Способ переправы - еще про мост

Dec 10, 2014 11:15

Итак, челябинские власти решились строить серьезный мост, по проекту архитектора Чигиринцева. Предполагалось, что он будет поставлен на свайно-распорных конструкциях вместо привычных "свинок" или "быков".  Поскольку строить собирались большой серьезный мост, ясно было, что в какой-то месяц, как в прежние славные времена, строительство не уложится. Рассчитывали на полгода строительных работ, а, следовательно, надо было предусмотреть, каким образом можно будет переправиться с одного берега на другой, пока будет строиться новый мост. Видимо тогда впервые в истории Челябинска был построен временный мост. Как уже говорилось раньше, мост со времени основания Челябинской крепости практически не менял своего места расположения, и все перестройки и ремонты происходили в том районе, где разворачивалис памятные челябинцам работы по перестройке Кировского моста в 2000-х годах. У самого моста, примерно между тем местом, где сегодня стоит памятник Прокофьеву и берегом реки, стоял деревянный дом, в котором размещалась городская больница. Утром 22 мая 1880 года обитателей лечебного заведения разбудил стук молотков и топоров рабочих, ломавших забор больницы, с тем, чтобы начать строительство временного моста. Как оказалось, главный врач больницы совершенно ничего о строительных планах и перспективах не знал и обратился в городскую думу за разъяснениями. Там его успокоили, объяснив, что скоро больница переедет, поскольку рядом с мостом и центральной торговой площадью города для нее не самое лучшее место. Больницу действительно вскоре перевели в новое здание. А временный мост был построен практически там же, где при перестройке Кировского моста в 2000-х годах был устроен пешеходный мост. Уже все было готово к началу строительства, но… в июне 1880 года умирает архитектор Чигиринцев. Городская дума принимает решение строить мост по проекту покойного архитектора. Был заключен договор с Троицким купцом 2-й гильдии Петром Никитичем Набатовым, по которому он брался построить новый мост. Начать работы он должен был не позднее 30 июня 1880 года, а закончить не позже 30 декабря того же года. Недоверие думы к новшествам взяло верх - опорами нового моста  были такие же свинки, как и у его предшественников, начиная с 1736 года. Единственное отличие, что срубы эти были узкими, вытянутыми по течению и с того конца, который приходился против течения, заканчивались ледорезом - заострением, обшитым листовым железом.


Ледорезы на концах рубленых опор моста

К апрелю 1881 года мост был полностью достроен и принят думой. Все строительство обошлось в 10269 рублей. Кроме моста, на эти деньги была отремонтирована каменная набережная (об этом в следующих сериях) и отсыпана дамба, предохранявшая от наводнений Хлебную площадь - сегодня это сквер перед кинотеатром «Родина». Сам мост был солиднее своих предшественников: ширина проезжей части около 8 м, и, кроме того, были сделаны по обеим сторонам моста «панели для пешеходов», т.е. тротуары, по 1,5 м шириной. Но верхом новизны были беседки, обустроенные по сторонам моста, скорее всего, опорой им служила поверхность ледорезов, можно было сидя в беседке, любоваться бегущей водой и вообще окрестностями.


Фрагмент панорамы Челябинска Павла Пясецкого. На картине зафиксирован вид конца XIX века, точнее, 1895 года. Кстати, деревянный дом у моста - старая городская больница, еще стоял.
Однако эта красота существовала недолго. В 1897 году мост отремонтировали, заодно расширив его проезжую часть до 11 м. Тротуары сделаны такими же, как и были, по 1,5 м, а вот беседки убрали, оставив лишь небольшие площадки над ледорезами, вымощенные в один уровень с мостом. Видимо и это оказалось слишком большой роскошью, и на фотографии 1910-х годов мы уже не видим никаких площадок.



Следующая часть истории моста относится уже к советскому времени.

История Челябинска, Миасс, реки, мост

Previous post Next post
Up