выдающейся поэтессы» (такова была официальная формулировка) объявило Всесоюзное радио.

25 июня - 90 лет со дня рождения Павла ХАРЛАМОВА, признанного в мире ученого в области динамики твердого тела, доктора физико-математических наук, профессора, члена-корреспондента АН УССР, заслуженного деятеля науки УССР.



Вскоре после рождения Павла Васильевича (с. Гахово Курской области) его семья переехала в Донецк. Мать будущего ученого строго следила, чтобы сын не попал в плохую компанию.

В этом «Павлу-школьнику помогли занятия спортом, - убеждена супруга Харламова Елена Ивановна. - Были гимнастика, борьба, велосипед, плавание, парашют... Занимался Павел в радиокружке, авиамодельном... Учился по всем предметам только на «отлично». Одаренность в точных науках проявилась с детства... С техникой всегда дружил, прекрасно разбирался и в механизмах, и в машинах».

«Годы войны пришлись на возраст 19-22 года, - вспоминает Елена Ивановна. - Однако молодость не помешала Павлу составить мнение о войне. Если охарактеризовать это мнение одним словом, его словом, то война - это грязь... В понятие «грязь» он вкладывал, например, жестокость».

В 1943 - 46 гг. Павел Васильевич участвовал в боевых действиях, после войны остался служить в армии в звании гвардии рядового. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны первой степени.

Окончив в 1952 г. механико-математический факультет Московского государственного университета, поступил на работу в Донецкий индустриальный институт, где прошел путь от ассистента до заведующего кафедрой теоретической механики. В 1959-1965 гг. - старший научный сотрудник Института гидродинамики Сибирского отделения АН СССР. В 1964 г. защитил докторскую диссертацию «О решениях уравнений динамики твердого тела».

В 1965 г. Харламов, членкор АН УССР, возвратился в Донецк, где возглавил отдел прикладной механики Института прикладной математики и механики АН УССР.

Он - один из основателей т. н. Донецкой школы механики. Созданный им коллектив ученых выполнил множество исследований в области аналитической динамики, решил немало прикладных задачах. Автор учебных пособий по современным разделам механики. Написал 144 научные работы, в том числе - пять монографий. Среди его учеников 16 кандидатов и пять докторов наук.

16 марта 2001 г. Павел Харламов скончался от болезни сердца.

29 июня - 165 лет назад - в Гадяче родилась общественная деятельница, этнограф и писательница Ольга ДРАГОМАНОВА-КОСАЧ, мать Леси Украинки, известная под псевдонимом Олена Пчилка.



Ольга Петровна, дочь помещика, окончила киевский пансион благородных девиц. Долгое время жила на Волыни, где ее супруг Петр Косач состоял председателем уездного съезда мировых посредников. Собирала фольклор. Участвовала в украинском движении. В 1880-х гг. стала пробовать себя на литературном поприще. «Во всех отношениях пошлость», «просто позор», «никуда не годится» - так характеризовал творчество Пчилки ее родной брат Михаил Драгоманов в письмах к сестре.

Своих детей Драгоманова-Косач воспитывала так, чтобы они как можно позже познакомились с русским языком (родным, кстати сказать, для Ольги Петровны) и русской культурой. Членам семьи и прислуге в присутствии детей запрещалось говорить по-русски. Младшие Косачи слышали только малорусскую речь, в начальную школу не ходили. Мать сама обучала их, исключив из программы русский язык и Закон Божий.

Среди других занятий Драгомановой-Косач стоит отметить издание в 1906-1914 гг. газеты «Рідний край» и работу в Украинской Академии наук, где с 1925 г. она состояла членом-корреспондентом.

Умерла в 1930 г.

30 июня - 115 лет назад - в Золотоноше родилась Матильда КЛИМОВСКАЯ, скульптор.



Ее отец, мелкий лавочник, имел, похоже, широкие культурные взгляды. Кроме Матильды, в семье росли еще две дочери и четыре сына. И все с младых ногтей запоем читали, писали стихи, музицировали на фортепиано, скрипке и виолончели.

Задолго до революции семейство переехало в Харьков. В 1923-1928 гг. Матильда училась в первом Ленинградском художественном техникуме у Всеволода Лишева (ваяние) и Аркадия Рылова (живопись). После учебы вернулась в Харьков, работала, ваяла, рисовала. С 1937 г. участвовала во всех республиканских выставках, создавала фарфоровые статуэтки для местной фабрики. Их тиражировали огромными партиями. И сегодня в некоторых украинских семьях хранятся девочки с голубем на плече и другие фигурки тех серий.

Перед войной в Харьков со спектаклем приехал популярный актер Соломон Михоэлс. Его король Лир в еврейском театре на Малой Бронной в Москве считался эталоном. Английский режиссер Гордон Крэг, попавший на эту постановку, был потрясен: «Теперь мне ясно, почему в Англии нет настоящего Шекспира в театре. Потому что там нет такого актера, как Михоэлс».

Именно в образе Лира захотела увековечить актера Матильда Львовна. Он позировал скульптору для бюста. В 1939-1946 гг. Климовская переписывалась с Михоэлсом, отправляла ему телеграммы. Несколько экземпляров сохранились в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. Там же хранятся фото скульптурных портретов авторства Климовской - «В. П. Чкалов», «Я. М. Свердлов», «Украинка».

Памятник Шолом-Алейхему она создала до того, как вспыхнула борьба с «космополитизмом». Жила в коммуналке, где, собственно говоря, и создала выразительные скульптуры нахимовцев и пионеров...

Была одинока, умерла в 1979 г.

Александр КАРЕВИН, Андрей КУЗЬМИН,
Александр МАРТЫНЕНКО, Виталий КРЫЛОВ,
Антонина ТРОФИМОВА

история

Previous post Next post
Up