Я иногда думаю: если посадить среднестатистического мифотворца за работу, чтобы он создал полноценный прекрасный народ, придумал ему историю, вдохновляясь чем желает, дать ему на это месяца три, а потом объявить, что он создал образ Злого Врага, а Героев должен придумать потом - как он отреагирует?
Хотя все мы понимаем, что Враги не менее важны, чем Герои (Свои), и вообще, для Врагов все в корне наоборот, все же - никто не хочет "за фашистов" (с)
В детстве мы с мелкими играли, и в играх обязательно спасали врагов. Причем оправдывали их тяжелым детством, деревянными игрушками, сиротством. Рано или поздно наши герои все объединялись вместе против сил тьмы - обычно в роли нее выступала эпидемия или неведомое зло, чтобы не персонифицировать - и, невзирая на внутренние противоречия, побеждали.
Мы были очень толерантными детьми.
Есть несколько приемов создания образа Врага:
1. Как в "Звездных Войнах" или "Дюне": Враги и Герои связаны родством, общностью происхождения, и стремятся, в общем, к одному и тому же: править, владеть, командовать. Причем в "Звездных Войнах" то, на какой стороне мы должны находиться вместе с харизматичными Героями, подчеркивается визуально, но не сразу; есть Чорный Властелин и его одинаковые сообщники, и пестрые Герои. Как вариант - "Ромео и Джульетта" - идеальная картина вражды.
Этот прием полезен, потому что позволяет сделать книгу или фильм, произведение более взрослым, но требует высокого мастерства для развития интриги. К тому же, месть как мотив вражды, хоть и стара, а работает всегда.
2. Как во "Властелине Колец", "Нарнии", "300": враги однозначно определяются по их мерзкому виду, стремлению к destroy-action и ничем с героями не связаны, хотя таят надежды переманить их. Герои несут в себе позитивный заряд, на стороне врагов же исключительно твари и гады, как внешне, так и морально. Все фильмы про супергероев тоже относятся к этой категории, практически всегда - ровно как и фильмы про зомби, и "Джеймс Бонд".
Это кино полностью удовлетворяет тягу к идентификации себя: все просто, свои хорошие, на той стороне Враги, и пафос и эпос точно на своих местах.
3. Как в криминальных драмах, и вампирских сагах (сагах, я сказала, а не сопливых сериалах), вроде "Блейда", "Другого Мира", где главные герои однозначно плохие - пьют кровь, едят людей, и у них есть Соперники, а Врагов нет, ибо Враги среди них - любой, несогласный с генеральной линией партии. Эти фильмы аморальны полностью, в них есть Главный Красавчик/Красавица, Главный Злодей (все очень Плохие), и есть тупо Жратва - все те, на чьей стороне обычно наши интересы.
Как ни печально, в последнее время этим приемом пользуются часто, слишком часто. А что? Делая всех априори слегка-Врагами (сомнительными типами в черном, употребляющими наркотики, убивающими без повода), художник рискует наполнить свой мир абсолютно беспросветной депрессией, но при этом потерять развитие сюжета. Ведь Враг и вообще противоборствующая сила - двигатель.
ХОРОШИЙ МЕРТВЫЙ ВРАГ
Однако проблема с образом Врага всегда маячила в искусстве.
Чего стоит хотя бы преувеличение количества врагов в хрониках, от простительного - в два раза, и до фантастических цифр.
Пример такого эпоса - история про трёхсот спартанцев. Никто не оспаривает отвагу спартанцев. Но право же, миллион персов представляются серьезными противниками. Особенно если там все такие же душки, как Враги из "ВК":
В Средние Века европейские мастера осознали было беду с образами Врага. Да и перед коллегами стало неудобно - особенно, если автор был из рыцарского сословия. Так, злые сарацины неоднократно спасали жизнь крестоносцам, а вроде как "свои" постоянно норовили подставить и облапошить. А в идеальном мире такого быть не могло.
