Здравствуйте, дорогие друзья!… Итак, Вы мне адресовали 10 вопросов:
1. Как Вам удалось достичь высот в Вашей профессии?
2. Как, не опуская рук, работать и развиваться в какой-либо деятельности - как сделали это Вы?
3. Как Вам удавалось не падать духом? Что не позволяло опустить руки?
4. Почему Вы решили пойти по стопам отца, т.е. связать свою жизнь с воздушным пространством?
5. Не возникало ли у Вас чувство страха, когда Вы проводили испытания?
6. Хотели ли Вы стать лётчиком в детстве:
- если ответ «да», то как к Вам пришла эта идея?
- если ответ «нет», то довольны ли Вы своим выбором сейчас?
7. Какое достижение Вы считаете самым значимым в своей жизни? Почему?
8. Сложно ли стать пилотом, и какими качествами должен обладать настоящий лётчик?
9. Расскажите, пожалуйста: какая история из вашего лётного опыта запомнилась больше всего? И почему?
10. Не могли бы Вы составить для нас 5 советов, которые на Ваш взгляд помогут нам достичь поставленных целей ???
Ну что ж, попробую:
Click to view
Но только я буду отвечать немножко не в том порядке, в котором заданы эти вопросы… но постараюсь ничего не упустить. Начну в хронологическом порядке:
Когда я был маленьким, и мне ещё даже и семи лет не исполнилось, я даже ещё не пошёл первый раз в первый класс… погиб мой папа - Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель Юрий Гарнаев.Тогда в этом юном возрасте состоялось 1-Первое в моей жизни интервью. К нам приехала корреспондент газеты «Пионерская Правда» (была такая в Советском Союзе) и задала мне вопрос: «Сашенька, а когда ты вырастешь - кем ты хочешь стать?»
Я ей ответил: «Хочу как папа - стать лётчиком-испытателем и Героем!»
Мне трудно объяснить: почему тогда, в очень небольшом возрасте, я сделал такое серьёзное заявление. Ещё труднее мне объяснить - почему я это слово сдержал?!
И вся моя дальнейшая жизнь была как одна прямая линия - она была посвящена именно этой цели, ну и в каких-то аспектах… во многих, или во всех аспектах, мне удавалось этих целей достичь.
Поэтому я считаю себя безусловно счастливым человеком!
Никаких альтернатив я для себя не рассматривал: всю юность я занимался целенаправленно изучением прежде всего точных наук, ну и старался хорошо учиться вообще. Занимался физкультурой, спортом… и всё это я делал только имея в виду свою основную Цель - стать, как папа, лётчиком-испытателем и Героем!
По тем советским меркам, которые были в то время, я пошёл самым прямым путём: то есть я начал летать в аэроклубе… Как только закончил школу, в следующий же день - на следующий же день, не переночевав даже дома лишний раз, я уехал поступать в военное лётное училище… и поступил в Армавирское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков, которое закончил [в 1981 году] с Золотой медалью.
Как золотой медалист воспользовался своим правом выбора места службы - это стал лидерный полк истребительной авиации в Московском военном округе, дислоцировавшийся на аэродроме Кубинка. Сейчас этот полк преобразован в Центр показа авиационной техники, на базе которого летают в том числе всемирно известные пилотажные группы «Стрижи» и «Русские Витязи». Но тогда это был лидерный боевой полк - то есть боевой полк, который выполнял весь спектр боевых задач по Курсу боевой подготовки, и заодно занимался демонстрационным пилотажем по Курсу пилотажной подготовки.
Там я прослужил четыре года. За эти четыре года очень интенсивных полётов дошёл до уровня «Военный лётчик 1-Первого класса» и со 2-й (а не с первой) попытки поступил в Школу лётчиков-испытателей, после окончания которой попал в ОКБ Микояна.
Там мы работали очень интенсивно, очень бурно: у нас было полтора десятка опытных самолётов, и мне сейчас очень сложно выделить какое-то одно испытание - потому, что это был очень широкий спектр задач, которые мы решали… и боевых, и экспериментальных, и палубных.
Может быть просто сегодня в духе времени я одну работу выделю - потому, что сейчас сконцентрировано много внимания на этом:
Больше 20 лет мне нельзя было даже упоминать об этой работе - настолько она была секретна. И я всё время говорил: «Вы меня не снимайте, Вы снимайте только мой палец - вот один палец… вот именно этот палец нажал боевую кнопку, нейтрализовав всю американскую “Стратегическую оборонную инициативу”! (это была первая программа “Звёздных войн”)»
В 1991 году мне вместе со штурманом-испытателем Леонидом Степановичем Поповым довелось выполнить зачётную боевую работу по орбитальной цели. Это была трудная работа, ей предшествовало больше 3-х лет длительных испытаний в очень отдалённом месте - очень секретной в то время базе Сарышаган (на территории нынешнего Казахстана). И уже тогда, в 1991 году - мы получили зачётный результат!
После этого у меня ещё было много разных испытаний и демонстрационных полётов по всему Миру. Особая гордость - это то, что мы много лет летали в одной пилотажной группе с [Заслуженным лётчиком-испытателем СССР, Героем России] Анатолием Квочуром. Я перешёл в Лётно-исследовательский институт, стал командиром отряда лётчиков-испытателей № 1. В моём отряде было 5-пять Героев: и Российской Федерации, и Советского Союза (среди моих подчинённых)… в том числе и при жизни, и кто-то посмертно. Это была достаточно драматичная работа - у нас из списочного состава нашего отряда за 25 лет его истории в полётах погиб почти каждый третий.
Когда я закончил лётно-испытательную деятельность, то состоялся уже как гражданский лётчик, причём - и в России, и в США. Вот это, может быть, как раз и есть яркое олицетворение ответа на вопрос: «Как правильно жить?… и как правильно достигать своих целей?»
ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ДОСТИГАТЬ СВОИХ ЦЕЛЕЙ - НУЖНО УМЕТЬ ИХ СТАВИТЬ! ПРЕЖДЕ ВСЕГО НАДО УМЕТЬ ИХ СТАВИТЬ!!!
Описанный мной путь - это отнюдь не гладкая прямая линия. Каждый переход из этапа в этап: из военных лётчиков в испытатели, из ОКБ в Лётно-исследовательский институт, из лётчиков-испытателей в гражданские пилоты, из российских в американские… требовал большой решимости, большой самоотдачи и, скажем так, некоторого самопожертвования потому, что ты «сжигал за собой прежние мосты» и шёл вперёд в неизвестность - каждый раз! Каждый раз это требовало большой концентрации потому, что нужно было много по-новой учить!
И вот это как раз есть следующий ответ на вопрос: «Что нужно делать, чтобы достигать больших целей?!»
Помимо того, что их нужно правильно себе формулировать, нужно ещё очень-очень (извините за банальность!) много… очень много трудиться и очень много, о-очень много учиться!
Даже в возрасте за 50 лет, допустим, готовясь к сдаче на пилотское свидетельство американского линейного пилота “FAA ATPL”, я запирался по несколько месяцев в полном одиночестве, в полном отрешении - и учил, учил, учил и учил. Такова судьба любого современного пилота - это прежде всего очень много знаний… причём (что самое тяжёлое): то, что это не твёрдый набор каких-то учебников, которые проштудировал, запомнил, и - молодец! Самое тяжёлое - это то, что эти знания, эта информация постоянно обновляется… постоянно обновляется, и мне даже в возрасте под 60 лет доводилось по-новой садиться за парту, доводилось по-новой учиться в американских учебных центрах - на американском языке, рядом не было ни одного русского, с кем даже я мог бы посоветоваться… И снова, и снова - учиться и учиться!
Это - главная особенность современного пилота, но это главная особенность вообще современного профессионала, любого!
Кто бы Вам ни говорил (сейчас почему-то усилились такие тенденции): мол, что хорошо жить консервативно, хорошо жить старым багажом, хорошо жить «традиционными ценностями», «у нас свой особый путь» и «ничего нового нам не надо»… это не так, это ошибка, это - УМЫШЛЕННЫЙ ОБМАН!
Учиться нужно постоянно, и весь Мир - ВЕСЬ МИР развивается непрерывно. Ежедневно, каждый день в Мире появляется новая информация, каждый день в Мире появляется новая технология… а назавтра она уже овладевает всеми окружающими людьми. Вы можете легко в этом убедиться, посмотрев на айфончики в своих карманах, и сравнив их с тем, какие они были - год назад, два года назад, пять лет назад?! Вот так же бурно, как ваши айфончики, развивается всё остальное в этом Мире - ВСЁ, в любой профессии !
И поэтому важно ещё знать 2-два принципа … я сейчас немножко поиграю словами, надеюсь на ваше понимание. Есть два таких общеупотребительных слова:
Английское слово “AGiLE”, что значит «умный», «сообразительный», «быстро соображающий». Это - прилагательное, а от него есть теперь существительное “AGiLE”… Это значит очень точно сформулировать какую-то большую цель, разбив её на несколько этапов, и очень концентрированно достигать результата на каждом этапе… обязательно достигать результата, обязательно в конце абзаца ставить точку! А потом двигаться к следующему абзацу. И вот такое действие, такой алгоритм - сейчас называется бывшим прилагательным, а ныне существительным: “AGiLE”.
Есть 2-й принцип, который называется американским словом “CHALLENGE”. Вообще-то это существительное “CHALLENGE” - это ВЫЗОВ! А здесь он употребляется как глагол: “to challenge”, и точно перевести на русский язык очень трудно - потому, что много слов нужно потратить… Ну, типа: «Бросать вызов судьбе»!
Так вот нужно в своей жизни каждый раз не бояться “to CHALLENGE” - а затем, поставив перед собой новую вызывающую, амбициозную цель, идти к ней шаг-за-шагом: “AGiLE”, “AGiLE”… Вот так и достигаются цели, так и достигаются результаты!
В завершение я хочу сказать, что очень сильно обрезают свои возможности те, кто охмуряет свой рассудок. Я отнюдь не буду лицемерить и не скажу, что сам всю жизнь был трезвенником. Но если даже я и употреблял алкоголь - курить я никогда регулярно не курил, иногда «баловался» - но алкоголь я употреблял в небольших дозах, нечасто. И каждый раз, начиная употреблять алкоголь, я себе уже заранее намечал: сколько его употребить и когда прекратить?! Сейчас уже совсем редко это бывает со мной, но бывает, совсем ограниченно…
Но в юном возрасте это совсем нежелательно делать - почему? Потому, что Вы каждый раз у себя срезаете ваш “CHALLENGE” и ваш “AGiLE”!! И не нужно себя обманывать новомодными тенденциями: если там алкоголь, табак, анашу заменяют на какие-то новомодные кальяны, спайсы, каты, энергетики… Это всё - охмурение рассудка, которого нужно избежать. А так необходимое любому человеку в любом возрасте, начиная с детства, расслабление - нужно достигать путём отвлечений. Для меня таковым было занятие физкультурой и спортом, или музыка. Я любил и люблю слушать музыку - самую разную, хорошую.
Вот если жить по таким принципам - то достигнешь очень многого в этой жизни.
Я Вам от души желаю видеть каждому свою яркую звезду, идти к ней примерно вот таким путём… неважно - в какой именно профессии.
Вас обязательно ждёт удача!
УСПЕХОВ ВАМ !!!