Образовательная серия

Nov 10, 2019 19:35

Американские доллары не всегда были такими скучными, как сейчас. В XIX веке они были больше по размеру раза в полтора и богато украшены.

Самыми красивыми из всех по праву считаются банкноты так называемой "образовательной серии" 1896 года. Тогда директор Бюро гравировки и печати в первый (и последний) раз решил не ограничивать фантазию художников, и предложил им сам придумать сюжеты. За каждый принятый дизайн он пообещал заплатить 800 долларов - немалые деньги по тогдашним временам, двадцать тысяч в современных ценах.

Художники с энтузиазом взялись за дело и нарисовали целые картины в модном тогда классическом стиле - с кучей разных аллегорических фигур, подчиненных общему символическому сюжету.

Долларовая бумажка, которая и дала название всей серии, называлась "История дает урок юношеству". Юношество представлено тут маленьким мальчиком, а сама история возлежит на античной подставке и указывает пальцем на раскрытую Конституцию США. Вдали виден Вашингтон с памятником Вашингтону же и Капитолием вдали. На рамке в лавровых венках фамилии американцев, прославивших страну.



На обратной стороне мы видим чету Вашингтонов - Джорджа и его жену Марту, в обрамлении гильошей. По углам прелестные личики крылатой Свободы.

Оцените мастерство рисунка на вот этом увеличенном фрагменте:



Появление этой банкноты вызвало небольшой скандал. Идейным американцам не понравилось, что Марта и Джордж находятся на расстоянии друг от друга. "No one should come between them" - жаловались они.

А вот двушка. Попробуйте догадаться, что тут символизируется.



На обратной стороне изображены Фуллтон - изобретатель парохода и Морзе - автор телеграфа. А на лицевой стороне - догадались? Нет? И правильно, потому что догадаться невозможно. Там - барабанная дробь...

Наука (в центре) представляет Пар и Электричество (детские фигуры) Коммерции (сидящая женщина с мешком долларов)  и Промышленности (дама с шестеренкой).

Вот увеличенная часть рисунка:



А вот альтернативный дизайн, который в серию не пошел. Здесь нарисованы Мир и Война.



И наконец пятерка, на который уже не просто сценка, а целый митинг или народные гуляния.



На обратной стороне портреты двух генералов - Гранта и Шеридана. Прекрасная крылатая женщина в центре вверху, по слухам, была подозрительно похожа на жену главного гравера Бюро.

А девиз лицевой - "Электричество - сила владеющая миром".

В центре мы видим это самое Электричество в виде крылатой женщины со светящейся лампочкой в руках. У нее за спиной в колеснице едет бог Юпитер, держащий в руках молнию. Ток из молнии идет прямиком в провод лампочки - это если вам интересно, как она запитана. Рядом с Электричеством Слава, дудящая в трубу над картой Штатов. Возле Славы - американский Орел, хранитель страны вообще и конкретно Вашингтона, вырисованного на заднем плане. А справа от Электричества - Мир с голубем в руках.

Современному человеку вся эта сцена, перенасыщенная разными аллегориями, кажется комичной. Какое-то мифологическое крылатое существо с банальной лампочкой в руках - разве это не смешно? Они бы еще дали ей в руки чайник и электродрель. На самом деле это наглядная иллюстрация, как общественное сознание обычно отстает от технических новшеств. Уже есть электричество, но художники все еще мыслят фигурами античных богов и богинь и стилем времен Возрождения.

Предполагались банкноты и других номиналов, но из них была подготовлена только одна, да и то частично. Вот она:



Это Сельское и Лесное хозяйство, а рядом с ними Запад (мальчик с голубями) и Юг (мадам с виноградной лозой).

Новая серия очень понравилась публике - и было за что, но остались недовольны банкиры по чисто практическим соображениям. По углам не было больших цифр, что путало кассиров, а из-за обилия мелких деталей банкноты, поистершиеся в обращении, плохо выглядеть. Кроме того, на лицевой стороне не было гильошей, которые считались тогда главным средством защиты от подделок (водяные знаки на американских деньгах появились только через 100 лет).

Бюро гравировки и печати внесло некоторые изменения в клише, чтобы исправить эти недостатки. Но тут сменилась власть - старый Секретарь Казначейства ушел в отставку, а новый был ярым противником художественного дизайна и считал, что деньги должны быть простыми, четкими, без лишних фокусов и похожими друг на друга.

Так что после Образовательной серии доллары становились все серее и унылее, пока не закончили выпусокм 2009 года, больше похожей на фишки для игры в "Монополию", чем на мировые деньги.

доллар, дизайн, история, бонистика

Previous post Next post
Up