Поэтому рыцарские романы одновременно полны образами благородного соперничества, и спасением из рук страшных бессердечных врагов. Надо сказать, что рыцарское "чтиво" до нас дошло тоже, но популярным не стало. Даже романы из Артурианского цикла полны врагами, при взгляде на которых хочется их не просто пожалеть - уже и вовсе непонятно, за что их было убивать: сын таких благородных родителей, полон достоинств и с послужным списком подвигов до Грааля включительно.
Зато романтические авторы 19 века все исправили: Враги стали еще хуже, Герои - еще лучше, и так мы и дожили до нынешнего века.
Именно тогда Враги обрели Чорного Повелителя и Орду Тьмы, жить стали в неотапливаемых сырых пещерах или Зловещих Цитаделях, говорить стали с Пафосом Большими Буквами, а мир захватить хотели исключительно для Тёмных Дел, Жертвоприношений и Насилия.
ВРАГ НУЖНЕЕ ДРУГА
Поскольку конфликт является основой движения вперед (и сюжета - тоже), то прежде, чем в красках представлять себе финальную битву добра и зла, а затем, конечно, свадьбу, важно представить, с кем будет сражаться Герой, и - что важнее - зачем. На этой стадии 70% произведений потерпят крах и написаны вовсе не будут, если их авторы зададут простой вопрос: что плохого сделали Враги Герою?
Например, для людей вампиры очевидно плохие, а вот для вампиров люди - очень даже хороши, особенно на вкус. Для советского солдата фашисты гады. Но для Ивана, оказавшегося с Пшёлты где-то на саамском хуторе, один отдельно взятый фашист никак не плох. Для сарацина крестоносец - непонятный агрессор, для крестоносца сарацин - враг по определению, а вот для Абрама Левита и тот и другой - понаехали тут, гои!
Если мотивация советского солдата понятна, равно как и мотивация сарацина, то мотивация человека, попавшего в конфликт со стороны, случайно, например, радикально будет отличаться. Кстати, я лично использую это как тест на адекватность. Представим себе среднестатистического крестьянина откуда-нибудь с высокогорья где-нибудь в сороковых. Коммунисты? чтоб им! Фашисты? еще туда же! хай бис йих похавав всих - по возможности, крестьянин будет вообще избегать общения с любой из сторон. Он не звал ни тех, ни других, и вполне очевидно, не испытывает симпатии ни к одной из сторон. Нормальный персонаж, увидев конфликт, не будет сразу кидаться в битву и принимать чью-либо сторону.
Однако могучая современная эпическая и псевдоэпическая литература, как правило, пренебрегает такими мелочами, как реальная история. Зато оперирует непроработанными, но очень пафосными образами. Враг? - ну он же плохой! на той стороне Чорный Властелин, и этого достаточно, чтобы против него города и веси поднялись, и, не щадя живота своего...
На самом же деле, никому такой размах и организованность не нужны. Что своя, что чужая армия - это голод, оброк, насилие и беспредел. Но если Враги нажмут сверху, то Свои, как бы плохи ни были, все же станут чуть белее и пушистее. И вообще, я с трудом представляю, как Армия Тьмы вербует своих сторонников. особенно, если на той стороне все Светло и Радостно, а тут - Властелин, панимаш, и ни туды, ни сюды. Ну, что-то вроде:
- Ты будешь жить в вечной Тьме, жалкий выродок, зубы твои сгниют (они у всех Плохих гниют!), девки тебя любить не будут, конь твой будет дохлый (если будет), будешь ты вечно в лохмотьях, бледен и голоден, а то и вовсе мертв, тебя будут унижать твои же соратники и командиры, а на твоей могилке никто не заплачет!
Ну что, вербуемся?)
