Как стать яхтенным капитаном. Правдивая инструкция.

Aug 09, 2019 14:32





Приверженцы парусного спорта сравнивают свое увлечение с наркотиком. Похоже, они недалеки от истины. Во-первых, яхтинг способствует выработке организмом целого комплекса нейромедиаторов, в числе которых адреналин и серотонин. Во-вторых, «ручное» управление парусным судном - не иначе как победа над природой и реализация базовых экзистенциальных ценностей. Какие еще увлечения способны воздействовать на нас на уровне биохимии и активировать архетипические поведенческие паттерны? Стоит ли удивляться, что в век офисного планктона, намертво скованные по рукам и ногам социальными нормами и ограничениями, мы выбираем то, что способно дать нам эйфорию от обретения свободы и абсолютной гармонии с природой.

Пока еще на суше

Главное удовольствие от яхтинга - это, небрежно подбоченившись и приняв позу бывалого морского волчары, незаметно поправить настоящую капитанскую фуражку, бросить якорь рядом вон с той брюнеткой и... наслаждаться эффектом.

Люди в капитанских фуражках делятся на три категории: торговые и военные моряки, профессиональные спортсмены и яхтсмены-любители. Моряки - совсем не наш случай.



Парусный спорт мирового уровня, как и всякий профессиональный спорт, очень дорог. Там комфорт давно принесен в жертву скорости, и сегодняшняя элита мирового яхтинга (в которой, к слову, россияне прописались уже давно) на воде чуть ли не с рождения. Если это не про вас, то сейчас ловить уже нечего: как во взрослом возрасте ни тренируйся, все равно будешь проигрывать тем, кто всю жизнь за штурвалом.

Зато, чтобы стать яхтсменом-любителем, совсем не обязательно ползать по палубе с младенчества и тянуть шкоты в юношеской парусной школе. Заболеть яхтингом в 30, 40 и даже 50 лет, полностью погрузиться в тему и занимать призовые места в крупных международных регатах - вполне обычная история.

Любительский яхтинг чертовски привлекателен, не требует самопожертвования и к тому же выгоден: в островной стране вроде Греции или Хорватии на яхте за неделю можно обойти столько островов, сколько без нее не посетишь и за месяц. В гибкости - одна из прелестей яхтинга: вы можете бросить якорь в укромной бухте и купаться до заката, а можете выбрать длинный переход и идти под парусами десять часов кряду.

Даже понятие «отдых в Турции» наполняется иным смыслом, когда изучаешь эту страну с моря. Территория Турции, равно как и соседние страны южного Средиземноморья, - колыбель цивилизации. Этой стране есть что показать, но экскурсионный сервис, предлагаемый отелями или частными агентствами, ограничен, банален, иногда разорителен. Перемещаясь на яхте, вы сами решаете, что смотреть и где оказаться.

Современные парусные яхты - это полноценные плавучие дома с теплыми душами, туалетами, 2-5 двухмеными каютами, кухней, просторным светлым мягким салоном и настоящей деревянной палубой. Здесь все приспособлено для жизни: на борту 500-670 литров питьевой воды, евророзетки 220V, холодильник, морозилка, бар, кофеварка, стеклянная посуда, столовые и кухонные приборы, бокалы для вина, колонки и mp3-магнитола.

Яхтой управляет шкипер - тот самый яхтенный капитан, которого можно нанять через чартерную компанию. Возможно, вам даже попадется русский, но во время перехода он будет сыпать фразами вроде «Шкот генуи потравите» или «Выбрать грота-фал». На второй день вы начнете его понимать, на третий научитесь варить суп при крене в 30 градусов, на пятый перестанете путать веревки и научитесь вязать булинь, а к концу недели непременно захотите тоже быть шкипером. И тут вы зададитесь вопросом: а как стать яхтенным капитаном?

Шкиперские корочки сродни автомобильным правам. Учитесь в парусной школе, получаете справку, с ней отправляетесь в ведомство, регулирующее морское сообщение, сдаете экзамен и оформляете государственные права. Обычно их признают во всем мире. У России много выходов к морю, и государственные права у нас получить можно. Но арендовать по ним яхту за рубежом обычно нельзя.

Российская система парусного образования - преемница советской. В СССР парусный спорт не был редкостью, но с развалом Союза скончались и яхт-клубы, и программа обучения, и система аттестации яхтсменов. Яхтинг провалился в бюрократическую яму между двумя организациями - Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС) и Всероссийской федерацией парусного спорта (ВФПС). Первая контролировала движение по рекам и озерам, вторая занималась спортсменами, обе заявляли, что их удостоверения принимаются за границей, но программу обучения до недавнего времени не могли представить ни та, ни другая. Немногие парусные секции продолжали работать, но - продолжая автомобильную аналогию - права стало брать неоткуда.

Международные права

Помощь пришла от западных ассоциаций, устанавливающих единые стандарты обучения яхтсменов. Они начали выдавать лицензии нашим школам, и те одновременно обрели и многоступенчатую программу, и возможность выписывать «международные» дипломы. В мире есть две основные яхтенные ассоциации - британская RYA (Royal Yachting Association) и канадская IYT (International Yacht Training). Яхтсмены воспримут заявление «IYT лучше RYA» так же, как вы - фразу «Intel лучше AMD» или «Canon лучше Nikon». Выбирая между той и другой, имейте в виду: обе они несовершенны, но знания везде одни и те же. Дело в репутации школы, добросовестности конкретных инструкторов и трудолюбии студента.

