"МАРЛЕН": ПРЕМЬЕРА, которую категорически стоит посетить

Jan 25, 2014 19:10

Пока холода сковали юга, на севере потепление, и сердце мое оттаяло достаточно для того, чтобы приобщиться к прекрасному. И я приобщилась.

Речь идет о премьерном спектакле "Марлен", поставленном по мотивам записок Алена Боске "История любви, рассказанная по телефону", одноименной пьесы Пэм Джемс и воспоминаниям самой героини - Марлен Дитрих. Режиссер - Сергей Алексеевич Егоров, а роль Марлен исполняет актриса Маргарита Вафина. Люди эти работают в театре "Круг", попала я на этот закрытый показ исключительно благодаря щедрому приглашению от Таты Ветровоск, за что безмерно ей благодарна. Смело могу сказать, что нахожусь под глубочайшим впечатлением от спектакля, и всем, кто считает себя хоть мало-мальски заинтересованным зрителем, категорически рекомендую посетить его. Я сюда на поезде ехала сутки, и второй раз посмотреть "Марлен" готова была бы ехать и дольше.

Хотя с театральным искусством отношения мои сложны и неоднозначны. Более чем.

СОЗЕРЦАНИЕ

Вообще, современное искусство постановки имеет две очень неприятные грани (порой кажется, что только они и остались). Первая: в стремлении к реализму напихать побольше извращений и грязи со всех помоек. Вторая грань - это символизм, доходящий до абсурда и какого-то потустороннего фрейдизма.

Постановка - это, тем не менее, самоценный творческий акт, а не предмет многоразового использования. Постановка - это то, что происходит здесь и сейчас, и представляет интерес в момент события, поскольку за рамками времени его не существует. Театральную постановку бессмысленно снимать на пленку (если это не набор цирковых трюков или реалити-шоу Дом-2).

В случае со спектаклем "Марлен" я с большим удовольствием окунулась в атмосферу происходящего на сцене без чувства "телевизора". Режиссер определенно не предпринял попытки конкурировать с искусством кино (слава Богу), искусством типа happening и искусством типа Гришковца. Вообще, моноспектакли в последнее время печально напоминают нечто среднее между откровениями в группе психологической поддержки для наркоманов и откровениями психопатов в духе "Декстера". "Марлен" получилась приятным исключением.

Причем, я ни разу не являюсь поклонницей самой Марлен Дитрих или ее творчества. Скорее, ее фигура для меня представала чем-то глубоко антипатичным - оттуда, из глубин прошлого, где околачивались Мэрилин Монро, Грета Гарбо, Эдит Пиаф - дивы прошлого.

Однако сам спектакль совершенно очарователен, ибо он создает портрет не просто Марлен - неважно, в общем-то, была она такой или не была - но сам образ, представленный в нем, сыгран безупречно.

ЖЕНСКОЕ

- Как ваши ноги, мисс Дитрих?
- Они легендарны. (с)

Перед нами - ветеран войны; ветеран войны вполне физической, и ветеран войны духовной.
После окончания битвы ветеранам полагается тихо гнить, не подавая признаков жизни, выползая исключительно на юбилеи победы, либо умереть героями и стать легендами.

С женщиной, которая перед нами, этого не произошло. Она имела наглость выжить, зарабатывая тем, что умела. Она не оправдывала себя, не пыталась казаться святой, она искала денег, а не славы, и единственное, чем манила ее слава - так это перспективой монетизации.

И поединок души с деньгами дорого обошелся ей.
Балансируя между любовью к искусству и потребностью в деньгах, так или иначе, приходится отступать и оступаться. Это и жертвование личной жизнью, и смерть друзей - наркотики, суициды, криминальные драмы, - и липкая зависть тех, кто остался ниже уровнем, кто планку так и не преодолел.

Это жемчуга поклонников, которые жили ее фильмами, и письма от них, и особое чувство - ведь для кого-то Марлен Дитрих была смыслом жизни, или, по крайней мере, им так казалось.

На какой-то момент она и то, что она делала, спасало людей, давало им силы жить - как некогда с войсками союзников, когда Марлен отправилась на фронт поддержать войну против нацизма. Сложно представить, что должна была чувствовать женщина, отказавшая Геббельсу в его просьбе о съемках кино, когда спустя многие годы она уже не могла отказать никому - или же не хотела.

Вообще, много можно написать мелочей, которые оценят именно женщины - и которым я в первую очередь рекомендую посетить этот спектакль. Потому что это история о них. О них и для них. Рассказанная именно так, как рассказала бы любая из нас, которая мечется, выбирая между жертвованием себя во имя семьи и очага - или, опять-таки, жертвованием ради искусства или того, что под ним понимается.

Ибо жертвы приносить необходимо все равно.

БОГЕМНОЕ

Кстати, постановка эта глубоко неполиткорректная. Феминисткам из клана радикалов делать там нечего. Как, впрочем, и поборникам патриархата в его лубочном варианте. Сейчас вообще с адекватным искусством - к которому "Марлен" и причисляю - напряженная ситуация.

Запутавшись в бесконечном самоанализе и диалектике, режиссеры подчас производят такие тонны новаторского "искусства" - а писатели книг, а художники - картин и выставок... - что идея, если и присутствует изначально, теряется, и до зрителя не доходит.

А мы, зрители, капризный, туповатый, пресыщенный народ. Нам подавай разжеванное, подогретое, и, желательно, с низким содержанием холестерина.

И тут "Марлен" - спектакль, со всем, что "полагается" спектаклю иметь - и все же такой бесконечно понятный, актуальный, легкий, при этом - заставляющий задуматься. Иногда новое - это хорошо забытое старое. Классическая школа театрального искусства в новом прочтении - которое, при наличии Дара у авторов, никогда не надоест.

И тут я могу предвосхитить недовольное бурчание: "Где обнажёнка" или "Мы сто раз ели эти биографии и жизни замечательных людей, мы хотим трэш". Я более чем уверена, что таковым зрителям "Марлен" не понравится с самого начала. Несмотря даже на то, что биография Дитрих насыщенна "как бы пикантными" подробностями. Что могу я сказать вам, тонкие вы мои ценители? Подать талантливо трэш удается Тарантино. Но вы, вашу мать, ни разу не Тарантино. В приличное общество психо-нудистов давно не пускают. В приличном обществе - которое, я не сомневаюсь, в лице добрых друзей прочтет эти строки - знают, что понятие "классика" отражает не гарантию непременной любви, а гарантию качества.

Понравится или нет - это уже дело вкуса. А вот качество "Марлен" - вполне классически стопроцентное.
Я вот, например, не люблю Достоевского. И знаю, чем закончит дни свои Мадам Бовари. И вполне понимаю, что все ходы и сюжетные повороты были известны еще кроманьонцам, однако они не устареют никогда - как не устареет для живущего понятие жизни.

ВЕРДИКТ:
премьера "Марлен" безусловно великолепна, театр "Круг" безусловно достоин особого внимания и поддержки, элитарное искусство живо!
За компанию в посещении благодарю Тату и Омегу. Для желающих приобщиться к прекрасному - контакты для заказа билетов:
+7-921-44-74-363
В Питере - недалеко от метро Пушкинская или Звенигородская, Подъездной переулок, дом 12, студия 205

jdm? cjdtn, rekmneh-vekmneh? rbyj? rybub? k.lb? k.

Previous post Next post
Up