Последний в этом году книгообзор, я так думаю.
Недавно, давно и вообще прочитанное.
ПС: я писала этот пост три недели. Он пропадал шесть раз, я его бросала и вновь писала. Только что выключили свет - и чудом остался жив ноутбук. Кто его прочтет - что-то с тем случится, наверное. Эгрегор! Инвольтацыя!
1. Инесса Ципоркина "Власть над водами пресными и солеными". Автор говорит, вскоре грядет открытие сайта, будем надеяться. Роман (или все-таки повесть?), которую я отнесу к любимому мною жанру психиатрической повести. Главная героиня попадает в мир галлюцинаций, но не окончательно - поскольку галлюцинации неустойчивы, их... хотя, в принципе, это лучше прочитать .
Мое мнение: психиатрическая проза предполагает не столько фактическое знание материала или личностный опыт, но, скорее, готовность к нему.
Тут есть реальная сложность: дневник реально сумасшедшего человека (вне зависимости от диагноза) может быть художественным и не слишком, может быть депрессивным и маниакальным, но вот превратить дневник в действие - повествование от первого лица, но для читателя, а не вопреки ему - требуется мастерство. Иначе же книга превращается в бессистемный сборник "По мотивам глюков".
Пример такой книги - Даниил Андреев, "Роза мира": я намеренно ставлю их рядом; только Андреев писал действительно "от первого лица", и был жутко нездоров, а у героини Инессы Ципоркиной, насколько может судить читатель, критика состояния сохраняется много дольше... да и автор и героиня люди очень разные.
Виват художественное!
Так вот, если рассматривать этот достаточно редкий тип повествования - в самом деле, галлюцинации и бред далеко не всем известны! - то есть два подхода: первый - отрицать experience, второй - полностью полагаться на него. Мы знаем, какое огромное влияние оказала "Роза Мира" на немного не в себе экзистенциалистов от литературы - Хаббард, завидуй, - но именно дух пафосной серьезности здорово отвращает от нее тех, кто ищет действительно событий и action.
Тем, кто остался недоволен скучными книжками глюков, безусловно, "Власть над водами" понравится.
Лично мне понравилась. Но еще по той причине, что главный персонаж не сломленный духом неудачник - а настоящий, возможно, почти буйный псих, ходящий по струне, псих женского пола - что здорово тешит после изучения вопроса о причинах большего процента гениев и маньяков среди мужчин.
По крайней мере, в такого психа мне верить хочется.
Автор -
inesacipa 2. Белянин, собрание сочинений.
В данный момент меня тошнит от серии "Багдадский вор", завтра меня, подозреваю, будет тошнить от "Ааргха". Но я все еще надеюсь.
Не знаю, откуда у русских писателей такая самоуверенность относительно сказок тысяча и одной ночи. Персидких, к слову. Нехалифатских - кстати. Далеких от морали - в принципе. И самих по себе очень смешных нередко. Ну взять например, рассказ про Сорок Невольниц. Или повесть о мудрой рабыне и черном сыне госпожи. Или всемирный цикл о Насыр-ад-Дине Хаджи. Юмор, который категорически не нуждается в переделках и приписках. Попробуйте пересмеять "восточную мудрость" - не получится, выйдет пошлость.
Ну вот она и вышла.
У меня нет хороших слов по этому поводу, а ругаться я стараюсь меньше. Однако это - случай неподцензурный, танья курва естеш , Белянин. В погоне за "поржать" - ну скажите, кому не хочется быть в центре внимания у компании, сидеть и травить байки, а? - он замахивается на мотивы, сюжеты и аллегории, в которых ни шайтана не понимает. Нет, для малообразованных и полуграмотных сойдет, конечно.
Зачем, дружок? Что тебе мешает посидеть с недельку над "Заветными Сказками" Баркова и выдать что-то тебе близкое, где достаточно будет поводов поржатеньки? ну там, "купец толстяка укусил"(с) или "кто-сь на кожуре поскользнулся и в навоз упал, ха-ха". Или про летающие на крылышках части тела, как у Пушкина в "Царе Никите". И смешно, и всем понятно, и не так глупо.
