Фото Reuters
Мария БЕЗЧАСТНАЯ
Один из вопросов, который обычно задают вновь избранному президенту, -- куда он совершит свой первый визит. На основании ответа аналитики делают прогнозы о будущей внешней политике главы государства, и во многом это оправданно: лидеры серьезно относятся к принятию подобного решения, ведь оно показывает, сотрудничеству с какой страной или регионом придается наибольшее значение.
К сожалению, Украине сейчас не до досужих гаданий. Главный вопрос -- сумеет ли Петр Порошенко, которому, согласно данным ЦИКа, граждане выдали огромный кредит доверия и обеспечили победу уже в первом туре, сохранить целостность страны и вернуть мир на ее территорию. Хотя и первый визит может стать шагом в этом направлении.
Премьер-министр Арсений Яценюк за день до выборов пообещал, что
первый визит новоизбранный президент совершит в Брюссель, где поставит подпись под документом о зоне свободной торговли с Европейским союзом. Впрочем, сам Петр Алексеевич неоднократно заявлял до и повторил после выборов, что поедет прежде всего в Донбасс. Что касается международной поездки, то он допускает, что может 3--4 июня отправиться в Польшу.
Не Брюссель, но вектор тот же, ведь именно Варшава выступает главным адвокатом Украины и сторонником ее вступления в Евросоюз, а польские политики чаще всего выступали посредниками в украинском кризисе. Достаточно вспомнить экс-президента Польши Александра Квасьневского, который с разными миссиями проводил на Украине больше времени, чем у себя на родине.
К тому же, визит Порошенко будет приурочен к 25-й годовщине первых в коммунистическом блоке частично свободных выборов в парламент. Какой повод для сравнений и речей о том, что и Украина 25 мая сделала первый, по мнению западных и украинских политиков, демократический выбор!
Судя по событиям первого «послевыборного» дня, Петр Алексеевич надеется решить проблему Донбасса еще до вояжа в Польшу. Он даже не исключает, что его инаугурация пройдет 8--10 июня в бунтующем регионе, который, видимо, к этому сроку должен перестать быть таким.
В одном из первых интервью Порошенко заявил, что вести переговоры с «террористами» не намерен, и призвал сделать АТО более короткой по срокам и эффективной. Командование своего нового руководителя услышало и приступило к немедленному выполнению.
26 мая ознаменовалось новыми кровавыми столкновениями в Донецке, а также Мариуполе и Славянске. В Донецке украинская армия и ополченцы вели бои за аэропорт, причем военные применили авиацию и обстреливали территорию с вертолетов Су-25 и самолетов МиГ-29. Напомним, что именно этот объект был отстроен к футбольному чемпионату Евро-2012 и стал гордостью Донецка. Впрочем, сообщают, что инфраструктура не слишком пострадала. Бои шли также в районе Путиловского моста и военкомата, где находился штаб ополченцев.
Мэр Донецка Александр Лукьянченко призвал жителей не выходить без надобности из дома. В результате столкновений есть погибшие и раненые, но данные украинской стороны и представителей т. н. ДНР, как всегда, существенно отличаются, и составить достоверную картину происходящего очень трудно.
Например, информационный координатор «Правого сектора» Борислав Береза сообщил, что уничтожено 200 сепаратистов. Ополченцы же сообщали о жертвах в результате обстрела КамАЗа с ранеными, причем и там число жертв колеблется от 35 до одного (водитель грузовика). По некоторым свидетельствам, есть жертвы и среди мирного населения. В частности, сообщалось, что ранен мальчик 8 лет, ему оказали помощь на месте.
Антитеррористическая операция продолжилась и в Славянске, причем там украинскими войсками был обстрелян жилой квартал в спальном районе Артема. По свидетельствам очевидцев, в результате от осколков погибло трое мирных жителей. Эти данные подтверждают и выложенные в интернет фотографии погибших, в том числе двух женщин.
Министр внутренних дел Арсен Аваков потери среди гражданского населения пока никак не прокомментировал, зато на своей странице в Фейсбуке сообщил, что со стороны наших военных потерь нет.
В Мариуполе проходили столкновения возле штаба т. н. Донецкой народной республики. Местные СМИ сообщали об автоматных очередях в районе ул. Георгиевской, гостиницы «Спартак», а также о стрельбе из крупнокалиберного оружия. По сведениям очевидцев, пишущих в соцсетях, в центре города находятся украинские силовики и бронетехника.
Петр Порошенко не вступил официально в должность президента, но можно не сомневаться, что временное правительство координирует с ним свои действия, тем более что Арсений Яценюк остается на посту премьера. Поэтому активизация АТО на следующий день после выборов явно неслучайна. Похоже, новый президент избрал силовой сценарий выхода из противостояния и хочет в кратчайшие сроки подавить сопротивление на востоке страны.
На это у него есть карт-бланш от Запада, да и Россия, скорее всего, не собирается вмешиваться в ситуацию, ограничиваясь призывами прекратить антитеррористическую операцию. Сергей Лавров уже выразил готовность вести переговоры с Петром Порошенко, правда, без посредников (в отличие от желания украинской стороны). Кстати, в качестве возможных посредников называют и экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, и можно себе представить, насколько конструктивными будут его советы.
Переговоры с Кремлем Порошенко планирует провести в середине июня. Их успешность во многом будет зависеть и от того, как к тому времени будет развиваться ситуация в Донбассе. Новому руководству страны, конечно, хочется блицкрига, однако в том, что он удастся, есть большие сомнения. Уже сейчас гражданское население несет потери, и с каждым днем активной АТО они будут увеличиваться, а с каждым погибшим будет расти и недовольство местных жителей. Стоит ли говорить, что вряд ли такие действия смогут помирить восток и запад. А ведь до выборов Петр Порошенко говорил, что «ему есть, что предложить востоку». Неужели предложение заключается в обстрелах авиации и артиллерии?
Вполне вероятно, избранный президент и его команда надеются, что мирное население, устав от войны и жертв, само выступит против ополченцев, которые, лишившись поддержки, вынуждены будут бежать или сдаться. Но возможно и обратное: потерявшие родных и близких жители региона сами будут вступать в ряды ополчения. Власти следует подумать и о таком развитии событий и все же сесть за стол переговоров с представителями ДНР, вместо того чтобы выращивать у себя под боком вторую Чечню.