Любовь и Сказка

Nov 23, 2012 07:26


Я сейчас буду необъективна и тупо завистлива: не сложилось у меня быть Золушкой, Спящей Красавицей, да и даже Красной Шапочкой. Зато сказки я люблю.





ТИПАЖИ И СОБЫТИЯ

Сюжет любовных отношений в 90% случаев прост - а каким ему еще быть? Посмотрите на окружающих: все познакомились довольно обыденно. Кто-то в метро. Кто-то в гостях у друзей. На лавочке. В кафе. В больнице. На работе. На танцах. Предсказуемость места обычно окупается своеобразным эффектом ожидания, когда именно в тот самый день в том самом месте герой романа оказывается по стечению причудливых обстоятельств, необычных, ну и случайных - как водится.

Золушка: попадает в ситуации, когда она (простушка, из другого сословия, из другого мира, и т.п.) поставлена волею судьбы на один уровень с вожделенным Принцем. Использующие прием забывают об архетипической развязке: Золушка убегает с бала, потому что обман вот-вот раскроется, и ее потом еще надо найти, причем туфельку примерить придется не к одной. Гусары - молчать! И о символике туфельки, и о примерке.

Сейчас почему-то в книгах Принцы сами вытаскивают Золушек из их колхоза - и роль Феи исчезает. А ведь соль сказки (ну и сюжета, драмы) именно в том, что без помощи Феи, которая помогает обмануть высшее общество и Принца - их встречи никогда бы не произошло, и туфелька так и осталась бы деревянным башмаком.

И этого же разряда и Русалочка - которая, будучи нелюдью, и хотела бы стать человеком, но не смогла, в оригинале скончалась, в новой версии выжила, однако обе сказки аппелируют к переходу в прежде (без волшебства, вмешательства) недоступное общество.

Спящая Красавица: один из вариантов со злой мачехой Белоснежки, которая травит падчерицу яблоком, боясь за ее расцветающую красоту. Есть вариант с уколом о веретено (Фрейд все сказал).  Красавица засыпает, и только прекрасный Принц моет ее разбудить, как водится, поцелуем. Ну, как и всякая древняя сказка, эта тоже о сексе. Только не надо обзываться озабоченной, это просто архетипичное зомбирование - как и всякая старинная детская сказка про людей. Значитца, семь гномов (ну или семь богатырей-братьев) красотку стерегут, и вот Принц целует ее, все живы, свадьба. В оригинале она просыпается, уже родив во сне двоих детей от заезжего короля. Ну, всяко бывает.

Если Золушка была активной девушкой, то Спящая Красавица пассивна, и ждет пробуждения чувственности (ото сна), и не отсвечивает в принципе, то есть, встречается с принцем в момент пробуждения (поцелуя). Фея здесь не нужна, как посредница, ведь у Спящей Красавицы аристократические корни, ну вдобавок семь строгих братьев, стерегущих ее.

Красная Шапочка: сказка о том, как Серый Волк способен испортить жизнь девушке, у которой нехорошая привычка гулять одной. В оригинале он ее просто съедает. В вариациях - ее спасает Охотник (Древосек).
Охотник, который мстит за поруганную честь Шапочки, освобождает ее из лап коварного Волка, и убивает последнего. По крайней мере, можно рассмотреть такой вариант (помимо частого в последнее время стокгольмского варианта - где Шапочка и Волк счастливо живут вместе). Кстати, стокгольмский вариант все больше распространяется в культуре - взять хоть пример с вампирами и оборотнями, которые из персонажей ужастиков превращаются в злодеев поневоле, которых надо жалеть, и которые становятся все более человечны. Да, человечество стало толерантным, ничего не попишешь.

Аленький Цветочек, Красавица и Чудовище.
Логично предположить развитие этого последнего сюжета, потому что, как ни крути, и орки, и вампиры, и прочие нелюди (включая так любимых  эльфов) - это враждебная изначально человеку нежить, и перебороть этого никто не в силах. Так, Чудовище, которому продалась за аленький цветочек Красавица, хоть и доброе, но страшное.
...
На базе этих архетипов можно построить бесчисленное множество сюжетов...

Но кое-что мы забываем все равно.
Психологически, конечно, в книге (сказке) важна развязка и разрядка, некая морально-идейная составляющая. В противном случае, любовная линия превращается в скучное до одури порево - для девочек с сознанием 11 лет или для взрослых скучающих тетенек имеет смысл, но только как зарядка для глаз. Сколько раз было так: лежишь себе в больнице (сидишь в электричке), и готов читать хоть Тайный Вестник, лишь бы не общаться с соседями?

Но хоть какая-то идея нужна все равно, особенно, если пишущий хочет хоть чуточку запомниться читающему.

Про Жанр: Почему Сказка
Сказка - это идеальный метод донесения мысли до человека. Фэнтези в этом смысле сохраняет все присущие сказки достоинства (если говорить о хорошем фэнтези), то есть, является сказкой для взрослых. Я не люблю деление литературы на жанры - есть плохая книга и хорошая, на этом для меня разнообразие того, что читают, заканчивается. Если оно хорошее (в моем понимании, разумеется), то  я буду читать все. Даже стихи)) даже белые!)

Вы уж не обессудьте - но вот сравнение.
Есть идея. Представим себе идею в виде некоего Гена. Чтобы Идея попала в Организм и воспроизвелась рибосомами организма, нужен вирус, который изменит ДНК Организма, так, что тот станет воспроизводить Ген в виде белка. Знаю, странное объяснение, но наиболее близкое к сути, на мой взгляд.

Сказка - это идеальный Вирус. Сказка пользуется проверенными дырами в сознании человека, которые оставлены самим воспитанием, и вносит любую необходимую мораль по желанию конструктора. Она обращается к внутреннему ребенку, который всегда готов учиться, который любопытен, и боится исключительно простых и осязаемых предметов, и не отягощен экзистенциальным страхом. Сказка воспринимается легче уже за счет того, что в ней отсутствуют явно реальные персонажи (при том, что они все же есть, просто называются и выглядят иначе). Сказка - не мистика, потому что мистика опирается на существующий опыт реальности, и противоречит ему. Сказка же воплощает альтернативную реальность, не угрожающую повседневности.

Как и всякий Генный Инженер, Писатель больше внимания уделяет форме Вируса (носителя), но часто забывает про собственно Ген (Идею).

СКАЗКА О ЛЮБВИ
Представим себе современную сказку для взрослых (фэнтези). Дарю сюжет...
Возьмем архетип, например, "Снежной Королевы", но будем на традиционной стороне - Герды и Кая. Ненавистная мне сказка, вся от начала до конца, потому и выбрала. Переиначим немного события: Снежная Королева получит имя, Кай и его девка подрастут, действо перенесется в альтернативную реальность.

Идеальный зачин! Коварная Снежная Королева похищает по каким-то своим мотивам Кая, а простая девушка Герда прет через тридевять земель его, зомби несчастного, спасать... если это любовный роман, шансов добавить столь любимого МТА секаса множество - тут тебе и принцы с принцессами, и вороны, и разбойники, и даже одна премилая разбойница (шалунья, да!).

Зачем изобретать велосипед, и почему любовное фэнтези в такой глубокой Ж? Неужели столь благодатная почва, как любовная баллада, не способна взрастить не то что розу - даже сорнячок?

...

лингвистика, история, чукча писатель

Previous post Next post
Up