Способ переправы - Паром. Река Миасс и около в XVIII - начале XX века...3

Dec 06, 2014 18:19

Мост через второй (северный) рукав реки так и не был построен, его заменяла плотина, а плотину регулярно размывало, к тому же по высокой воде и проехать по ней было невозможно. В половодье сообщение между центром и Заречной частью города прерывалось. Выход нашелся - городская дума организовала лодочную переправу через Миасс во время наводнений. Трудно сказать с какого времени берет начало такая форма переправы в Челябинске, но в 1820-е годы это была уже вполне сложившаяся традиция. Дума загодя, в марте, назначала торги, на которых каждый желающий мог предложить городу свои услуги в качестве перевозчика. Побеждал тот, кто предлагал наиболее выгодные для города условия. Причем «тендеры» XIX века отличались тем, что были обязательны «переторжки», то есть повторные торги - на тот случай, если вдруг объявится новый поставщик услуг, желающий поучаствовать в конкурсе, или у старого победителя какие-нибудь проблемы возникнут.


Так в 1822 году торги выиграл Иван Смолин, предложив городу за содержание перевоза 12 рублей. После проведения торгов дума заключила со Смолиным «условие», то есть договор. Приведем здесь основные пункты этого договора: «1-е, иметь ему для перевоза столько лодок, сколько надобность потребует и в такой исправности, чтоб переезжающим никакой остановки и опасности быть не могло. 2-е, нанятым от него людям являться для перевоза ежедневно в 4 часу и находится там безотлучно до 9-ти часов вечера. 3-е, за перевоз брать с человека не более трех копеек, с лошади пятьдесят копеек, с тяжелого воза один рубль, с простой телеги пятьдесят копеек и с повозки один рубль. 4-е, Служащих в городской думе и полиции и прочих, имеющих надобность переезжать по делам службы, перевозить ему Смолину безотговорочно и без малейшего задержания не требуя и не взыскивая за то никакой платы. 5-е, При таковой отдаче в содержание мещанину Смолину перевоза, кроме его и нанятых им работников никто другой пользоваться тем не может; есть ли же кто пойман или уличен будет в самовольном перевозе кого бы то ни было и хотя бы одного человека, такового подвергать каждый раз платежу пени десять рублей, из коих половину отдавать содержателю Смолину в вознаграждение причиненных ему убытков, а другую половину причислять к городским доходам». При этом человек подряжался содержать перевоз не конкретный срок, скажем в течение одного месяца, а «на все весеннее время ныняшнего 1822 года, сколько во оном надобность будет».
И спустя двадцать с лишним лет, 11 марта 1846 года, в журнале городской думы появилась запись: «время разлития реки приближается, почему и надлежит… вызвать желающих к торгам на взятие в содержание существующего в здешнем городе во время весеннего разлива воды, чрез прорыв реки Мияса перевоза». Условия договора, заключенного с победившим на торгах мещанином Данилой Комольцовым, в целом такие же как в 1820-е годы. Добавляется один важный пункт - для перевоза Комольцов обязан использовать паром, построенный думой специально для этих целей в 1842 году. Все-таки  развивалась ситуация, вот и паром построили… Правда паром был, похоже, невелик размерами - в 1848 году, когда пришло время очередного ремонта моста, рассказ о котором дальше, дума решила заказать новый паром. Старый строился в расчете на перевоз только через прорыв, то есть старицу, да и грузоподъемность его была невелика. Интересная подробность - в качестве понтонов, несущих паром, обеспечивающих его плавучесть, в старом пароме использовались лодки, долбленые из цельных бревен - «комяги». Новый большой паром построили аж 13 аршин в длину и 7 аршин в ширину, примерно 9 х 5 м. Высотой он был чуть меньше метра и должен был поднимать груза не менее 1500 пудов - 2,4 тонны. Построить его, в течение 10 дней, взялся мастеровой Златоустовского завода Василий Кондратьевич Райков, плата за работу составляла 30,6 рублей. Паром был построен и, судя по всему, использовался, но однажды, спустя несколько лет городская дума вспомнила про него и обнаружила, что останки плавсредства приткнулись у берега, а все железные детали, полезные в хозяйстве - скобы, стяжки, полосы, стягивавшие настил - исчезли. Был ли паром восстановлен - не знаю.
Казалось бы, речка - всего ничего, а какая бурная история переправ. И я ведь не очень плотно этим вопросом занимался. а если поднять тему поосновательней, то еще много интересного вяснится. Но это еще не окончание, продолжение все еще следует.

История Челябинска, Миасс, паром, мост

Previous post Next post
Up