Но Белянин - как и всякий убозак, предпочитает играть в игрушки, к которым не требуется ни обучение, ни инструкция, ни тем более, знания. Знаете, обязательно в компании найдется бесталанный кретин, который начнет изображать незнакомый ему акцент - и не в отдельных словах, а целиком, да еще так безбожно и криво, что только морщишься. Ну вроде, "ха-ха! смешные бородачи в чалмах! ахахаха! бурубуру, насяльника! - чо, не понимаешь? ха-ха, тупой чуркан". Вот такой вот. Йумар. Курва мач!
3. Иштван Рат-Вег, "История Человеческой Глупости".
Это - жемчужина венгерской и мировой литературы.
Это одна из моих с детства любимых книг.
Если вы не будете смеяться в голос, когда ее прочтете - у вас нет здорового чувства юмора.
Ее читали в блокадном Сараево, и смеялись.
Ее зачитывали друг другу, стоя в очередях за талонами,
ее находили в блиндажах лесных братьев в семидесятые - перепечатанные на машинках, переписанные от руки целые главы. Она попадала под запрет в Румынии, и подвергалась цензуре в других государствах. Это книга-добро, книга, которая действительно делает мудрее и счастливее. Начинающим и продолжающим авторам (писателям, журналистам, всем-всем-всем) ее нужно прописывать, как лекарство. Такие книги сокрушают отчаяние, заставляют улыбаться, наполняют теплом.
Если кто-то не читал - я рекомендую.
Далее короткими комментариями:
4. Бэн Элтон, "Слепая Вера". Я уже многократно перечитываю эту антиутопию - и нахожу ее достойной немедленной экранизации. Это потрясающая, захватывающая, живая книга, пугающая и откровенная, и очень своевременная, глубже, глубже и глубже заставляющая задумываться и вглядываться в современное "цивилизованное" общество. Тут и антипрививочники, и движение за всеобщий "позиив" и откровенность, и бесконечное воспевание себя, и эгоцентризм, и отсутствие интеллектуальных интересов... прекрасная книга.
5. Маковский, "Сравнительный мифологический словарь". Для лингвистов, этнографов и ностратистов - обязательная, хотя и не бесспорная, книга. Но автор проделал огромную работу.
6. Джозеф Кэмпбелл, "Тысячеликий Герой" - эти две книги ставлю в пару, потому что они схожи по тематике, но вторая имеет большее значение для более широкого круга читателей. Эту книгу всем писателям альтернативных история обязательно читать.
7. Линда Сегер "Как хороший сценарий сделать великим". Не скажу, что это книга-откровение, но она бесспорно полезна как методическое указание. Написана доступно и в то же время охватывает широкий спектр вопросов. Применима не только к сценариям, в принципе полезна. Есть на русском, но на английском предпочтительнее, т.к. переводчики немного подредактировали оригинал.
8. Белова, "Славянский бестиарий". Не самый обширный, но старательно выполненный труд, в дополнение к "Мифологическому словарю" обязателен. Респект верстальщикам, видно, что ребята от души работали. Весьма полезен в лингвистическом плане славянистам, особенно после небезызвестного "Карпато-Балканского Диалектного Ландшафта" - монументального труда, к сожалению, по-прежнему целиком недоступного.
9.Меткое Московское Слово, Иванов, еще одна книга из тех, что обязательно должны быть прочитаны и местами даже заучены. После букероидных попыток изобразить старый язык Руси - настоящая москальская мова начала 20 века, эпоха предсмертного расцвета Империи, эпоха потрясающего "плавильного котла", которому, увы, не досталось шанса довариться до кондиции...
Категорически рекомендую, получите огромное удовольствие и будете смеяться в голос!
Это не псевдолубок и не дешевая реконструкция - это забытый, но живой юмор, настоящая русская шутка, искренние эмоции, тот дух, который так стремятся "восстановить" и все время уходят в сторону.
Книга, которая открывает перед нами жизнь прекрасной Москвы, которая до удивления похожа на сегодняшний мегаполис - остается собой вне зависимости от времени и политики, и которая капризна, изменчива и забавна.
За долгие годы перечитывания некоторые фразы и обороты у нас в семье вошли в цитатник)
"Швейцар! Там у окна (ресторана) человек как вещество лежит. Сдвиньте к магазину..." (с)
Я вас всех люблю, погода замечательная, мой котик самый мягкий, а читать хорошие книжки - самое большое удовольствие из доступных человеку!