Прожекты и перспективы

Dec 26, 2013 19:27

Канун нового года, однако. Люди солидные подводят итоги и строят планы. Я человек более чем солидный, поэтому подводить итоги мне некогда, а планы вырисовываются по мере приближения:) Но есть задумка начать серию публикаций про нас, тюрков. Это не отменяет всех прочих тем, но какое-то время татаро-башкирская тематика будет основной в моем блоге. Поскольку уже есть что предъявить, но высыпать это разом будет негуманно по отношению к окружающим:)
В качестве вступления, помимо предыдущего поста, размещаю статью, уже давно опубликованнную в "Южноуральской панораме", хотя этот вариант, наверное более развернут. Это краткая публикация про одного из башкирских старшин - Таймаса Шаимова.

Одна из фигур, сыгравших немалую роль в истории Южного Зауралья первой половины XVIII века - Таймас Шаимов. Один из батырей (батыров) башкир Каратабынской волости, Таймас Шаимов был человеком незаурядным, что и доказал. Каратабынская волость - крупнейшая башкирская волость, в Зауралье занимала территории от верховьев р. Миасс на оз. Ирдяги, вниз по р. Тече, с Калмацкого брода на Миасс и далее на устье р. Уй, вверх по Тоболу и далее вверх, к верховьям Яика (Урала). Слово «батыр» означало человека, доказавшего свою храбрость и удачливость в бою П.И. Рычков упоминал, что Т. Шаимов возглавлял пятитысячное войско башкир во время одного из их походов на киргиз-кайсаков (казахов). В первой половине XVIII в. шла борьба башкир с казахами за пастбища. В 1731 г. Т. Шаимов вместе с другими знатными башкирами сопровождал посольство Кутлу-Мухаммеда Тевкелева к киргиз-кайсакам. Казахи в ту пору были разделены на три жуза, иначе их называли «орды». Хан Младшего жуза, Абулхайр, прислал к Анне Иоанновне посольство с предложением принять его, вместе с его жузом, в русское подданство. Анна Иоанновна направила к Абулхайру переводчика Коллегии иностранных дел Тевкелева. По прибытии к казахам выяснилось, что письмо о принятии в русское подданство Абулхайр написал, не спрашивая согласия родовой знати. Знатные казахи, узнав о миссии Тевкелева, были разгневаны и изъявляли намерение убить его. Ситуация была сложная, тем не менее, спустя полтора года казахи Младшего жуза во главе с ханом Абулхайром, часть знати Среднего жуза, а также каракалпаки приняли русское подданство. Во многом благодаря помощи Т. Шаимова и еще нескольких башкир посольство завершилось успешно. Таймас был незаменим, поскольку хорошо знал реалии казахской жизни, был знаком с некоторыми влиятельными казахами. Кроме этого, герой нашего рассказа однажды спас жизнь Тевкелеву во время нападения враждебно настроенных казахов. О роли, которую сыграл Таймас Шаимов в посольстве, мы знаем из записок Тевкелева. За помощь, оказанную посольству, Т. Шаимов в 1734 г. был пожалован в тарханы (служилая знать, освобожденная от уплаты налогов, но обязанная нести военную службу), и был награжден саблей от имени Анны Иоанновны. Вскоре его избирают старшиной башкир Каратабынской волости.
Селение Т. Шаимова стояло на оз. Аргази - деревня Таймасово показана на карте, составленной геодезистом Иваном Шишковым в августе 1735 г. Более ранних подробных карт на эту территорию в нашем распоряжении нет. В 1771 г. П.С. Паллас проезжал через Таймасаул (Таймасову деревню), расположенный рядом с местом, где река Миасс вытекала из оз. Аргази. На некоторых дореволюционных картах оз. Аргази названо Таймасовым, так же, Таймасовым называл его в своем «Историческом описании Сибири» известный историк П.А. Словцов. Но это вовсе не означало, что Шаимов и его семья были «привязаны» к одному месту. В летнюю пору они уходили вместе со стадами скота к Тоболу. Одна из легенд рода Шаимовых гласит, что у него было несколько жен разных национальностей, в том числе башкирка, татарка, казашка и русская. Сколько у него было детей неизвестно, но имена нескольких сыновей, которым в 1734 г. подтвердили тарханство перечислены в документе: Сейн, Кусюкей, Корткачик, Абдулкарим, Рахметулла, Монсор. Старшим из них был, очевидно, Сейн. Как мы увидим дальше, это были далеко не все сыновья Таймаса.
В 1734 г. начинает свою деятельность на Южном Урале Оренбургская экспедиция, одной из задач которой было строительство города при впадении р. Орь в р. Яик (Урал). Для подвоза продовольствия к строящемуся городу в верховьях Яика ставят Верхояицкую пристань (Сегодня город Верхнеуральск). Место для постройки пристани было выбрано при содействии Т. Шаимова, который к тому времени был уже старшиной башкир Каратабынской волости. В 1735 г. начинается восстание башкир, вызванное деятельностью Оренбургской экспедиции. Но далеко не все башкиры принимали участи в восстании, значительное их число не пожелало вступать в конфликт с властью. В числе этих башкир, которые в документах назывались «верными», был и Таймас Шаимов. 10 октября, прибыв в Чебаркульскую крепость после закладки Челябинской крепости, полковник Тевкелев писал: «а старшины Кусямыш, Уразай, Таймас, Кутукан здеся своею волею при мне». Скорее всего, старшины присоединились к Тевкелеву еще до его прихода в Чебаркуль и присутствовали при основании Челябинска. Затем на землях Каратабынской и Барынтабынской волости был построен целый ряд крепостей, в том числе Челябинская, Миасская, Троицкая, Уйская. По прошению Т. Шаимова, в 1740 г. Сенат издал указ о размежевании башкирских земель и территорий, отведенных к крепостям - Таймас просил определить границы, чтобы жители построенных крепостей не вторгались на башкирскую землю, а свои посевы обносили городьбой [1].
Потомки Т. Шаимова были старшинами Каратабынской волости, заседателями судебных учреждений Челябинского уезда. После создания башкиро-мещерятского войска все башкиры стали относиться к служилому сословию и тарханство потеряло свое прежнее значение. Сыновья Таймаса - Ялтыр и Аитбай (очевидно, младшие дети, поскольку в документе 1734 г. они не упоминаются) просили, чтобы их и их родственников, как потомков Таймаса Шаимова, получившего в 1733 г. тарханную грамоту от Анны Иоанновны, посылали на линейную службу ( то есть на пограничную линию) есаулами и сотниками. 24 апреля 1787 г. было вынесено решение Уфимского наместнического правления, потомков Т. Шаимова направлять на линейную службу на «чиновничьи» должности- слово «чиновничьи», в данном случае, означает не бюрократические должности, а «чины» военные, то есть те самые звания есаулов и сотников. Ялтыр Таймасов, наверное, оставил самый заметный след в жизни нашего краяиз потомков Таймаса Шаимова - его имя носит деревня в современном Аргаяшском районе Челябинской области. Она не была названа в его честь, просто он ее основал. Точно так же, как деревня на озере Аргази называлась Таймасова по имени его отца. Большая часть башкирских и татарских деревень в те времена назывались именно по имени человека, который поселение основал. Сегодня потомки Т. Шаимова живут в разных городах и селах Челябинской области и за ее пределами.

Таймас Шаимов, табын, История Южного Зауралья

Previous post Next post
Up