Категории библиотекарей

Mar 04, 2019 13:04


Мне очень интересно просматривать топ ЖЖ. Так я узнаю, что волнует моих наиболее творческих и умных сограждан (ну, я полагаю, что ЖЖ - это социальная сеть для интеллектуалов), тех, кто хоть на пол-головы, но все-таки выше меня. И, конечно, когда они обращают внимание на библиотечное дело, их посты меня начинают просто волновать: чего ждут от библиотек современные читатели, задающие тон в обществе? Каким должен быть библиотекарь, чтобы быть нужным современному читателю?



Согласитесь, что в учебниках такого не напишут еще какое-то время: пока все уложится и проанализируется социологическими исследованиями, пока прояснятся тенденции и сформулируются ответы на запросы времени, и так далее и так далее. Тем более, что запрос пока, как мне кажется, не сформулирован даже у наших лучших пользователей. Рискну, пожалуй, поговорить на эту тему.

Итак, в топе статья о том, что представляет собой национальная библиотека Беларуси - воплощение национального духа, - скажет любой посторонний. Точно такую же роль в России играют две национальные библиотеки мирового уровня: бывшая публичная библиотека имени Салтыкова-Щедрина (Ленинград) и бывшая библиотека имени Ленина (Москва). Как подразделялись функции, чтобы избежать дублирования, и что происходит теперь - это специальная область «организация библиотечного дела», интересующиеся пусть обратятся к официальным материалам. Я хочу написать о том, чего нет ни в впечатлениях украинского ученого, ни в комментариях автора статьи. Нет людей, работающих в этой библиотеке. Кто-то проводит экскурсии по ней... Кто? Разумеется, экскурсовод, верно? А кто он, этот экскурсовод? Странно, что никто не задался вопросом?Вам не странно, что никто не задался Странно, что никто не задался этим вопросом? Люди работают с документами. Кто-то, значит, подготовил эти документы для работы, чтобы человек пришел, все нужное нашел, получил, сложил в корзинку, сел на рабочее место - и приступил к своему труду. Кто это сделал? Пушкин или английский король? Нет, всю содержательную подготовительную работу проделал человек, оставшийся за кадром.

Читатель пришел с запросом. Библиотекарь помог ему уточнить запрос, подобрать нужные документы - бумажные и электронные, принес запрошенное, оформил выдачу материальных ценностей на руки, внимательно следит за тем, чтобы не осталось не удовлетворенных информационных запросов, принял ненужные больше документы и так далее.

Далее. Кто создает выставки, о которых рассказывается в статье? Кто формирует план работы библиотеки, даже самой главной? Опять-таки, библиотекарь.

И если национальная библиотека - это воплощение национального духа, то кто же там работает? И в чем цель работы этого человека? Понятно, что я имею в виду? Кстати, посмотрите на выставку, посвященную Скорине, которая вызвала восхищение посетительницы и автора блога с этой точки зрения. И подумайте, как будет называться аналогичная выставка в одной из российских национальных библиотек, хорошо? Представили? а последствия успеха этой выставки вообразили? То-то. Вы, конечно, можете вообразить, что я чего-то там политизирую, но, государи мои, опасно не замечать очевидного, библиотекари, можно сказать, всегда были идеологическими работниками, проводниками государственной внутренней политики. Нельзя недооценивать ни врагов, ни союзников, нужно считаться с теми, кого недалекие люди полагают «серыми мышками», этот стереотип никогда не соответствовал истине, а сейчас тем более.

Но давайте спустимся с высот духа на уровень районной библиотеки, давайте посмотрим, кого может встретить неравнодушный читатель там.

Во-первых, это организатор. Он - лицо библиотеки, он создает ее проект, он отвечает за то, чтобы все работало сейчас - мебель, компьютеры, фонды, базы данных, штаты, водопровод, план работы библиотеки, будущие площадки с их профилями деятельности - все это он. Во-вторых, каталогизатор. Этот человек всегда в идет в ногу с временем и рассказывает о современных новинках и тенденциях коллегам. поскольку львиную долю времени он проводит с непрерывно поступающими документами, внося их в библиотечные документы, описывая их библиотечным языком, читатели видят его редко. Однако без него вся работа встанет. В-третьих, библиограф. Читатель встретится с ним, когда обратится с очень сложным запросом. Библиограф заботится о том, чтобы раскрыть богатство фонда читателю (а как читатель рассматривается любой человек, переступивший порог библиотеки, просто по умолчанию - принцип общедоступности фондов, видите ли), выставки, разные библиографические пособия, то есть он постоянно думает о том, что может быть читателю занимательно, полезно или необходимо знать и где он может эти знания получить. Об эстетическом направлении идеальный библиограф тоже не забывает, просто я лично занимаюсь познавательными интересами. В-четвертых, хранитель. В каждой уважающей себя библиотеке есть старый фонд литературы, сохранившей свою ценность, но при этом не слишком востребованной. Такую литературу убирают в запасник, где поддерживают в рабочем состоянии до момента, когда ее можно будет либо безболезненно списать, либо передать на депозитарное хранение. Человек, который там работает, может быть и переплетчиком, и реставратором. Но главное - он, как и комплектатор, следит за направлениями, по которым нужно собирать фонд, что будет актуально из уже имеющегося. От него зависит, что получит читатель в библиотеке. И, наконец, методист - этот человек чаще работает со своими коллегами, чем с читателями. Он обучает других библиотекарей, как нужно творчески выполнять свои обязанности.

Теперь о манере работать работать с читателями. Есть две группы библиотекарей. Одна из них очень деликатна, видит своей задачей не мешать человеку. Не говорите мне, пожалуйста, что вам всегда хочется поговорить с всем и каждым встречным о своей работе и делах, не поверю!

Но есть и другая группа, куда более многочисленная, которая своей задачей видит просветительство каждого, кто попадется ей в руки. И даже пример презренной мисс Клак и запас самоиронии не всегда спасает читателя от их внимания, увы и еще раз увы!

Случалось и мне обижать читателя... Тогда он говорил, «не буду ничего брать, мне это не нужно» и удалялся с гордо задранным носиком. А я ему подыгрывала, огорченно поджимая губы и делала вид, что меня очень огорчил и расстроил его отказ. Это была игра с моей стороны и притворство, потому что я знала, что через пять минут он вернется после консультации преподавателя, и все-таки возьмет все то, что я ему предлагала с самого начала, а под его чувство вины и униженности выдам ему еще два-три переплета по его теме. А заодно попытаюсь за пять минут научить его пользоваться электронным каталогом. И, - мало того, - я еще внесу работу с ним в статистику и в свой рабочий дневник, вот какая бездна коварства! А вы говорите - серая мышка! Да я - серый кардинал, вот кто я!

библиотека, размышлизмы, библиотечные байки

Previous post Next post
Up