Бесплатный сыр без мышеловки

Aug 23, 2019 18:00





Их можно встретить на пачках пельменей и на банковских сайтах, в приложениях интернет-магазинов и на дверцах такси. Спорим, вы и сами задумывались, - не прикупить ли себе такой. Это мы о номерах 8-800…

Интерес к бесплатными номерам для потребителей в последнее время действительно вырос. И тому есть как минимум два объяснения. Во-первых, это красиво (нет, не как в том самом анекдоте, а без шуток). Во-вторых, клиенты уже стали привыкать к такому сервису. Предлагать пользователям 8-800… для связи - это в некотором роде хороший тон. Особенно если услуги компании завязаны на коммуникации с потребителями: от консультирования по каким-либо вопросам до банальной техподдержки. Только представьте себе, человек слышит:

«Оставайтесь на линии. Ваш звонок для нас очень важен…» - и при этом за сам звонок он должен платить свои деньги. Да он же трубку повесит! И это не говоря уже о ритейле: для любой розницы сейчас наличие 8-800…- это must have. Почему - мы поговорим чуть позже. Однако эти факторы, при всей их важности, ничего бы не изменили, если бы не решающий аргумент. Как обычно, это цена вопроса.



Лет 15 тому назад, когда сервис 8-800… только начал появляться на российском рынке, стоимость владения таким телефонным номером исчислялась миллионами рублей. Счастливым обладателем услуги «бесплатный номер» могла стать только очень серьезная компания. Сегодня же стоимость бесплатного для потребителя телефона не просто снизилась - она снизилась драматически и стала доступной буквально всем желающим. Это не преувеличение: теперь иметь 8-800… не более затратно, чем обычный городской номер в коде 495, а услугу «бесплатный номер» для малого бизнеса рекламируют по телевизору, и люди активно ее себе подключают, еще сильнее подкрепляя сложившийся тренд.



Эволюция жанра

Номера 8-800… появились еще в ту эпоху, когда массовой мобильной связи просто не существовало. Их придумали для стационарных телефонов. Но сейчас большинство пользователей (и бесплатные линии здесь не исключение) звонит именно с сотовых. Так что по законам жанра эта услуга просто обязана была как-то откликнуться на всеобщую «мобилизацию» населения. Лет пять назад на рынке действительно появилась новинка под названием star numbers. Это короткие номера со звездочкой - от трех до пяти цифр. Функция у них такая же, как и у 8-800…- бесплатный для абонента звонок, но работает это только для мобильных. Если уже привычный нам 8-800… можно набрать с любого телефона, то «звездный номер» - только с сотового. Технически это работает следующим образом: операторы договорились между собой и выделили одинаковые номерные емкости.



Трехзначные номера, четырехзначные и пятизначные. Например, *123, *3456, *67890. Клиент, заказывая эту услугу, фактически выкупает соответствующие номера сразу у всех четырех провайдеров (МТС, Билайн, МегаФон, ТЕЛЕ-2). Из этого следуют две вещи: количество номеров ограничено сильнее, чем у 8-800…, и услуга эта не может быть дешевой. Арифметика, как ни крути. Тем не менее преимущества такого номера очевидны. Допустим, человек увидел рекламу на билборде или услышал три-четыре цифры по радио. Их будет запомнить несложно. В случае же с обычными семизначными телефонами (если это не так называемые «красивые номера») память уже вряд ли справится. Не поможет даже приставка 8-800…



Поэтому star numbers - это, конечно, более продвинутый сервис для пользователей. Его часто заказывают компании, которые уже давно работают с 8-800… и готовы развиваться дальше.

Сделайте мне красиво

История с «красивыми» номерами несколько шире, поскольку наряду с бесплатными для пользователей сюда попадают и не бесплатные для потребителей в зонах «495», «499» и т.д. Их основная функция - легкая запоминаемость. Не так давно это была очень горячая тема. Отдельные «красивые» номера стоили сотни тысяч и миллионы рублей. Например, в Москве был такой клуб - «шесть семерок». В него входила сеть «М.Видео» с пятеркой на конце (шесть семерок и пять - этот номер у них до сих пор) и другие крупные компании. Участие в этом клубе стоило немалых денег.

Но сегодня такая функция, как запоминаемость номера, потихонечку становится атавизмом. Это связано с массовым переходом на мобильные телефоны. Теперь номер телефона больше не нужно набирать вручную, он сидит где-то в нашем смартфоне или даже в облаке и вызывается по имени или даже по фотографии. Запоминать номер человека или организации теперь ни к чему. И «красота» номера перестала быть функционально значимой. Это тоже работает на развитие рынка номеров типа 8-800… и «звездных». Кстати, сегодня легко запоминающийся мобильный номер можно купить уже за совсем другие деньги, не за миллионы, а за 5-10 тысяч рублей, например.



В чем смысл, брат?

На первый взгляд, бесплатные номера 8-800… и star numbers кажутся просто трендовой вещью. Но это не  совсем так. Помимо того, что на данный момент уже сформирована культура пользования этой услугой, то есть она ожидаема пользователями (так же как наличие обратной связи на сайте, например), это еще и вполне себе самостоятельный и работающий клиентогенерящий сервис По сути, само наличие бесплатной связи уже дополнительно генерирует клиентский трафик - при прочих равных, выбирая услуги похожих поставщиков, потребитель сначала позвонит по бесплатному номеру 8-800… Поэтому бесплатные номера так любят рекламщики и маркетологи. Ведь это прямая связь с целевой аудиторией: акции лояльности, опросы мнения потребителей, выявление факторов недовольства - все это невозможно без прямого общения с покупателями и пользователями. Но в этой сладкой истории есть и ложка дегтя. Мода на бесплатные номера постепенно ведет к тому, что эти емкости у поставщиков 8-800… истощаются (хорошее всегда быстро кончается!).

И не за горами тот момент, когда цены на такие услуги снова поползут вверх. Так что есть смысл поторопиться.

Считайте это нашим инсайдом.

Previous post Next post
Up