Пожалуй, индивидуальная рекомендация - это лучшее, что я умею делать. Не буду переписывать текст учебника по работе с читателем (читателями), расскажу о том, чему научилась за почти тридцать лет занятий педагогикой чтения (это у меня специализация такая в дипломе).
Все, что я убрала под кат - мое личное мнение, основанное на опыте ошибок и успехов, моих собственных и коллег.
Чем отличается рекомендация профессионала от дружеской?
Во-первых, планомерностью. То есть, профессионал при рекомендации в уме намечает пути дальнейшего развития читательских потребностей и интересов.
Во-вторых, профессионал всегда работает только по запросу читателя.
В-третьих, я считаю, что библиотекарь не имеет права делиться даже с коллегами своими наблюдениями за чтением определенного читателя, поскольку через анализ духовных потребностей узнает чрезвычайно личные тайны человека.
В-четвертых, библиотекарь в ответ на читательский запрос должен представить обязательно несколько книг на выбор и усмотрение субъекта чтения. Также обязательно нужно раскрыть, в чем разница между ними, чтобы облегчить и ускорить выбор.
Прежде всего, необходимо отобрать свой собственный «золотой фонд» литературы, наилучшим образом соответствующий твоему собственному идеалу человеческой жизни. Это будет твоя палочка-выручалочка в наиболее сложных случаях, когда человек совсем не знает, чего хочет.
Следует также создать собственную иерархическую классификацию литературы и соответствующую ей типологию читательских интересов. Ей не нужно быть чересчур сложной, а то в первые годы работы у меня получилась классификация из пятнадцати, что ли, уровней, считая за отдельные уровни переходные моменты. Я-то, конечно, с ней управлялась, но обсудить ее с коллегами, поделиться, так сказать, передовым опытом не вышло :-)))!
Теперь уже можно обозначить, чего человек хочет от желаемой книги.
Традиционно все разнообразные читательские потребности делят на три группы, расположенные условно над друг другом: 1. Развлечение - это базовый уровень; 2. Поддержание социального статуса, в том числе и так называемое «практическое» и профессиональное чтение; 3. Личное чтение - это экзистенциальный уровень, который я в разговоре с читателем называю «чтением для души», в отличие от «чтения в метро» или «чтением для дела».
Возьмем, для примера «Люди как боги» Сергея Снегова.
1. Жанр - космоопера, отношение автора к своему произведению становилось все более серьезным, происходило переосмысление. Если читателю понравится, то это трилогия. Легко заметить, что лазеры, аннигилляции и прочие атрибуты космической войнушки - совсем не главное в книге, хотя драк и боев, на мой взгляд, вполне хватает, чтобы не заскучать. Так что читателю от развлечения до смыслообразования можно сделать только один шаг, и кто захочет, тот этот шаг сделает.
2. Может ли эта книга быть полезной для поддержания социального статуса? Мне кажется, что да. Проблема киборгов, бессмертия, союзных отношений, развития цивилизации - вполне любимые темы для дружеской беседы. Можно заглянуть в сообщество ЖЖ:
https://lkb-snegov.livejournal.com/ и Вконтакте:
https://vk.com/club312955.
3. Об этом уровне невозможно говорить беспредметно. Каждый находит свой смысл.
Меня, например, более всего беспокоит козыревская идея, высказанная в «Кольце обратного времени», о том, что в звездах сгорает время и поэтому мы не видим всех возможных звезд. Есть и еще проблема, связанная с биографией автора, о коей говорить мельком я считаю неуместным, а для того, чтобы говорить подобающим образом, мне не хватает философского образования и вообще...
Профессионал, кроме того, в отличие от других людей «начитывает» много информации из самых разных источников разного уровня, пытаясь составить информационную картину мировоззрения современного человека: какие темы наиболее актуальны, нужно ли скорректировать годовой тематический план своей работы и так далее и тому подобное.
Пожалуй, прерву свой рассказ о профессиональной рекомендации на формулировке основных отличий ее от дружеской рекомендации.
В следующий раз на примере своей неудачной рекомендации покажу, как подобрать подходящего читателя для хорошей книги.