Основное отличие RYA от IYT в том, что RYA - изначально некоммерческая организация, а IYT - в первую очередь бизнес. Исторически RYA строго контролирует свои школы, с пристрастием проверяет новые заявки и позволяет обучение только на английском языке. У RYA сложившаяся репутация, о строгости экзаменаторов ходят легенды, и серьезно настроенные яхтсмены едут учиться в Великобританию. IYT куда менее чопорна, позволяет обучение на любом языке и охотно лицензирует новые школы - иногда онлайн, на основании только лишь уплаченного членского взноса и фотографий школьной яхты.

В середине 2000-х IYT сильно пожалела о таком подходе: шкиперы с корочками IYT стали колотить лодки одну за другой. Начались проверки, выяснилось, что сертификаты продавали или выписывали по итогам алкогольных покатушек на воде. Несколько школ, в том числе российских, закрыли со скандалом, а IYT ужесточила требования, и отношение к ней стало выравниваться. Как бы то ни было, именно IYT-школы сделали яхтинг в России доступным: сейчас открыто две дюжины русскоязычных IYT-школ, в то время как получить аккредитацию в RYA смогла только одна - «Кабестан».

Обучение по любой системе ступенчатое: в первые дни вас научат управляться с парусами и веревками (уровень матроса, или Competent Crew), а затем будут тренировать на шкипера - сначала дневного плавания (Day Skipper или Bareboat Skipper), затем прибрежного (Coastal Skipper), дальнего (Offshore) и океанского (Ocean). Каждый курс - неделя теории и неделя практики, чем дальше - тем глубже и интереснее. Помимо работы с парусами, шкипер должен знать навигацию, метеорологию, правила расхождения судов (морские ПДД), уметь швартовать яхту, управлять экипажем и, естественно, всегда улыбаться.

«Улыбайтесь, - отхлебывая кофе, промурлычет вам из сухого салона инструктор, когда вы в шторм, окоченевший и насквозь мокрый, будете менять на носу парус. - Улыбайтесь! Вы только что отдали за это кучу денег, и люди думают, что вам нравится!» И вам понравится, обязательно понравится, особенно когда вы вспомните ту брюнетку.

С чего начать

Сердце подпрыгивает в груди, голова кружится в предвкушении приключений и морской болезни, вы тянетесь к планшету, чтобы скорее забраться в Интернет и вписаться салагой-матросом хоть на какую-нибудь лодку с мачтой… но не спешите закрывать журнал. Мы отобрали для вас пять российских компаний, куда стоит обратиться начинающему яхтсмену. Круизы, переходы, регаты, экскурсии, дегустации, покатушки - если вы теряетесь в догадках, с чего же начать, то вам сюда.

«Спортфлот» - единственный в Подмосковье флот монотипных килевых яхт SB20 и GP26, доступных для аренды всем желающим. Эти небольшие, простые и безопасные лодки - просто спасение для тех, кто жаждет гоночного азарта под парусом. «Спортфлот» проводит тренировки три раза в неделю плюс семинары каждые выходные и регаты два раза в месяц. sportflot.ru

Storm crew - единственный в России сайт-агрегатор яхтенных туров, основанный к тому же двумя капитанами. Это не просто сводная база с удобным поиском. Добавляя новые элементы, создатели действительно смотрят на лодки и шкиперов, старательно отбирая лучших. У них можно легко найти поездку, подходящую вам по типу, срокам и бюджету, и подселиться на яхту с экипажем из умных, активных и адекватных людей. Ресурс удобен как для начинающего, так и для более продвинутого яхтсмена.

Московская яхтенная школа - единственная в Москве школа, которая держит на Клязьме, в полу- часе езды от столицы, настоящую крейсерскую яхту - Bavaria 31 Cruiser (других учебных больших яхт в Подмосковье нет). Хороший вариант для тех, кто закопался в теории и хочет, наконец, вживую увидеть все эти краспицы и ванты или уже получил корочку, но до жути боится швартовок в тесных маринах. mys.ru

«Так-тик» - единственная российская гоночная школа со своим флотом, которая не привязана ни к какой системе обучения. Здесь просто дают практические навыки и рассказывают о том, что в рамках официальных программ могут стыдливо опустить: палубных маневрах в правильной последовательности, лавировке, спинакере, тактике гонки, точной настройке парусов. tac-tic.ru

«Кабестан» - единственная российская яхт-школа, аккредитованная RYA, пожалуй, самой авто- ритетной яхтенной организацией в мире. Теоретические занятия проходят в Москве, практические - круглогодично в Англии, в проливе Солент, сложнейшей навигационной зоне с мощными приливами и течениями, отливными мелями, фортами и активным движением сухогрузов, лайнеров и паромов. kabestan.co.uk

Это, конечно, не полный список, но российский яхтенный мир действительно располагает к частому использованию прилагательного «единственный». И уж, несомненно, он поможет начинающим мореходам проложить свой первый маршрут в этой новой для них водной стихии.

Previous post Next post
Up