Прекрасная проработка тематики - в "Апокалипсисе" Мэла Гибсона. Где нет никакого Врага как личности, а есть явление. Где просто так сложилось, что одним индейцам нужны были пленники, а другим ну очень хотелось жить. Никакого пафоса. Никаких свершений. Один отдельно взятый Лапа Ягуара бежит домой к семье через джунгли.
Весьма позитивный опыт снижения пафоса - в культовом "Пятом Элементе", где мир спасает таксист Корбен Даллас. При этом враг очень глобален и грозит реально уничтожить весь мир. С такой перспективой придется быть героем, не правда ли.
Религиозные Плохие прекрасны в "Хрониках Риддика" - ну вот желание у них такое, всех спасти смертью. Эстетика просто потрясная, к слову.
ВРАГИ ДЕТЕЙ
Я вычленила несколько правил для себя относительно Героики.
1) Если Герой ничем не выделяется на фоне своих соратников, а становится таковым на фоне Врага - в биореактор такой героизм
2) Если совершенно непонятно, чем Враг насолил, но Герой внезапно прет против - это попахивает манией
3) Если кровавая битва со Злом объявлена по причине непохожести Врага на белого и пушистого Героя - это фашизм, вроде в этой стране еще сажают; но это не мотивация, нет. Если только в дело не вмешивается хорошо обоснованная религиозная подоплека.
4) Если Враг картонный и плоский, и появился лишь для того, чтобы, оттенив Героя во всем его великолепии, пафосно сдохнуть - значит, с ним надо было разобраться на подходе, и не тратить времени на написание и прочтение
Ну и конечно, есть еще гиблое дело - все, подпадающее под лейтмотив "система Враг", все эти псевдоанархистские подростковые идейки, бунтарские на уровне "назло маме отморожу уши", плавно перерастающие в "назло системе нарисую фаллос на заборе", перенасыщенные детским пафосом и никакого заряда в себе не несущие.
Там, конечно, Враги ОЧЕНЬ плохие. Они жестоки, злы, они цинично топчут светлую идею и велят ложиться спать в девять вечера и строить демократию коммунизм что-нибудь полезное.
Дети - я разумею, конечно, в основном взрослых, действующих по детским мотивам и сражающихся с детством в себе - пишут по схемам, отражающим их социальное состояние. Они быстро сбиваются в стада, находят себе лидера - не самого сильного, не самого умного, и не самого смелого - обычно просто наиболее жестокого и безрассудного. Это становится сильно заметно, когда встречаешься спустя долгие годы со вчерашними "заводилами" - казалось бы, в школе ты гнул всех, а после жизнь нагнула тебя. И вдруг оказывается, что во взрослой жизни некруто переть против правил просто потому, что они есть, и за это ты быстро оказываешься на дне социума, некрутой и неинтересный. И вчера красотки томно млели, когда ты посылал толстую училку, а сегодня ты у параши, и конвоирам на тебя начхать, а млеют от тебя серьезные дядечки в наколках. И посылают - тебя, и попробуй не пойти. Хоп, мусорок, не шей мне срок
Но так хочется быть Плохим Мальчиком. Красивым Плохим Мальчиком.
Тут, конечно, омут. В этом мутном омуте много пафоса, эпоса и противостояния, многоточий и восклицаний. Чего стоят вопли конца девяностых и начала двухтысячных о дешевеньком апокрифе Толкиена, исполненном некоей Васильевой вместе с Некрасовой - "Черная Книга", где, если продраться сквозь бессмысленные многоточия - от восьми до сорока на одну страницу, и сквозь совершенно наркоманскую авторскую лингвистическую фантазию - одна идея: суки! обидели хорошего плохого парня! Он просто хотел щастья (с)
Это все - очень узскоспециальная литература, только для teen-minded ones, вне зависимости от паспортного возраста. Но так будет еще долго. Цивилизация еще в том самом периоде.
