Я тут взахлеб читаю книгу Саши Кушнира "
Nautilus Pompilius" ("
Хедлайнеров" уже проглотила, тоже замечательно).
Надо сказать, что первое серьезное фанатство не в попсе у меня случилось именно к "Нау" - году эдак в 1987-м. Лет мне было немного, ни о каких постерах тогда речи не шло - стенку я обвешивала крошечными черно-белыми газетными снимками прескверного качества, и количество их было ужасно мало - штучек шесть, а на концерты ни разу сходить не удалось. Зато у меня была одна целиковая кассета с "Нау", и я крутила ее сутками без перерыва. Матушка моя была в полном обалдении от текстов песен: она в жизни подобного, по ее понятиям, бреда не слыхала. Больше всего ее приводила в восторг строчка: "Доктор твоего тела" - она смеялась от души, когда ее слышала, настолько ей казалось абсурдным это сочетание слов. Однако, мое фанатство воспринимала спокойно, никак не высмеивала, не шпыняла и ничего не запрещала.
Так вот, постепенно активный интерес к этой группе прошел, но подспудно я продолжала отмечать как бы боковым зрением все, что попадалось на глаза о "Нау". Старый материал мне всегда нравился больше нового. Интересно, что только из книги Кушнира я узнала, что тот самый Хип, которого Артур Пилявин притащил как-то к нам на концерт и представил как нового менеджера "Восьмой Марты", занимался ранее "Наутилусом". Может, что-то и было сказано, но я пропустила мимо ушей, скорее всего.
Да, так вот: удивительно, как не совпадает внешняя картинка "Наутилуса", видимая мной, потребителем, в те годы, с тем, что творилось внутри их кухни. В жизни бы не подумала, что у них там такие сложности были.
Отдельно удивил их метод работы в студии. Ну, как обычно происходило всегда в моей лично практике? Народ сочиняет энное количество песен, вылизывает их, полирует на репетициях и концертах, после чего приходит в студию с отскакивающим от зубов уже материалом и записывает его. Максимум бэки на ходу придумываются, если в концертной версии их нет, а все остальное заготавливается дома. Ну или какие-то мелочи, если вдруг кого-то озарит по ходу записи что-то добавить или убавить. "Нау" же записывал конкретно "Титаник" каким-то крайне пионерским способом. "...откровенно расстаравшись, он приносил на каждую песню по 3-4 варианта гитарных аранжировок. Этим он усложнял ситуацию, предлагая Бутусову право конечного выбора. Иногда дело доходило до смешного - партии отличались друг от друга лишь звуковыми спецэффектами, через которые была пропущена гитара" - это все происходило уже в студии, хотя все нормальные люди устаканивают подобные дела на репетициях. Очень неожиданно было читать подобное.
Вообще, хорошее дело - такая литература. Внутренняя кухня позволяет понять какие-то моменты в песнях дополнительно.