Если отечественные СМИ еще и уделяют внимание теме конвергенции фиксированной и мобильной связи, то в русской Википедии FMC обходится стороной, что, возможно, показатель. При этом в
англоязычном описании сервиса там же - свои особенности, связанные с национальной телеком практикой США и Европейских стран. А значит, самое время немного разобраться, что есть на нашем рынке.
FMC (fixed-mobile convergence) - объединение фиксированной и мобильной связи в рамках единой корпоративной сети и одного номерного плана. У нас это означает возможность «короткого набора» мобильных и фиксированных номеров абонентами одной сети (сотрудниками одной копании), систему переадресаций с мобильных и городских номеров используя любую актуальную логику, единую голосовую почту, одновременный вызов на мобильный и стационарный и др.
Среди безусловных преимуществ FMC для корпоратов:
- «единое окно» по всем вопросам (единая служба поддержки для фиксированной и мобильной связи, один счет за услуги и т.д.)
- сокращение издержек на связь (корпоративные скидки, возможность совершать «мобильные» звонки по тарифам фиксированной связи, бесплатные звонки в рамках корпоративной сети)
- удобства использования коммуникаций для ведения бизнеса (не всегда, правда - в зависимости от способа реализации услуги, но об этом - ниже)
На Российском рынке услуги объединения фиксированной и обильной связи предлагают 4 оператора: МТС, Билайн, Гарс Телеком и Orange Business Services.
Решение МТС по описанию наиболее приближено к Wiki-западным стандартам, однако не предоставляет возможности использования полноценного «короткого номера», требуя дополнительного набора префикса.
Для компаний с сетью филиалов в нескольких регионах услугу
предоставляет Orange Business Services (в сотрудничестве с МТС).
Недостатки - сомнительные красота, удобство запоминания и использования «красивого короткого» номера, который, следуя данным с сайта Orange Business Services, может достигать 7ми (!) цифр. Многовато для «короткого номера», как ни крути…
FMC от Билайна - экстеншены (городской и мобильный) никак не связаны между собой (равно как «длинный» и «короткий» мобильные номера), нет надобности в префиксе. Но отсутствие логики в выделении коротких номеров мобильным и фиксированным абонентам вынуждает запоминать в два раза больше цифр, что объективно сглаживает ключевые преимущества FMC как такового. Не удивительно, что
«непосвященная» публика не сразу уловила суть как услуги Билайна, так и конвергенции как таковой. Как бы сами сотрудники оператора не запутались в своих номерах.
В модели FMC, разработанной еще в 2002-ом
Гарс Телеком совместно с Мегафоном, мобильный экстеншен отличается от городского не более чем на одну цифру (обычно первую), а в ряде случаев - совпадает с последними цифрами номера мобильного.
То есть если сотруднику предприятия выдана симкарта с номером вида +7 926 ABC XXXX, в рамках решения ему присваиваются мобильный экстеншен - XXXX, и городской - YXXX. Стоит ли говорить, что «АВС» одинаковые для сотрудников всего офиса.
Тем самым информация, необходимая для запоминания как сотрудниками, так и клиентами, сведена к минимуму.
Несмотря на
определенные надежды перспективы развития FMC в России весьма сомнительны, причем сдерживающие факторы носят как объективный (
бюрократические и организационные сложности), личностный характер (консервативность руководства отечественных корпораций), так и свидетельствуют, что до конца «докурченное» удобное решение по факту предлагают не все.
Это подтверждается как наблюдениями за большой тройкой («
Билайн Бизнес за пару лет продал 0 FMC») так и более чем семилетним опытом Гарс Телеком:
«
Что касается конвергентных услуг, фиксированных и мобильных, то они есть, они развиваются. Но опять же, они составляют 5-10% в выручке, не больше. И что бы ты ни делал, эту выручку увеличить невозможно» - Павел Гореньков, Telecoms World Russia & CIS 2010