По сути, фашистские замашки молодежи и патриотизм двадцатилетних проистекает ровно из той же причины бессмысленного противоборства. Неслучайно в армию берут восемнадцатилетних. В этом возрасте очень просто быть против кого-то, вместе с друзьями - за Наших, вопреки воле Врагов. Армия лишь быстро научает использовать эту деструктивную энергию на благо обществу.
Повзрослев, уже не хочется бысть героем, и враги мельчают - ну как, всерьез, можно назвать Врагом тетку-кондукторшу, бабку в очереди, тёщу, соседа сверху? Хотя прорывает, конечно, бывает всякое.
ИЗБРАННЫЕ ЦИТАТЫ
Я вас слишком люблю, други мои. Поэтому не буду скучно цитировать апологетов "бей-убивай", где в очередной раз орки чеченцы штурмуют Минас-Тирит Безымянный Блокпост, и уже вот-вот перейдут Андуин Терек. Это не смешно, это очень грустно. Особенно, когда пишет дядечка, последний раз издалека видевший спортзал в конце девяностых, и с тех пор возомнивший себя знатным ветераном. Ну и естественно, судящий об орках по передачам на НТВ. Нет, я вас угощу отборненьким.
Темная Владычица величественно восседала на троне, который был сделан из черной стали, и его украшали гроздья алых рубинов. Владычица была красива - презрительный взгляд заполненных мглой глаз ,без просвета белка, длинные иссиня-черные волосы ниспадающие на плечи в замысловатой прическе, алые губы, уголок которых ехидно поднимался вверх, резкие черты лица , загорелая кожа (?!) и безумно дорогое бархатное платье ,расшитое теми же рубинами.
После такого все поняли, как выглядит зло. Очень дорого, пафосно и очень хочется стать Злым.
Ах да! Чуть не забыла, нам нужно в Светлую Империю,- откровенно ухмыляясь, закончила Владычица, т.к. точно знала, что все Темные не переносят самого названия Империи и без острейшей причины туда и ногой не сунутся.
Тут все прекрасно: и Светлая и Темная Империи (чтоб никто не перепутал), и вот это "т.к.", ну вот буквально всё.
"Не всегда были такими", - соглашается вторая Риэль - "но кадари поддались Белым Богам, извратившим их суть, а после застыли в этом новом состоянии. Когда первый гнев из-за предательства прошел, мы с Братьями пытались вернуть их - и не смогли".- И стали просто убивать, - шепчу я.
Ну вы поняли, что тут все строго наоборот, и Белые - плохие дяди?
-- Это ты управляешь нападениями? - без лишних формальностей обратился он ко мне. Я гордо промолчала, взглядом высказывая, что я обо всех них думаю и о нём в частности. ″Я им помогла, а они со мной как с вещью! ″ "Свободу, попугаям!" поддакнул внутренний голос.
Я в замешательстве. Вроде моя русский понимать, но тут...
- В случае отказа придется платить компенсацию в размере... трети нашей империи.
Я! Я хочу в такие места, где такие компенсации!
nbsp; В квартале воров - драка за власть.
В квартале убийц сплошные драки, кто круче.
А маленькие обаятельные девочки, такие как сама Карен, должны спасать свой заработок в пару золотых от досужих верзил. Все просто и понятно. Маленькие девочки тусуются в "кварталах убийц" - это, я так думаю, в авторском замысле что-то вроде Западного Дегунино, - и зарабатывают там своим детским обаянием баш в золоте. Одна, против злых дядек... Педобир рыдает.
А теперь извините, мне под руку попался истинный шедевр.
За 200 лет до описываемых событий. Я сидел на берегу у небольшой речушки и ждал Ладу. Я не видел ее уже лет десять. Все это время я путешествовал по миру и старался как можно дальше держаться от своего отца, не потому что я его боялся, просто мне не хотелось с ним пересекаться, чтобы он не знал меня в лицо. Я понимал что время для боевых действий еще не пришло, но ради этого я готов был прождать не одно тысячелетие. . Марта - кто? только что была Лада меня в этом не поддерживала, она считала что этим я ничего не кому ничего не докажу, но я был другого мнения. Она пыталась уберечь меня от ошибок, хотела меня исправить. Последний раз мы с Мартой встречались семь лет назад, для этого она даже нашла меня в Англии, мы с ней долго говорили, но она так и не могла понять, как важна для меня месть.
Начало многообещающее: кто-то, ждущий тысячелетиями мести Врагу-Папаньке. Люк, я твоя совесть
Я бессмертный, это единственное что дал мне отец от себя, хотя Лада утверждает, что кроме этого у меня отцовский характер. Наверное, она права. Я не хочу ничего отрицать, как мне не было противно, он мой отец. Сейчас мне чуть больше трехсот лет. И у меня еще будет много сот лет жизни, наверное этим отец возместил малую часть морального ущерба который он мне нанес .
Много сот лет. Ос это такой большой полосатый мух.
Прекрати ныть Лада, ты хочешь умереть, тогда умирай достойно, иначе ты сама трусиха, готовая в любой момент уйти, ты, которая научила меня быть храбрым, сейчас сидит передо мной и плачет, еще не много и я начну сомневаться в себе. Тебе уже две тысячи лет, а ты ведешь себя как маленькая. Перестань реветь!- сказал я все это на повышенных тонах, крепко держа ее за плечи. Сначала мне показалось что она меня сейчас ударит, или применит силу, но уже другого плана, но того и другого не последовало. Лада посмотрела на меня с неким подозрением, после чего изрекла одну единственную фразу: - Теперь ты готов быть Инквизитором. Марта была права. Теперь Лада про это, Марта вбивала мне это в голову на протяжении всего этого времени, она настаивала на том, чтобы я не забывал о своем предназначении. В чем оно заключалось, я так и не понял.
Мы тоже не поняли! Почему умирать? Где за две тысячи лет можно сохранить такую детскую непосредственность в реакциях? И где взять вещества вдохновение и самоуверенность автора?
nbsp;- Матвей, я хочу знать, зачем ты это сделал, если ты не ответишь, ты проведешь все оставшееся время до приезда моего отца на улицу, потому что я не могу находиться в одной квартире с человеком, который в любой момент может меня убить - сказала я.
- И все? Знаешь Матвей, даже если бы ты ампутировал мне руку, я бы все равно не уехала
- Я хотел, чтобы ты уехала с нами в школу как можно раньше. Я думал, что если я напугаю, то ты согласишься - сказал он мне.
Слова истинного последователя Бусидо! Все в них: преданность семье, презрение к смерти и пыткам, к врагу Матвею.
Но слушай же дальше, Сиятельный. За две смены рабочих ОНО разрушило нашу столицу! Подземный народ отказывается пить воду из водогона. Озверевшие толпы штурмуют замок Старейших, чтобы напиться из древних скважин. Великая прорицательница Гия выдает все новые и новые предсказания, одно другого страшнее, и требует включить ее в состав Совета, иначе все они сбудутся. Наши летописи уничтожены огнем, и только их копии удалось спасти. Город утопает в нечистотах - канализация разрушена. Ворье и разбойники чувствуют себя свободно - стражи охраняют Старейших. Это не секрет, что в подземельях благодать Леса не чувствуется... Наша магическая защита разрушена, ремесленники отказываются работать, пока... а, это не самое страшное! ОНО обесчестило благороднейшую Мию, дочь Первого Старейшины. Какой же удар для молодой психики!
Поскольку для моей психики читать это - удар покрепче, чем ОНО - ни разу не пародийное, о Всевышний, за грехи Ты караешь людей отсутствием чувства слова... - на этом дозвольте мне в корчах и судорогах скончаться.
Цитатге со всем содержимым ринадлежат их авторам, мир наш погряз во Тьме, а Чорный Властелин не дремлет.